1. «Поцелуй вампира» - Роберт Бирман, 1988 год.
Невыносимо талантливый племянник кусается!
Вот не только я считаю, что психотерапевты, не все, но в определенной части своей популяции, просто некомпетентное жулье! Чтобы выразиться мягче, эта сфера деятельности довольно благоприятна для людей недобросовестных в силу своей непрозрачности... или лучше это назвать неоднозначностью? Не знаю. Это не врачи, у которых есть стандарты профессии, справочники по болезням, начальство и клятва Гиппократа. А если психотерапия это услуга, то какими критериями качества ее оценить? Поставьте звездочку, если вам все понравилось? Сомнительно. Решать проблемы - неприятное занятие, оно по определению не оставляет приятного послевкусия. Словом, мутная вода. А в той воде бесчестная рыба. В лучшем случае жуликоватый мозгоправ просто присасываются к несчастному человеку и разводят его на деньги, а в худшем… фильм «Поцелуй вампира» как раз про такой худший случай.
Герой Николаса Кейджа работает литературным агентом в Нью-Йорке. Он много работает, ведет беспорядочную сексуальную жизнь, третирует свою секретаршу и ходит к психотерапевту, потому что у него от всего вышеперечисленного стресс. Однажды герой встречает загадочную женщину, с которой проводит ночь страсти. И вроде ничего необычного, но девушка оказывается вампиршей. Будучи укушен, герой постепенно утверждается в мысли, что и сам стал кровопийцей.
Вот только все это бред и дикие галлюцинации постепенно разрушающегося сознания, пораженного душевным недугом. Страшное в данной ситуации заключается в том, что окружающие люди вроде бы и видят, что парень ведет себя странно и вызывающе, но не считают нужным предпринимать что-либо по этому поводу. Не их дело. В результате герой в совершенно невменяемом виде бегает по улицам в накладных пластмассовых клыках, совершает изнасилование, затем убийство, а в итоге умирает. Его закалывает деревяшкой взбешенный брат изнасилованной девушки. И все это происходит под бдительным присмотром психотерапевта, которая слушает лунатика, тихо кивает и назначает время следующего сеанса. Миленько то как.
Коммерциализация системы здравоохранения - это в принципе омерзительная вещь. Но человек, который не получает облегчения от лечения соматической болезни скорее способен понять, что его дурят. Страдалец, чьи проблемы душевного свойства, гораздо проще попадется на удочку недобросовестного или просто непрофессионального дельца от околомедицинских сфер. Тут ведь никогда не знаешь, здоров человек или болен, а если болен, то насколько серьезно. Он сам о себе такого, в любом случае, не скажет. Вот и герой фильма «Поцелуй вампира» не просто сходит с ума, он сходит с ума на глазах большого числа людей, которые предпочитают, по тем или иным причинам, просто этого не замечать. Кто-то не хочет вмешиваться не в свое дело, кто-то боится навлечь на себя неприятности, кому-то тупо наплевать, оплата ведь почасовая. А ведь если бы кто-нибудь удосужился, оказать ему своевременную медицинскую помощь было бы проще простого.
Не то чтобы это был какой-то особенно талантливый или глубокий фильм. Не первый и не последний затрагивает он тему безумия и изоляции человека в насквозь коммерциализированном обществе. Самая фишка тут - кривляющийся Николас Кейдж, кривляющийся до кринжа. Поклонники кривляний талантливого племянника считают, что тут он выложился по полной. Мне тоже понравилось.
2. «Ритуал» - Дэвид Брукнер, 2017 год.
Лучше бы водку пили.
Жили-были мужики в спокойной и тихой Европе, пока одно из них не убили при ограблении магазина (в спокойной, тихой и законопослушной Европе такое случается, видимо от переизбытка воздуха свободы). Оставшиеся в живых решили почтить память приятеля совершив пеший переход по Королевской тропе, живописному пешему маршруту, проложенному в национальном парке Сарек на севере Швеции. Во время перехода один из друзей получает травму колена и парни решают сойти с тропы и пройти через, чтобы скорее выйти к цивилизации и оказать помощь раненому.
Warning! При организации туристического похода всегда необходимо предоставить о себе информацию в МЧС: когда группа выйдет, каким маршрутом пойдет, когда планирует прибыть в конечную точку. И никогда, вообще никогда и ни под каким видом, нельзя сходить с тропы!
Вот мужики сошли с тропы и натолкнулись в лесу на хтоническую дичь. И это им еще повезло, что они грибников не встретили.
Фильм «Ритуал» эксплуатирует в принципе стандартные тропы фильма ужасов: нечто невидимое топочущее по лесу и зловредно шуршащее ветками, кошмарные видения и галлюцинации героев, странная хижина в лесу, внутри которой находятся оккультные атрибуты, затерянная в лесу деревня с сектантами, проводящими человеческие жертвоприношения языческому богу-монстру. Тем не менее приятно, что для разнообразия в качестве героев у нас не свора подростков, а четыре взрослых мужика с признаками кризиса среднего возраста. Ведут они себя более-менее органично. Не бесят. Повесточки опять же нет. В целом, фильм прото, как среднестатистический европейский мужик учится вести себя как… мужик.
