"Звенит в ушах турбина (давление растёт), я вечно буду помнить родной подводный флот..."
® Из рифмоплётства автора блога.
-"Прошу разрешения!" - сверкнул буквально через пару минут амальгамой (под золото) вставных передних зубов Зиновкин - "Немыч, говорят, Вы шило получили?"
-"Присаживайся, да дверь не забудь закрыть!" - широким жестом пригласил его к накрытому столу хозяин каюты.
Мичман немного помялся в дверях, но, визуально оценив увесистый шмат отлично просоленного сала, закрыл дверной замок на два оборота, а затем занял место на свободном стуле.
-"По какому поводу праздник? И… откуда такая прелесть (это про сало)? Только это… меня жена дома ждёт!" - без остановки выпалил Егорыч.
-"Отвечаю согласно заданных вопросов, поэтапно" - улыбнулся Немо - "День взятия Бастилии. Места надо знать. Подождёт… или я часто тебя к столу приглашаю?"
-"Вообще-то, честно говоря, впервые… Ну разве если по ниточке! (на толщину пальца, сленг)."
…
По ниточке… время течёт незаметно.
…
Где-то через час.
Торопиться уже некуда (а Егорычу - особенно). Наступил расслабон.
Настроение - как поётся в известной подводницкой песне:
-"Посиди со мной, приятель. Посиди, куда спешить? О соблазнах жизни этой нам давно пора забыть. Что нам женщины, что деньги? Что зима, что тёплый май? Ты давай, браток, по третьей пополнее наливай…"
Хотя "ниточка" уже не третья, а Бог его знает какая по счёту. Но серьёзные мужские разговоры о службе идут полным ходом:
-"Немыч, ты извини меня всё-таки. Неправ я! При мне же этот случай был, а я… тормознул что-то…"
-"Егорыч, да хватит уже извиняться! Да, КДЖ мне об этом рассказывал! Иначе как бы я догадался? Я тебе что, Кашпировский?!"
-"О, Евгений Фёдорович Кивака заслуженный человек!"
Выпили, попутно, за заслуженных людей.
-"Егорыч, я вот что хотел сказать… спасибо тебе большое - системе СК-3 (контроля за ядерным реактором, заведование химслужбы) ты меня научил. Давай теперь браться за систему вентиляции и кондиционирования - я только теорию немного подтяну, хорошо?"
-"Да без вопросов! Кстати, в четвёртом (бывшем ракетном отсеке), завод корректуру в схему вентиляции отсека не внёс, я точно знаю. И… ещё…"
-"Да что ты мнёшься, говори уже?"
-"Турбинисты жалуются…"
-"Разберёмся!"
…
Где-то через пару часов - (О, Ужас!) - сало надоело!
Достали и вскрыли рыбные консервы. Заодно выпили за здоровье старшины команды снабжения Василия Ивановича (который их после морей всегда офицерам и мичманам экипажа втихаря раздавал) - излишки намного хуже недостач, а в море, хотите верьте (хотите - проверьте?) всё не съедается; или, точнее, не съедалось в те далёкие уже, советские ещё времена. Можно, конечно, за борт выбросить - но люди проверенные (не сболтнут там, где не следует), а продуктов жалко.
Разговор предельно откровенный. Пересказали друг дружке неизвестные до сего момента подробности своих биографий.
У Немыча она совсем ещё короткая, у Егорыча чуть длиннее, но тоже ничего необычного - призвали обыкновенного парня из города Людиново Калужской области на Флот.
Прошёл он учебку (учебный отряд) подводницкую, служить направили в Гремиху. Отслужил два года, понравилось. Служил хорошо, без замечаний. Получил добро от командования, да отправился учиться в дубовку (ШМИП - школу мичманов и прапорщиков). Вернулся на старое место службы, уже мичманом, химиком-дозиметристом. В очередном отпуске женился на хорошей девушке. Служил на проекте 658М, а затем, на краснознамённой пла К-181, 627А проекта. Спустя время, в ноябре 1985 краснознамённая ушла в СРЗ-10 для производства капитального ремонта, но в сентябре 1987 была исключена из состава ВМФ, в связи со сдачей в ОФИ (отдел фондового имущества). Вскоре должность Егорыча сократили. А он уже успел получить квартиру в городе Полярном, обжиться. Так и оказался мичман на 149-ой подводной лодке…
-"Кстати, Егорыч, давно хотел спросить - а почему ты на сидушке (*) в КРХП отдыхаешь?"
