— Так, что у нас по списку? — Тамара склонилась над длинным листом, исписанным аккуратным почерком. — Паспорт, деньги, страховка, плавки, панама, таблетки от головы, таблетки от живота, зарядки, тапочки... Где мои тапочки?!
Руслан уже привычно рыскал под диваном, одновременно задавая Саше шпионский вопрос:
— Сынок, ты опять мамину обувь использовал как гараж для машин?
— Ага, в одной тапке мой трактор ночует! — гордо сообщил шестилетний наследник, даже не сомневаясь в гениальности своей инженерной мысли.
Бабушка с невозмутимым видом паковала в дорожную сумку банку малосольных огурцов, пузырёк валидола и аккуратно сложенную, ещё советских времён, пляжную тунику из марли:
— Лучше везти лишнее, чем потом на месте бегать по рынку. А то помню, как в прошлом году все бегали, а я одна елицину купила!
— Мама, мы же едем на море, а не переселяться на новый материк! — взмолилась Тамара. — Ну кто берёт с собой ещё и аптечку весом в семь килограммов? И зачем… — она подозрительно вытащила из бабушкиной сумки половник. — Это если варить придётся — вдруг на кухне поломка!
Руслан хихикнул:
— Я лучше промолчу про наш запасной утюг, который ты в третий год подряд пытаешься пронести сквозь багажный контроль.
Сборы — первый этап любого семейного апокалипсиса. Когда чемоданы всё-таки закрылись, из балкона был извлечён поднос с бутербродами для дороги, детей облачили в “немарающиеся” футболки, а дедушке строго-настрого велели не ссориться с проводницей.
— Если начнёшь опять спорить из-за температуры в купе, я тебя выписку под окнами ждёт! — пообещала бабушка, вскидывая брови. Дедушка только буркнул: — Старею я, раз и внуки, и жёны надо мной смеются...
В итоге на автовокзал явилась делегация из семи человек с ощущением, что все уже устали и требуют отпуск ДО отпуска.
— Кто придумал эти семейные поездки? — язвительно спросила Тамара, когда автобус промчал первые пятьдесят километров и грянул первый скандал: Саша пролил сок на своей футболке супергероя, бабушка забыла, что кефир “наверняка прокиснет”, а дед обнаружил, что едет вообще без водительских прав.
— Зато каждый год одни и те же шутки, — подмигнул Руслан, вытирая руки влажными салфетками, которых, к счастью, хватило на всю дорогу до моря.
В дороге ссорились из-за всего: кому открывать окно, кто будет смотреть мультики на планшете, а кто — “разгадывать кроссворды для продвинутых”. Как всегда, пришлось остановиться на полевой стоянке, где выяснилось, что к бутербродам не положили нож. Дедушка флегматично откусил от колбасы “как от багета”, а Саша вдохновенно размазывал сок по сиденью. Бабушка с облегчением нашла в своем ридикюле пару ложек — “Авось пригодятся!”
В гостинице критическую массу напряжения добил номер. Руслан бросился в душ — а горячей воды нет. Бабушка тут же объявила:
— Ну и славно! На курорте и вода не обязательна, главное — воздух морской.
Саша бегал по коридору, выискивая, где поселилась "семейка из соседнего мультика", а мама откладывала телефонную фотосессию до момента, когда “все перестанут быть взъерошенными”. Но у всех был свой ритуал отдохнуть от отдыха: дед пошёл по соседям искать шахматы, бабушка варила чай на дорожной плитке (!), дети отправились в бой за лучший лежак на пляже, а Руслан тихо радовался, что хотя бы мобильная связь ловит.
— Какие мы разные! — вздохнула Тамара вечером, когда все попытались посмотреть “семейный фильм” на экране, который загадочным образом превращал голоса в писк.
— Потому и весело, — поддержал её Руслан.
Но вот случилась катастрофа: все деньги ушли на билет в местный аквапарк (компромисс между желанием детей и желанием родителей отдохнуть). Деньги оставили дома — “На всякий случай!” — а теперь их не хватило на мороженое после кассы. Саша закатил истерику, бабушка попыталась выпросить скидку “за пенсионный возраст”, а Тамара задумалась, как перевести с карты "вот прямо сейчас".
Вечером вся семья дружно сушила промокшие вещи феном, приспособленным к ручке шкафа. Через пять минут сгорел предохранитель, а стайка соседских детей пришла учиться у дедушки делать бумажные лодки.
— Ну вот, зато теперь у нас друг на море — весь этаж стал наш! — радостно объявил Саша.
Последней каплей стал забытый крем от солнца. Утром все проснулись красивой командой: мама с “пятнистой” спиной, у папы — красный нос, у бабушки — идеальный цвет, но в душе лёгкое раздражение.
— Может, в следующий раз ... поедем просто вдвоём? — начала было Тамара, но тут заметила, как громко смеются дедушка с Сашей, придумывая конкурс на самый нелепый загар.
— Да ладно тебе, ведь каждый отпуск — это не только скандалы, но и воспоминания, которые греют куда дольше солнца!
В этот вечер все сидели на пляже: ели хлеб с варёными яйцами, спорили о погоде и друг над другом подшучивали. Когда мимо пробежала толпа ребятишек, Саша гордо сказал:
— У меня самая весёлая семья на свете! Пусть иногда ругаемся, зато смеёмся всегда вместе!
И вот когда отпуск закончился и все вернулись домой, через месяц выяснилось: ни один из взрослых не помнит, из-за чего именно был самый громкий скандал — зато у всех в телефоне осталась фотография, где мама улыбается в пятнистом купальнике, папа держит дедушку за уши, а бабушка машет пляжной туникой вместо флага.
Вот почему наши отпускные скандалы так быстро превращаются в общий смех. Потому что только с близкими мы можем позволить себе быть “неровными”, настоящими и... такими родными!