Найти в Дзене

"Капитализм платформ" – изучаем Ника Срничека

Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Нам сегодня говорят, что мы живём в эпоху важнейшей трансформации. Со всех сторон слышится: «экономика совместного потребления», «гигономика», «четвёртая промышленная революция» — слова мячиками так и летают вокруг, завлекая манящими образами предпринимательского духа и бесконечной гибкости. Срничек с ходу пишет о проблеме языка. Когда выдумывается новое название старым вещам. Физкультуру можно назвать аэробикой и толкать новый тренд, зарабатывая на нём. И ещё зарабатывать на сопутствующих товарах — костюмах для аэробики, например. Правда, ниже автор делает ровно то, чем грешат такие «комбинаторы»: «Это не первая книга на данную тему, но мой подход особенный». Особенный. Ага. Мы такие трюки «видим» после трёх лет работы читательского клуба и еженедельной совместной рефлексии. Цитата: «Проще говоря, идея книги в том, что мы многое можем узнать о крупнейших технологических компаниях, если рассмотрим их как экономических акторов в условия

Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Нам сегодня говорят, что мы живём в эпоху важнейшей трансформации. Со всех сторон слышится: «экономика совместного потребления», «гигономика», «четвёртая промышленная революция» — слова мячиками так и летают вокруг, завлекая манящими образами предпринимательского духа и бесконечной гибкости.

Срничек с ходу пишет о проблеме языка. Когда выдумывается новое название старым вещам. Физкультуру можно назвать аэробикой и толкать новый тренд, зарабатывая на нём. И ещё зарабатывать на сопутствующих товарах — костюмах для аэробики, например.

Правда, ниже автор делает ровно то, чем грешат такие «комбинаторы»:

«Это не первая книга на данную тему, но мой подход особенный». Особенный. Ага. Мы такие трюки «видим» после трёх лет работы читательского клуба и еженедельной совместной рефлексии.

Цитата:

«Проще говоря, идея книги в том, что мы многое можем узнать о крупнейших технологических компаниях, если рассмотрим их как экономических акторов в условиях капиталистического способа производства... Вместо этого мы рассмотрим их как акторов, которые вынуждены гнаться за прибылью, чтобы не провалиться в конкурентной гонке».

Акторно-сетевая теория. Кратко об этом написано вот здесь.

Цитата:

«Главный посыл моей книги — в том, что на фоне длительного снижения уровня прибыльности в промышленности капитализм развернулся к данным, ища теперь в них источник экономического роста и жизнестойкости. В XXI в., на основе изменений в цифровых технологиях, данные стали играть ключевую роль в компаниях и их отношениях с работниками, клиентами и другими капиталистами.

Появилась новая бизнес-модель — платформа, способная извлекать и контролировать огромное количество данных; и на этой волне мы наблюдаем подъём крупных монополистов. Сегодняшний капитализм в странах с высокими и средними доходами всё более им подчинён, и вся описываемая ниже динамика заставляет предположить, что тренд будет лишь усиливаться».

1. Данные. Биг Дата и вот это всё. Потребителя теперь анализируют вдоль и поперёк. Что он гуглит, что он смотрит. И на основании этого продают: как товары, так и гаджеты, чтобы он ещё больше смотрел и «срастался» с гаджетом. То есть корпорации теперь борются за внимание потребителя. Это стало «валютой» и «капиталом».

2. Создание платформ. Или экосистем. Чтобы человек «жил» в экосистеме, где ему продадут всё, что ему «нужно». Но это «нужно» можно легко подправить. Смотрите пункт 1.

Цитата:

«В Google работает около 60 тыс. чел., в Facebook около 12 тыс.; в WhatsApp насчитывалось всего 55 работников, когда Facebook купил его за 19 млрд долл., а в Instagram — 13 чел., когда он был куплен за 1 млрд долл. Для сравнения: в 1962 г. известные компании насчитывали куда больше работников — в AT&T трудилось 564 тыс. чел., в Exxon — 150 тыс., в GM — 605 тыс. чел. Так что, когда мы говорим о цифровой экономике, следует помнить, что это нечто большее, нежели просто технологический сектор, описанный согласно стандартным классификациям. В качестве предварительного определения мы можем сказать, что цифровая экономика включает компании, которые в своих бизнес-моделях всё в большей степени опираются на информационные технологии, работу с данными и интернет».

И автор развивает тезисы, о которых мы писали выше. Но тут появляется ещё один нарратив: «ИИ оставит нас без работы». И это вопрос: что делать с теми, кто раньше работал, а теперь «оптимизирован» в угоду эффективности?

То есть нужен некий базовый доход. Или иной взгляд.

Для вступления в читательский клуб пишите в сообщения группы ВК 800Million.

Там изучаем деньги. Экономику. Капитализм. Критику на капитализм. Биржи, банки, фонды. Социологию. Критику на социологию. Философию науки. И критику на неё же.

Если вам нравятся наши публикации, то вы можете поддержать канал донатом.

Ссылка на донат.

У нас есть много полезных и интересных публикаций.

Наш клуб 800Million совместно с Центром психологической безопасности (ЦПБ)

регулярно проводит финансовые курсы. В этой подборке собрана информация о курсах, отзывы о них, а также рассказано о преподавателе.

А это пост, в котором рассказано обо всех наших технологиях.

Здесь - наши статьи.

Здесь подборка с нашими рассказами о 800Million.

Кроме того, у нашего клуба есть своя картинная галерея нейроживописи.

Стиль - супрематизм. Картины созданы нашим мастером. Любую из работ вы можете заказать для приобретения.