-"Мне так спокойнее. Немыч, ты только представь, что на вахте бойца нашего, что-то произойдёт? А нас рядом нет?"
-"Даже представлять не хочу…"
…
Где-то к нулям (00.00).
Надоело разговоры разговаривать и за службу, и за вообще. Начали про баб…
-"Даааа, вот Ольга - зачётная женщина!"
-"Это какая, из дозиметрической лаборатории? Или финчасти?" - Егорыч и тут имеет своё авторитетное мнение - "Обе хороши! Ты, кстати, жениться не думаешь?"
-"Ещё чего!" - это уже Немо - "Дурное дело - нехитрое. Успею!"
Ну и так далее…
…
Где-то глубоко за полночь…
-"Ты что ржёшь, как полковая лошадь?!"
-"Да вспомнилось, как ты источник уронил! Представь, замполит у "Каштана": - отличникам боевой и политической подготовки (не занятым на вахте), в качестве поощрения, собраться на второй палубе реакторного отсека. Занятия по системе У-Шу проводит начальник химической службы, лейтенант Немо!!!
-*ля, Егорыч, я тебе когда-нить… нос откушу… за твои шуточки! - и, не сдержавшись, сам:
-"Ахххахах!!!"
-Ахххахах!!! - в ответ.
-"Всё, тихо, люди спят!"
Вентилятор марки "Ветерок", вставленный в открытый люмик (иллюминатор, сленг), знай себе молотит на вытяжку. Немо уже начал, с месяц где-то, покуривать периодически, не всерьёз пока что. Его собеседник же не курит вообще. А так и дым выносится наружу, и звуки голосов маскируются.
…
Ещё чуть позже…
-"Ну, я домой пошёл!"
-"Чтооо? Отставить! Значит так - ложимся спать. Нижняя койка свободна. Степанов (командир ЭНГ - электронавигационной группы - и сосед Немо по каюте за номером 3-41) всё равно раньше обеда понедельника не появится!"
-"А почему… обеда… понедельника?"
-"Да потому что во вторник я заступаю дежурным по ПЛ и Сергея Георгиевича на вахте меняю!"
-"Аааааа!"
-"Зурна! Значит так, Егорыч, супруге передашь большой от меня привет. А от себя скажи - что лейтенант молодой (я то есть), кто как не ты, мне должен был помочь? Вот и скажи - выводились долго, ну приняли потом на грудь немножко. А чтобы на заводском КПП не светиться, легли спать. Короче, вали всё на меня!"
Спустя непродолжительное время собеседники-собутыльники уже спят. Сон их глубок и безмятежен. И снится им, безусловно, что-то хорошее…
…
На следующей неделе, в четверг. Казарма, правое крыло третьего этажа, где расположен штаб бригады. Кабинет просторный. Флагманский химик за письменным столом отсутствует, и Немо общается с подполковником медицинской службы, флагманским медиком (ФМ и ФХ делят кабинет на двоих):
-"Василий Иванович, а где Станислав Григорьевич?"
-"Не знаю точно, на территории (судостроительного завода) где-то…"
-"Ааааа… ясно, спасибо! Передайте, ему, пожалуйста, что я документы ему на столе оставил!" - последняя фраза произносится нарочито громко, когда Немо проходит мимо странно расположенного дивана (спинка наружу, весь завален схемами и картами, придвинут вплотную к батарее центрального отопления).
Зачем? Так это же штатное лежбище главного химика бригады, про которое знают, похоже, все, кроме его начальников… Непонятно? Объясняю - примет стакан на грудь флагхим - там и спит. В рабочее время, в наглую. Не каждый день, конечно. Но бывает - только шило в руки Ваховскому попадёт - и повода (праздника) не надо. А бригадный врач его выгораживает - и попробуй ты его соседа на территории завода найти; да и лодок на акватории Пала-губы столько, что ставить некуда!
…
На следующий день после обеда. Плавказарма, рубка дежурного. Немо беседует со своим флагманским по телефону:
-"Ну и где Вы там бродите?!!" - Немо ехидно ухмыляется, но слушает молча - "В понедельник, в 14.00, быть у меня в каюте!"
-"Есть!"