В основе фильма лежит книга с тем же названием, автора Адама Нэвилла. Кто он такой не знаю, книгу не читала. Не уверена, что она вообще представляет какой-то интерес. В фильме, в конце концов, самое крутое это виды леса, а где они в книге?
Лес, который превращается для героев в самый настоящий лабиринт Минотавра, снят с большой любовью, красиво и разнообразно. Собственно я всегда говорю, что природа, сама по себе, без признаков присутствия человека, уже вполне способна нагнать жути. Люди, существа противоестественные и антиприродные, мы чувствуем себя в безопасности только в искусственной среде, которую сами для себя создаем. Ну и еще нам нужны другие люди рядом, чтоб мирно паслись. А в лесу, без никого, нам страшно.
Для фильма от Netflix довольно пристойно, хотя и не сказать, чтобы страшно было. Иронично, что если бы они просто решили напиться, все бы у них было хорошо.
3. «Разборки в стиле кунг-фу» - Стивен Чоу, 2004 год.
Куг-фу в свинарнике.
Два молодых раздолбая слоняются по городу и пытаются разводить мелких лавочников на деньги прикидываясь крутыми бандитами из банды Топоры (в фильме вроде это не озвучивается, но город, вероятно, Шанхай, а исторический период - первые годы после падения династии Цин и установления республики под властью Гоминьдана). В своем мошенничестве юноши не особенно удачливы и, в конце концов, привлекают нежелательное внимание настоящих бандитов и к себе и к бедняцкому кварталу с красноречивым названием «Свинарник». В «Свинарнике» нашли пристанище сразу несколько великих мастеров кунг-фу, разочарованных в жизни и желающих лишь тишины, покоя и анонимности. Однако, когда творится беззаконие и несправедливо обижают простых людей настоящий мастер кунг-фу не может бездействовать!
Весь фильм построен на сочетании довольно простого дидактичного сюжета, буффонадного юмора и преувеличенно акробатического экшена, когда мастера кунг-фу побеждают целые толпы врагов максимально нереалистичными способами. Главный герой, молодой мошенник, проходит через испытания и искушения, но решает встать на сторону добра и обретает силу мастера кунг-фу, необходимую для победы над врагами и восстановления справедливости. При этом парень не просто растет духовно, он даже чисто внешне преображается, как будто Иван-Дурак превращается в Ивана-Царевича искупавшись в трех котлах.
Китайские фильмы про кунг-фу, это, наверное, самые китайские фильмы вообще. Такая кинематографическая фишка страны. Позже, с продвижением технологий, появятся масштабные фильмы в жанре уся, в духе "Дома летающих кинжалов", открывшие миру сокровищницу китайской древности и мифа. Но сначала было кунг-фу.
"Разборки в стиле кунг-фу" созданы по принципу «простенько, но со вкусом». Немудреный сказочный сюжет, яркие и смешные персонажи, динамичный экшен в лучших традициях кунг-фу боевиков. Если не смущает, что в китайских комедиях все корчат рожи и атомно переигрывают, то фильм непременно развлечет.
4. «Поцелей женщины-паука» - Эктор Бабенко, 1985 год.
П.. в хорошем смысле слова.
В современном кинематографе появление персонажей с нетрадиционной сексуальной ориентацией стало восприниматься как неизбежное зло. Дань моде в лучшем случае, требование цензуры - в худшем. Хорошо если дело ограничивается маркировкой, отменили какого-то из персонажей как заднеприводного и далее в сюжете эта деталь не упоминается. Потому что если тему будут пытаться углубить и расширить… наступит полный экстремизм, запрещенный (вполне справедливо) российским законодательством.
А между тем, вполне можно найти примеры удачных фильмов работающих с таким материалом. «Поцелуй женщины-паука» из таких.
События фильма происходят в послевоенной Аргентине, в тюрьме. Одну камеру делят политический активист Валентин (его играет лучший Гомес Аддамс всех времен и народов - Рауль Хулиа) и гомосексуалист Луис (Уильям Хёрт получил за эту роль Оскар в 1986 году, когда награда еще не была такой зашкварной как в наши дни). Политике в фильме не уделяется какое-то особое внимание, это скорее общий фон. Подобная история могла бы с легкостью произойти в любой из латиноамериканских стран, с их бурными политическими историями, полными революционной борьбы и фашистских переворотов. Валентин состоит в подпольной организации марксистского толка, в тюрьме его пытают, в надежде выведать информацию (какую именно тоже ни разу не проговаривается, тут это не принципиально). Луис, загремевший на нары за непристойное поведение, стукачит для тюремного начальства, в камеру к Валентину его подсадили специально, в надежде, что тот в какой-то момент проговорится.
