Найти в Дзене

Стратегический план VS бизнес-план? Или так: Стратегический план И бизнес-план?

Что из себя представляет стратегия? Строго говоря, с момента первой публикации Игоря Ансоффа, посвященной стратегии в 1957 году, до настоящего времени ученые и практики так и не дали единого понятия термину «стратегия». Ну вот, например, какие определения «стратегии» можно встретить: Стратегия – глобальный план действий, направленный на достижение долгосрочной цели. Она определяет общий курс компании, выстраивает приоритеты и формирует базовое понимание желаемых результатов (ИИ). Стратегия (др.греч. – искусство полководца) – общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, в военном деле, позднее – вообще какой-либо деятельности человека. Задача стратегии – эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (ru.wikipedia.org). Стратегия – это определение долгосрочных целей и перспектив предприятия, адаптация направления действий и способа использования ресурсов, необходимых для достижения этих целей (Альфред Д
Изображение сгенерировано GigaChat
Изображение сгенерировано GigaChat

Что из себя представляет стратегия? Строго говоря, с момента первой публикации Игоря Ансоффа, посвященной стратегии в 1957 году, до настоящего времени ученые и практики так и не дали единого понятия термину «стратегия».

Ну вот, например, какие определения «стратегии» можно встретить:

Стратегия – глобальный план действий, направленный на достижение долгосрочной цели. Она определяет общий курс компании, выстраивает приоритеты и формирует базовое понимание желаемых результатов (ИИ).

Стратегия (др.греч. – искусство полководца) – общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, в военном деле, позднее – вообще какой-либо деятельности человека. Задача стратегии – эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (ru.wikipedia.org).

Стратегия – это определение долгосрочных целей и перспектив предприятия, адаптация направления действий и способа использования ресурсов, необходимых для достижения этих целей (Альфред Дюпон Чандлер младший).

Стратегия – средство достижения цели (И.Ансофф).

Стратегия компании – это системный подход к решению проблем ее развития и функционирования, что обеспечивает сбалансированность деятельности компании (Ф.Котлер, Г.Армстронг, Дж.Сандерс, В.Вонг).

Ну и еще много можно привести определений термина «стратегия»…

Но заметили? В каждом определении присутствует Цель и Пути ее достижения!

То есть Стратегия – некий набор действий, помогающий предприятию выживать, достигать поставленных целей и процветать в долгосрочной перспективе.

Зачем нужен стратегический план? Он помогает бизнесу:

  • определить направление развития: куда мы идем? что является приоритетом для бизнеса? каких показателей хотим достичь?
  • сфокусировать ресурсы на приоритетных направлениях, избегая распыления усилий. Эффективное использование имеющихся ресурсов – одно из главных условий успешной деятельности любого предприятия. Стратегический план позволяет не распыляться, а сконцентрироваться на действительно важных направлениях развития и направить ресурсы туда, где они принесут наибольшую отдачу;
  • адаптироваться к изменениям во внешней среде: в условиях быстро меняющегося рынка стратегия помогает бизнесу быть гибкими и быстро реагировать на внешние вызовы. Хорошо продуманная Стратегия помогает быстро адаптироваться к новым условиям -– будь то изменения законодательства, колебания цен или появление новых технологий, своевременно выявлять угрозы и использовать открывающиеся возможности.

К сожалению, многие руководители предприятий и топ-менеджмент до сих пор не понимают (или не хотят понимать?) важность стратегии развития.

Некоторое время назад, проводя экспресс-диагностику достаточно крупного (2000+ чел.) предприятия в рамках разработки Стратегии развития до 2030 года, пришлось столкнуться с искренним недоумением «топов»: Зачем нам это? Что нам даст Стратегия? Завод «как стоял – так и будет стоять, как работал – так и будет работать»! Ничем Стратегия нам не поможет!
Забегая вперед, скажу, - стратегия предприятия все-таки была разработана и принята.
Прошло пять лет и можно с уверенностью сказать – обозначенные в Стратегии еще в 2019 году цели достигнуты, большинство мероприятий по реализации Стратегии – выполнены, а сама Стратегия в дальнейшем стала основой для модернизации предприятия, начавшейся в 2022 году/
Но это – e;t совсем другая история…

Ну а как же бизнес-план? Это другой документ? Да, бизнес-план – несколько иной, но тесно взаимосвязанный со Стратегией документ. Он тоже отражает действия по достижению целей предприятия. Но фокусируется на краткосрочных и среднесрочных целях и финансовых показателях. Стратегия же, в отличие от бизнес-плана – нацелена на долгосрочную перспективу и определяет общие направления развития компании.

Итак:

Стратегический план – определяет долгосрочные цели (5-10 лет) и пути их достижения, включая анализ внешней среды, конкурентных преимуществ и рисков. Направлен на формирование общего видения будущего компании. Главная задача стратегического плана – определить – какой станет бизнес через несколько лет, «оцифровав» состояние бизнеса в финансовых (и не только) показателях и какие мероприятия помогут достичь желаемого положения на рынке.

Основные этапы стратегического плана:

  • оценка внешнего окружения и выявление возможностей и угроз при помощи, например, PEST-анализа, SWOT-анализа, других инструментов,
  • определение уникальных компетенций и сильных сторон бизнеса,
  • формулирование миссии и ценностей компании,
  • установление конкретных измеримых целей и мероприятий по их достижению.

Бизнес-план – концентрируясь на ближайшем и среднесрочном будущем, описывает текущие операции, определяет практические цели на ближайшие 1-3 года в рамках общей Стратегии развития предприятия, строит финансовые прогнозы и маркетинговые стратегии на среднесрочный период.

Бизнес-план может разрабатываться как для всего предприятия в целом и отражать все направления деятельности бизнеса, формируя Программу деятельности на среднесрочный период. А может быть разработан с конкретной целью – привлечение финансирования для запуска нового проекта, освоения новой продукции, расширения производственных мощностей и т.д. Обязательными этапами разработки бизнес-плана являются:

  • анализ текущей ситуации и потенциальных рынков сбыта;
  • финансовое моделирование, раскрывающее доходы и расходы на ближайшие 1-3 года;
  • маркетинговая стратегия, нацеленная на привлечение и удержание клиентов, увеличение продаж.

Подробнее о структуре бизнес-плана и этапах его разработки можно почитать в подборке на нашем канале «БК. Лаборатория Бизнес-Идей» в Дзене тут:

Бизнес-планирование | БК. Лаборатория Бизнес-Идей | Дзен

Кто должен разрабатывать стратегический план? Какие разделы он должен включать в обязательном порядке и как «подступиться» к разработке Стратегического плана (или Стратегии развития) вашего бизнеса – поговорим об этом в следующий раз. Следите за публикациями!

А ваше предприятие имеет Стратегический план развития? Делитесь опытом в комментариях!