Взаимоотношения флагмана со своим подчинённым весьма своеобразны - общение только на "Вы" и по воинскому званию (хоть иллюстрации к общевоинским уставам с них пиши), но оба друг друга… тихо ненавидят!
Вот и в этот раз, с порога кабинета, Немо услышал:
-"Ооооо, какое счастье! Нас посетили герои подводных просторов!"
-"Здравия желаю, товарищ капитан 2 ранга!"
-"Здравствуйте, товарищ лейтенант! А я вот здравствую, и хорошо себя чувствую, только когда вы в море! Жаль, конечно, что вы на полгода в него не ходите!!"
-"Товарищ капитан 2 ранга, давайте по существу? Вы смотрели мои документы?"
-"Смотрел. И имею встречное предложение - а не хотите ли вы написать рапорт на учёбу в академию? Ну что вот тут вам делать, в нашей убогой серости? Вам же в Главный штаб ВМФ нужно, не ниже, товарищ лейтенант?! Либо, на худой конец - на новостройку (новейшую атомную подводную лодку в процессе строительства)?!!"
-"Я настоятельно прошу вас прекратить издевательства! Станислав Григорьевич, поймите - люди в седьмом… через жопу дышат… ЦеО (СО - окись углерода) прёт не по-детски… я всего лишь прошу вас дать "добро" на установку дополнительных фильтрующих кассет и расширение диаметра трубопровода - вентилятор справится. Вы вообще смотрели мои расчёты?"
-"Для этого необходимо выходить на проектанта! Для внесения изменений в систему вентиляции! Вы вообще представляете масштаб и уровень, на котором будут рассматривать ваши… бредни?" - Ваховский начинает терять терпение.
-"Чтооо? Да вы просто боитесь, как бы чего не вышло! Впрочем, как всегда! А насчёт морей… - вы сами-то, когда в них последний раз были?!!" - не стерпел Немо.
-"Аааааааааа, ***дь!!!" - и, далее, неконтролируемая истерика. Флагманский крайний раз, пару лет назад, вышел в море вместо предшественника Немо. А тот тупо потерялся, поскольку пытался уволиться из доблестных рядов ВМФ уже который год. Пришлось пойти на крайность. В результате - нашли. И быстренько уволили в запас. С тех пор для капитана 2 ранга Ваховского это больная мозоль. Иногда, в его голове что-то там щёлкает, и он упрекает Немо в том, что это за него он в море ходил… -"Пусть ваши турбинисты вахту несут в респираторах! Я хоть ящик вам выпишу!"
-"Отлично!" - лейтенант достаёт из папки заранее заготовленный бланк наряда на получение имущества, со всеми положенными печатями-подписями, и аккуратно вписывает туда, в соответствующие графы:
-РМ-2; 64; 114.
Что в переводе на русский язык означало, что химическая служба войсковой части 13127 имеет потребность в респираторах марки РМ-2, в количестве ста четырнадцати штук (ящика - как и обещали). И просит у в/ч 34327 выдать это имущество со склада подчинённой штабу бригады береговой базы (в/ч 72091).
Флагманский тут же наряд подписывает, и всем своим видом даёт понять, что разговор окончен…
…
Течь третьего контура судоремонтный завод-гигант под номером 10 устранил легко и просто. Как всегда, с помощью гамна и палок передовых технологий, и используя современнейшие материалы. Прошло ещё какое-то время.
…
Каюта 3-41. Её хозяин (сосед, как почти всегда, отсутствует) стоит по стойке смирно. А заместитель командира по политической части (ЗКПЧ), капитан 2 ранга Гайко жмёт ему руку и говорит хорошие и правильные слова. Приятные для Немо. Что-то насчёт того, что:
-"Командование корабля решило Вас поощрить, но это только аванс…"
Немо с интересом разглядывает красивый лист плотной бумаги, и читает машинописный текст, гласящий:
-"За достигнутые успехи… тыры-пыры…, правильное и умелое руководство… бум-бум-бум…; а также в ознаменование ХХ-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции…" - его награждают грамотой!
Подписи командира и замполита, печать войсковой части - всё, как положено. Это первая офицерская награда начхима. Пусть скромная, но, если бросить взгляд на героя нашего рассказа со стороны, его уши - горят. От радости и счастья.
Гайко Владимир Иванович заканчивает здравницу, разворачивается, и в торжественную атмосферу внезапно врывается его возглас:
-"Б***ь! Начхим, а это что за ***ня?!"
