В Государственной Третьяковской галерее открылась масштабная ретроспектива Ильи Ивановича Машкова (1881–1944) — художника, о котором спорят уже более века. Один из основателей объединения «Бубновый валет», признанный колорист и живописец, он и сегодня способен удивить, поразить — и оставить в лёгком недоумении. Эта выставка — шанс вглядеться в его мир заново.
Выставка под названием «Авангард. Китч. Классика.» объединит около 200 живописных и графических работ, собранных из крупнейших музеев и частных собраний России и стран бывшего СССР. Это событие уникально уже по масштабу: настолько полно Машков в Москве не выставлялся никогда. Зрителю предложено проследить творческий путь художника — от экспрессивного бунта раннего авангарда до зрелых произведений соцреализма. И в этом путешествии — немало сюрпризов.
Илья Машков был художником парадоксов. Обучавшийся живописи у Васнецова и Серова, он одновременно стал одним из самых ярких представителей примитивизма, за которым сегодня охотятся аукционные дома вроде лондонского Sotheby’s. Его реалистические полотна, напротив, часто остаются в тени — хотя, возможно, именно в них раскрывается настоящая глубина его таланта. Они не просто «выписаны» по академическим канонам — в них живёт неуловимая мозаичность, образ, собранный из цветовых и текстурных намёков. Его портреты, натюрморты и пейзажи — это не просто изображение, но высказывание, метафора, разговор с внимательным зрителем.
Каждая работа Машкова — как отдельная повесть. Вот каравай на деревянной доске — и перед вами не просто хлеб, а олицетворение дома, труда и заботы. В тяжёлой корке — солнце жатвы, в крохотных трещинах — дыхание печи, а в самой композиции — уважение к простому, насущному. Его «наив» не наивен: за кажущейся простотой — строго выверенная структура, тонкая эмоциональная точность и почти иконописная значимость.
Тем не менее, именно за свои бунтарские, экспрессивные работы Машков и получил мировую славу. Его «примитивизм» — это не порыв самоучки, а сознательная игра с формой, цветом и традицией. Он не создавал новое из незнания — он разрушал и переосмысливал, будучи в совершенстве знаком с академической школой. В этом смысле Машков — фигура совершенно особенная, глубоко русская и по-своему европейская. Не случайно его называли «Русским Сезанном» — и не только за любовь к объёмам и цвету, но и за ту внутреннюю серьёзность, которую он вкладывал даже в самые, казалось бы, «игривые» свои картины. Но и Сезанн, и Машков — всегда больше, чем стиль. Это — художественная личность.
Сегодня, в XXI веке, интерес к Машкову вновь стремительно растёт. Его работы вызывают оживлённые дискуссии: где заканчивается дерзкая новизна и начинается декоративность? Где искренность, а где эпатаж? Эти вопросы остаются открытыми — и выставка в Третьяковке даёт возможность каждому ответить на них по-своему.
Мы, быть может, особенно ценим Машкова не только за яркость и дерзость его красок, не только за ассоциации с великим Сезанном. Он дорог нам за честность своего поиска, за попытку говорить на языке современности, не предавая школу, мастеров и традицию. За то, что умел быть одновременно академистом и новатором, тонким психологом и весёлым балагуром на холсте. А каким Машков покажется вам — решать только вам.
Выставка открыта до осени. Не пропустите.