Комедия о трагедии.
Премьера 14 июня 2025 года.
Режиссер - Олег Липовецкий.
Гимн жизни!
Долгая Пелопоннесская война, длившаяся 27 лет, заставила Лисистрату взбунтоваться против мужчин и войны. Она подбила женщин дать клятву не спать с мужьями, пока они не объявят мир. В финале, доведенные до крайности, мужчины капитулируют и объявляют мир.
Несмотря на антивоенную направленность комедии сюжет строится на борьбе мужчин и женщин, которые сошлись на пустой сцене, как на ринге, с арбитром на балконе.
Актер, одетый в костюм из другого века, в панталонах и блузе, играет какое-то божество, развлекающее себя пьесой. Скорее всего, это сам Аристофан. Вспоминается песенка: «А Мольер живет в веках». Итог: «Пред Афродитой упала Ареса твердыня».
Правда, о том, что действие происходит в Древней Греции, говорит только надпись над сценой. Сцена-подиум стоит на волютах античных колонн, словно Парфенон оказался погребен под землей после многочисленных войн, а вокруг него расстелена темная ткань, имитирующая пепелище, по которому раскидано оружие, книги, пластиковые стаканчики.
Действие вынесено за рамки истории. Актеры одеты фантазийно. Девушки в нарядах ярких цветов, многие в шортах и высоких сандалиях. О накидке напоминает ткань, спущенная с одного плеча на другое. В постановке театра Шалом победа женщин более чем очевидна. Каждая из актрис наделена яркой харизмой, красотой и мощным обаянием.
Корпулентная Клеоника (Анна Телицына) иронична. Она переговорит и положит на лопатки любого. Яркая Миррина (Евгения Романова) сексуальна и хитра. Лисистрата (Елизавета Потапова), лидер, как и полагается, в красном. Она стойкая и находчивая. Женщины захватывают Акрополь и богатства, удерживают его и склоняют мужчин к переговорам. Девушки вылезают из люков, из подземного храма, откуда бьет яркий свет.
Комедия обнаруживает, что женщины изобретательнее мужчин в любой стратегии войны. Даже в отступлении с театра военных действий. Одна засовывает каску под футболку, чтобы инсценировать беременность. Миррина придумывает, как соблазнить мужа, чтобы он, корчась от желания, согласился принять мир. Лисистрата, как и ее соратницы, владеет многими языками: легко переходя с греческого на иврит и русский. Ее перевоплощение в пифию-предсказательницу, чтобы остановить бегство подруг, сопровождается танцем. Актриса встает на мостик и, прогнувшись, ходит, по сцене.
Самой яркой и мощной среди женщин оказывается мужчина, переодетый в женщину. Это спартанка Лампито (Евгений Овчинников), примкнувшая к афинянкам. У высокого и крепкого актера на голове конская красно-коричневая грива. Словом, спектакль представляет зрителям разнообразие женских портретов с оттенком иронии. А как же еще!
Мужской мир выглядит смешнее и примитивнее. Они почти все сливаются в одну массу. Ярче всех играет муж Миррины - Кинесий (Антон Ксенев), доведенный женой до отчаяния и колик. Кроме бряцания оружием, а парни с ним не расстаются, похвалиться нечем.
Набор достижений и занятий нехитрый. Это бои без правил в трех раундах, которые разыгрываются на наших глазах, причем женщины с помощью Лампито побеждают. Далее - хоккей и холодильник, а также любовь к политике и власти. Воины твердят, что для них это «сложная роль», хотя они стоят застыв с оружием наперевес.
Главное для мужчин - соблюдение ритуала: сначала съешь оливку, а потом выступай. В общем, это все, что демонстрируют мужчины в пьесе. Ну и разные виды оружия: меч, автомат, трезубец, пистолет, тесак и даже ручной огнемет.
А вот женщины живут не по правилам и проявляют свою власть изощреннее. Они ничем не вооружены, кроме сексуальной энергии. Греки считали ее самой древней, называли Эрос и поклонялись ей. Лисистрата тоже заставляет мужчин прочувствовать муки половой неудовлетворенности, чтобы дать им понять, кто на самом деле управляет миром. Брызги сексуальности долетают до зрителей первого ряда, а некоторых близость Миррины прям-таки накроет.
Действие комедии движет энергия притяжения мужчин и женщин, апофеозом которой становится сначала хит «Позвони мне, позвони», а потом «Я хочу быть с тобой». Спектакль строится как яркое шоу, в котором все актеры живут как один организм, раздираемый внутренними противоречиями. Они заставляют воющих снова и снова расходиться по разные стороны баррикад или в едином порыве падать на пол сцены. Режиссер словно показывает, как бьется сердце влюбленного человека, то ускоряясь, то падая. Актеры и сами проиграют этот мотив в танце.
Однако в спектакль встроены и лирические эпизоды. Лисистрата вспоминает с маленькой девочкой Лисистратой, живущей в ней, о травме всей ее жизни. Ее отец ушел на войну и не вернулся, погиб на войне брат, умерла мать. Спектакль - мощнейшее высказывание за мир, при этом режиссер обнажает и более глубокий пласт комедии.
Почему женская энергия сложнее и сильнее мужской? Как в каждом из нас проявляется это противостояние двух начал, которое открыл Фрейд? На эту тему в нашем веке рассуждали такие режиссеры, как Феллини, посвятивший этой теме фильм «Город женщин». Педро Альмодовар сделал женщину своей религией и главной героиней. В фильме Паоло Соррентино «Вечная красота» герой бродит по Риму в поисках все той же идеальной женщины и встречает ее в разных женщинах, даже в образе монахини, оказавшейся в его спальне!
Олег Липовецкий сотворил яркий площадной спектакль, в котором этот конфликт наполнен живой энергией и страстями. Если примирение на поле битвы возможно, то бой полов бесконечен как сама жизнь и прекрасен! Кому-то шутки показались примитивными, но актеры почти не отступали от текста комедии. А каким еще должен быть театр Аристофана?!
Браво режиссеру и всей постановочной группе!!!