С внутренней стороны двери на двух офицеров призывно смотрит вышеуказанная красотка (тогда ещё в формате календаря).
-"Это календарь на текущий год, товарищ капитан второго ранга!" - официально докладывает начхим.
Зам внезапно (и абсолютно неожиданно для Немо) успокаивается, и спрашивает, приглушенно-стеснительно:
-"А ещё календари есть? Только мне это… что-нибудь поприличней - дома в гальюне повешу!"
-"Конечно, да!" - отвечает хозяин каюты - на прошлой неделе командир турбинной группы Олег - сосед по плавказарме - сам родом из Волгограда, прибыл из отпуска и торжественно вручил ему несколько штук.
Со знанием дела обстоятельно выбирается постер для замполита. Выбор сделан! Молоденькая Вера Сотникова, в фрагментах кольчуги, шлема и чего-то там ещё из облачения былинного богатыря, меняет хозяина.
-"Спасибо, Нем Немыч, только молчок об этом!" - важно заявляет замполит - "И это… обрейте (в смысле - обколотите рейками по периметру) календарь, аккуратно! Вешать что-либо на переборку и крепить канцелярскими кнопками - ну это же… военно-морская серость!"
-"Так точно!" - отвечает начхим.
Почему замполит не вставил ему пистон по полной схеме? А Бог его знает! Ясно лишь одно - когда дверь каюты в открытом состоянии, и защёлкнута на штатное крепление у раковины вверху, плаката совсем не видно…
…
Лейтенанта впереди ждал долгий и трудный путь - он примет решение служить до предельного возраста. Лодку его зарежут (пустят на иголки), прямо на его глазах, на одном из судоремонтных заводов Мурманской области. Где Немо будет служить уже в должности флагманского химика. И останется от атомной подводной лодки только реакторный отсек:
Который, рядом с такими же несчастными обрубками в ПВХ (пункте временного хранения) Сайда-губы будет ждать следующего столетия - только тогда уровень радиации спадёт до допустимых величин, и модули (реакторные отсеки эти) можно будет утилизировать дальше.
Немо дослужился до капитана 3 ранга, получил долгожданную квартиру по избранному месту жительства и сейчас на пенсии.
С досадной регулярностью о временах его офицерской молодости теперь ему напоминает лишь сильный шум в ушах, отдалённо чем-то похожий на свист турбины седьмого отсека родной подводной лодки. Это когда кровяное (оно же артериальное) давление немолодого уже человека взбрыкнёт в очередной раз, по одному ему (давлению) известным причинам.
Конечно, периодически нашего героя посещают воспоминания. Про самый интересный и насыщенный период его жизни - службу на Северном флоте, конечно. Много чего было сделано им хорошего, что-то выполнить не удалось.
Но, самое главное, Немо до сих пор считает, что весь его воинский труд - это всего лишь капля в море труда тех, кто молча лямку тянул, служа рядом с ним. В весьма себе, прямо скажем, поганенькое время. Как для страны вообще, так и для её вооружённых сил, в частности. Пусть порою и искренне не понимая (а иногда и отказываясь воспринимать вообще) проводимые новой уже Империей реформы, они приняли решение служить до предельного возраста, и прошли этот путь до конца.
P.S. Выражаю глубокую признательность своему однокашнику капитану 1 ранга запаса Сергею Николаевичу Елсакову за консультацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности!
Сноска:
(*) - внутренняя часть дивана, сленг. Тут - деревянный каркас, обтянутый брезентом, а внутри - пружины и наполнитель. В данном случае лежала на настиле палубы прямо за креслом дежурного оператора-дозиметриста.
19.06.2025
.
P.S.S. Конечно, будь у Немо такое платье ЭрБэ:
, он бы его так быстро не сносил. Но в те времена подобная красота не выпускалась. К сожалению.
Заказал комплект сам (поскольку парадная тужурка с моей "талией" конфликтует с каждым годом всё больше и больше; а надо же хотя бы раз в год, 19 марта, вы*бнуться быть красивым? ))).
Делюсь ссылкой: ( https://vk.com/podplav_shop?ysclid=mc1k11x7u9289976360 ). Организация называется "Подплавъ". Если кого заинтересует, разобраться в проблемах заказа-доставки - элементарно!
Как это уже сделал я...
.