Найти в Дзене

ВАЗ-21099: случайная замена ВАЗ-2110, ставшая легендой

В конце 70-х и начале 80-х Волжский автозавод кипел идеями. Все — от конструкторов до министров — понимали: старенький ВАЗ-2101 доживает свой век, нужны новые модели. Завод собрал несколько инженерных групп, каждая тянула в свою сторону, из-за чего возникали накладки, порой даже намеренные. Бардаком это назвать нельзя — все же СССР, но путаница была заметная. Главной силой была "старая гвардия", продолжавшая развивать заднеприводные "Жигули". Последней ласточкой стала «семерка» — ВАЗ-2107. Но и на этом не остановились. В 1981 году появился проект А. Беликова с новым дизайном на старой платформе, экстерьер которого позже перекочевал в Москвич-2141. В 1982 году Валерий Семушкин разработал другой прототип — почти современный ВАЗ-2112, но с... перископом на крыше. Эти машины по странной логике получили индексы вроде ВАЗ-2112 — никакой связи с будущим переднеприводным хэтчбеком. Видно было одно: завод хотел спасти задний привод. Но рынок диктовал другое — надо было идти в ногу с миром и пе

В конце 70-х и начале 80-х Волжский автозавод кипел идеями. Все — от конструкторов до министров — понимали: старенький ВАЗ-2101 доживает свой век, нужны новые модели. Завод собрал несколько инженерных групп, каждая тянула в свою сторону, из-за чего возникали накладки, порой даже намеренные. Бардаком это назвать нельзя — все же СССР, но путаница была заметная.

Главной силой была "старая гвардия", продолжавшая развивать заднеприводные "Жигули". Последней ласточкой стала «семерка» — ВАЗ-2107. Но и на этом не остановились. В 1981 году появился проект А. Беликова с новым дизайном на старой платформе, экстерьер которого позже перекочевал в Москвич-2141. В 1982 году Валерий Семушкин разработал другой прототип — почти современный ВАЗ-2112, но с... перископом на крыше.

Фото: Авто Mail
Фото: Авто Mail

Эти машины по странной логике получили индексы вроде ВАЗ-2112 — никакой связи с будущим переднеприводным хэтчбеком. Видно было одно: завод хотел спасти задний привод. Но рынок диктовал другое — надо было идти в ногу с миром и переходить на передний.

Параллельно другая команда разрабатывала ВАЗ-2110 — именно ту "десятку", которую мы знаем. В 1983 году один из ранних вариантов показали в Москве. Машина выглядела интересно, даже с четырьмя фарами в стиле BMW, но кузов буквально разваливался на тестах. На полноценную "десятку" проект не тянул.

-2

Решили упростить. Прототип получил новый индекс — ВАЗ-21099, что технически значило: это модификация существующей модели. Проект стал реальнее. Кузов собирали вручную, со множеством доработок и усилений. Через пять лет — в 1990 году — ВАЗ-21099 пошёл в серию. А заодно дал базу для будущих моделей вроде ВАЗ-2115 и 2117.

-3

А ВАЗ-2110? Этот проект, изначально проходивший как "100-й", потом "200-й", преследовали и технические проблемы, и финансовые. Первые серийные машины появились только в 1998 году, а ВАЗ-2112, тот самый хэтчбек, пошёл на конвейер в начале 2000-х.

-4

АвтоВАЗ спешил, но в те годы качество страдало, сборка была слабой. Только к концу 90-х удалось довести машину до уровня, способного конкурировать с иностранцами. Но путь к этому был долгий — и начинался он вовсе не с ВАЗ-2110, а с путаницы вокруг ВАЗ-21099.