15 июня состоялась экскурсионная поездка в необычное место – в хутор Старозолотовский. Необычно оно тем, что этот хутор входит в сотню самых прекрасных деревень мира. Конечно, это коммерческий проект, но молодцы авторы этого проекта, которые позаботились создать живописный уголок в Ростовской области и показать быт казачьих семейств на Дону. В 2022 году хутор Старозолотовский получил вторую звезду «Ассоциации самых красивых городков и деревень России».
В музейный комплекс «Тихий Дон» входит три куреня: Мелеховых, Коршуновых и Астаховых – эти дома представляют собой те декорации, в которых происходила съемка четвертой версии «Тихого Дона». Дома эти, я думаю, вполне жилые, сделанные по образцу и подобию тех, в которых жили донские казаки.
Мы узнали и увидели много интересного. Дождь, заставший нашу группу во время поездки, не помешал нам посетить поле цветущей лаванды. Женщины охотно фотографировались и покупали букетики высушенной лаванды.
Дождь пошел в то время, когда мы решили подкрепиться в «Торговом доме» в ожидании экскурсии по казачьим куреням. Можно было купить пирожки, булочки, мороженое и чай-кофе.
После прошедшего дождя зелень засверкала еще ярче.
Прекрасный экскурсовод рассказал нам об образе жизни казаков. Многое, конечно, нам было уже известно, но кое-что оказалось новым или просто забытым.
Самым богатым был курень Коршуновых с двумя русским печами, с латунной посудой, с высоко взбитыми подушками на убранных кроватях, с непременной геранью на небольших окошках, которая отпугивала нечистую силу. Большое количество окошек делало хорошим обзор на случай какой-нибудь тревоги. Богатым было убранство обеденного стола в этом доме: стоял самовар и посуда знаменитого кутузовского фарфора, рецепт изготовления которого был утрачен.
Казаки, как оказалось, раньше всех начали пить кофе в России, так как были ближе к Турции. Этот напиток был свидетельством достатка, и женщины толкли зерна пестиком на крыльце, чтобы люди видели, что они не лыком шиты и могут себе позволить такое дорогое угощение – ярмарка тщеславия в казачьем варианте.
Нам показали чугунные щипцы, которыми казаки подвивали свои чубы и усы. И мы узнали, почему чуб должен был быть с левой стороны – своеобразная броня от нечистой силы.
Женщины покрывали голову платком, носили кичку. Платок, завязанный сзади, свидетельствовал, что женщина доступна для новых отношений. Кто бы на это обратил внимание в фильме, а Аксинья именно так повязала платок, когда вокруг нее на коне гарцевал Григорий.
Аксинья со Степаном спали, хотя и через стенку, но в разных комнатах. Над кроватью мужа висела ногайка, которую можно было использовать для воспитания жены.
Нам было разрешено было садиться на стулья и сундуки во время экскурсии. Стулья были крепкими и тяжелыми. Полы были покрыты домоткаными половиками. В комнате Наталь Коршуновой мы увидели реальный ткацкий станок, а в доме Аксиньи – жернова, с помощью которых женщины мололи зерна, получая муку. Работа эта была сугубо женская и физически тяжелая.
Казачки носили по нескольку юбок сразу, чтобы подчеркнуть свою телесную силу.
Территория музейного комплекса очень ухожена. Кроме буйного цветения роз, было много разных декоративных уголков.
На большой площади перед входом на территорию музея выступал фольклорный ансамбль, звучали прекрасные песни.
И участницы нашей поездки оказались чудесными певуньями.
А уже перед отправлением домой одна из участниц нашей экскурсии, оказавшаяся поэтессой, прочитала нам стихотворение, посвященное Старозолотовскому.
Настроение у всех было прекрасное!