На протяжении всего фильма зрителю представляется наблюдать за общением этих совершенно непохожих мужчин. Валентин - аскет, идеалист и закаленный боец, поначалу относится к своему соседу по камере пренебрежительно. Луис живет фантазиями и чувствами, реальный мир мало его волнует и вся его личность будто бы выстроена вокруг его гомосексуальности. Он словно ходячий штамп, легкомысленный, поверхностный и манерный. Даже его любимый фильм - банальная немецкая пропагандистская мелодрама времен Второй Мировой, одна из множества сварганенных Рейхом для популяризации себя в Латинской Америке. Немцы, кстати, очень серьезно относились к пропаганде в Латинской Америке, которую рассматривали как будущий плацдарм в войне с США. И нельзя сказать, что усилия оказались тщетны, учитывая скольким видным фашистам та же Аргентина предоставила убежище после войны. Луис, однако, совершенно не выкупает политическую подоплеку фильма, за что Валентин его частенько третирует и даже оскорбляет. Но со временем, Валентин понимает, что Луис беззлобный, отзывчивый и добрый человек, а негативные черты, такие как инфантильность и пассивность, происходят скорее от мягкости его характера и остракизма, которому его подвергает общество, от ощущения собственной слабости и бессилия. Революционер начинает тормошить своего собрата по заточению, пытается пробудить в нем человеческое достоинство, что ему, в конце концов, и удается.
Луис узнает от Валентина, что в мире есть вещи настолько значительные, что ради них можно подвергнуть себя страшной опасности, бросить вызов превосходящему силой противнику, претерпеть мучения и даже принять смерть. Валентин узнает от Луиса, что иногда стоит быть с самим собой помягче, может даже немного себя пожалеть и это не будет слабостью. История оканчивается трагично, оба героя погибают. И для обоих смерть становится осознанным выбором, утверждением человеческого достоинства и свободы.
Для персонажа Уильяма Хёрта его сексуальная ориентация - важная личностная характеристика, во многом определяющая его поведение, социальное положение и образ мысли. Это и важная часть сюжета. Луиса и в стукачи то именно по этой причине и берут - с расчетом на то, что манерный беспринципный педик все сделает для спасения собственного зада (pun intended). Однако, человек не исчерпывается маркером. Это всегда в первую очередь человек, у которого есть гордость, который может просто устать жить в страхе и пресмыкании перед сильными. Устать от роли ему навязанной и пожелать чего-то большего, пусть даже ценой освобождения окажется сама жизнь.
В этом как раз и кроется разница между фильмом Эктора Бабенко и современной «повесточкой». Персонаж, созданный под требования инклюзивности, в подавляющем большинстве случаев, исчерпывается своим маркером. Если это гомосексуалист, то это будет буквально ходячий стереотип, и признаки маркирующие его как гомосексуалиста будут единственным его содержанием. Это не может не отталкивать. Забавно, но паскудная немецкая пропаганда, которую Луис раз за разом пересказывает Валентину, коротая дни в камере, куда больше имеет общего с современным кинематографом, чем может показаться на первый взгляд. Вот буквально, у нас именно таким кино сейчас экраны и завалены. И оказывает оно на зрителей такое же усыпляющее разум действие как и на Луиса в фильме Бабенко.
5. «Герой наших снов» - Кристоффер Боргли, 2023 год.
И снова племянник.
Почему бы им не закончить, если с него начали, да?
Честно сказать, я бы не стала смотреть этот фильм, если бы в нем не было невыносимо талантливого племянника. Потому что тут никаких открытий не делают.
«Герой наших снов» во многом похож на «Не смотрите наверх». Эти два фильма чуть с разных сторон говорят об одном и том же. О том, что современная евроатлантическая (или же назовем ее «западная») цивилизация стремительно утрачивает свои когнитивные функции. Утрачивает способность анализировать себя, рефлексировать и стремиться к истине, а следовательно и к контролю над собой и над миром. Кругом сплошь истеричные снежинки, которых хлебом не корми, дай только на что-нибудь триггернуться.
Странные появления героя Николаса Кейджа в чужих снах сначала приводят к хайпу, затем к массовой истерии, а по итогу выливаются в новые рекламные технологии. Точно так же как квинтэссенцией космической экспансии человечества стала запущенная Илоном Маском в космос Tesla. Как пердеж в лужу.
Попытки героя заниматься наукой - тщетны, споры в соцсетях - бессмысленны. Соцсети не для продуктивного межличностного общения, способствующего психологическому развитию индивида. О нет, они для рекламы и управления мнениями (что по сути та же реклама, только опосредованная, вам впаривают не сам товар, а образ мысли, порождающий желание обладать товаром). Причем эти новые медиаторы человеческих коммуникаций стали настолько всеохватными, что уже нельзя уйти от их влияния просто удалив аккаунт или разбив телефон. Герой не может вести себя рационально в сложившихся обстоятельствах, старомодная модерная рациональность давно вышла из чата. Управлять развивающимся вокруг него хайпом он тоже не может, ресурсов не хватает. Ему уготована лишь роль жертвы обстоятельств в этом дивном новом мире эмоциональных качелей и управляемого хаоса.
В одной из сцен фильм герой сидит, пока за его спиной рефреном повторяется «Thoughts?» или «Есть мыслишки?». Нет, никаких мыслишек нет. Больше нет.