Это только на первый взгляд кажется одним и тем же. И раньше эти понятия не смешивались, а, скорее, противопоставлялись друг другу.
Во дворе дети гуляли безнадзорно, свободно, почти как дома.
«Гулянью во дворе» противопоставлялось «гулянье на улице», которая нам не принадлежала, это была психологически внешняя, небезопасная среда. Туда детям выходить одним строго-настрого запрещалось. Только со взрослыми. И не важно, где ты живёшь, в центре города или на его окраине. «Только на улицу не ходи!!!» - напутствовали нас старшие, отпуская гулять во двор.
Домино и шахматы на бульварах
Поскольку уж так сложилось, что раннее детство у меня прошло в центре Москвы, то упомяну здесь несколько забавных «красок» гулянья «на улице», в основном – с дедушкой. Мы гуляли в основном на Тверском и Суворовском (сейчас – Никитском) бульварах, в сквере Алексея Толстого (зимой в нём можно было кататься с горки – сугроба вокруг памятника). (Хотя несколько раз я «догуливала» до… Мавзолея Ленина. Почему? Наверное, такими верными ленинцами были мои бабушка с дедушкой, что, дойдя до Александровского сада, уже не могли не посетить это святое для коммунистов место.)
На бульварах жизнь кипела, всегда было многолюдно. Кто-то шёл по делам, кто-то кормил голубей. На Тверском бульваре, в начале Суворовского всегда сидели стаи голубей.
Скамейки не пустовали, а активно использовались любителями настольных игр, окружённых многочисленными болельщиками. Домино, шашки, шахматы. Целые клубы любителей!
Надо сказать, что эта практика повседневного времяпрепровождения была распространена не только во дворах (что известно и отражено в литературе и в кино), и не только на бульварах (чему сама свидетель). На окраинах города, в парках вблизи новых районов тоже. Отец моей подруги на протяжении многих лет отправлялся с шахматной доской в Ворошиловский (ныне Солдатенковский) парк, где на свежем воздухе собирались шахматисты прилежащих домов.
Недавно оказалась я на Гоголевском бульваре и была приятно удивлена. Там расставили шахматные столы, можно взять шахматы напрокат. Не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое!
Побег за "раскидайчиком"
По бульварам ходили продавцы «вертушек» (это такие разноцветные бумажные крутящиеся флюгеры, прикрепленные к палочкам, обычно – крестообразно соединённым), «тёщиных языков» (свистулек с разворачивающимся, если подуть, длинным узким мешком из цветной бумаги) и мячиков на резинке «раскидай» (самодельные разноцветные мячики на резинке, набитые опилками и обёрнутые цветной бумагой. Резинка надевается на палец или на руку, бросаешь мячик, а он возвращается в руку. Продавали его с присказкой: «Продаётся раскидай, куда-хочешь-туда-кидай: хочешь – направо, хочешь – налево, хочешь – вверх, хочешь – вниз, а хочешь – так куда хочешь!») Оказывается, это всё – старинные пасхальные игрушки, берущие историю с Вербных базаров.
И, хотя в середине ХХ века никто Пасху открыто не праздновал (хотя куличи пекли и яйца красили), игрушки, как выяснилось, - пасхальные, продавались.
Я их обожала! Они завораживали! Завораживали настолько, что как-то я безоглядно пошла за их продавцом по Тверскому бульвару, и только у памятника Тимирязеву оглянулась и поняла, что потерялась. К моему счастью, дедушка не выпускал меня из виду, он просто спрятался за деревом. Там же, у Тимирязева, всегда стояла мороженщица и продавала эскимо (тогда ещё – цилиндрической формы, во второй половине 60-х оно приобрело форму параллелепипеда, и лишь в конце века снова вернулось к форме цилиндра), а напротив, почти на углу Тверского бульвара и улицы Качалова, было маленькое окошечко, в котором продавались пончики.
(До сих пор не могу найти информацию об этом окошке с пончиками. Откуда оно там взялось, между магазином "Ткани" и зданием бывшей школы? Может быть, кто-то знает?
Ведь было же! Чем не фаст фуд?)
Собственно, поеданием мороженого и пончиков (по секрету от бабушки) и заканчивались наши с дедом прогулки. А ещё меня восхищала снегоуборочная машина, та самая, с «лапами». До сих пор не могу пройти мимо, когда встречаю такую, останавливаюсь, смотрю… Сейчас такое же восхищение у маленьких детишек вызывает мусорная машина. «Мусорка!» - восторженно кричат малыши и бросаются к окнам наблюдать за этим урчащим чудом техники.