Найти в Дзене

Frank Zappa – Hot Rats (1969) Рецензия на альбом и разбор особенностей изданий на виниле.

Продолжаю цикл обзоров о новаторских альбомах, которые произвели революцию в рок-музыке. В предыдущих своих публикациях я писал о первом диске Led Zeppelin, который сделал прорыв в хард-роке и тяжёлом блюзе, о первом диске King Crimson, который в полной мере раскрыл жанр прогрессивного рока и о первом диске Pink Floyd, который широко распахнул двери рока психоделического. Сегодня я напишу об ещё одном альбоме, который был первым в жанрах джаз-рока и фьюжна. В отличие от предыдущих работ, Hot Rats Фрэнка Заппы был уже не первым в его дискографии. Но, на мой взгляд, именно он первый в полной мере раскрыл и соединил разные стили рок-музыки. Наверняка мне сейчас возразят, и скажут, что и до этого альбома в данном направлении работали такие корифеи жанра, как Майлз Дэвис и Джон Колтрейн, и будут совершенно правы. Но, всё же их работы 50х и 60х годов были гораздо ближе к джазу, чем к року. А жанр фьюжн означает сплав разных стилей – рока, джаза, блюза, психоделии, этнической и академической
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Продолжаю цикл обзоров о новаторских альбомах, которые произвели революцию в рок-музыке. В предыдущих своих публикациях я писал о первом диске Led Zeppelin, который сделал прорыв в хард-роке и тяжёлом блюзе, о первом диске King Crimson, который в полной мере раскрыл жанр прогрессивного рока и о первом диске Pink Floyd, который широко распахнул двери рока психоделического. Сегодня я напишу об ещё одном альбоме, который был первым в жанрах джаз-рока и фьюжна. В отличие от предыдущих работ, Hot Rats Фрэнка Заппы был уже не первым в его дискографии. Но, на мой взгляд, именно он первый в полной мере раскрыл и соединил разные стили рок-музыки. Наверняка мне сейчас возразят, и скажут, что и до этого альбома в данном направлении работали такие корифеи жанра, как Майлз Дэвис и Джон Колтрейн, и будут совершенно правы. Но, всё же их работы 50х и 60х годов были гораздо ближе к джазу, чем к року. А жанр фьюжн означает сплав разных стилей – рока, джаза, блюза, психоделии, этнической и академической музыки в равных пропорциях. Альбом Hot Rats в полной мере соответствует этим стандартам. И если разобраться, то в 1969м году так умело и талантливо совмещать все эти направления в равной степени ещё никому не удавалось.

Личность Фрэнка Заппа, вообще, феноменальна, а его творчество совершенно уникальное явление в рок-музыке. Работы Фрэнка настолько многоликие, многогранные и непохожие друг на друга, что голова от них идёт кругом. Несмотря на то, что дискография его альбомов очень обширная, а все работы разные, я их очень люблю. Все его виниловые диски стоят на моей полке, и я их все с удовольствием слушаю. Творчество маэстро трудно переоценить, т.к. оно выходит далеко за рамки рок-музыки. Сложно найти такой стиль в музыке, к которому не был бы причастен Фрэнк. Про него писали, что природа одарила его поразительным слуховым аппаратом и фантастическим восприятием механических волн в упругих средах. Он не просто слышал то, что другие пропускали мимо ушей, он ещё и видел это, и переносил увиденное в рисунки и на нотные партитуры. Фантазии музыканта можно поражаться, в его музыке можно услышать всё, от простейших мотивов ритм энд блюза, до сложнейших тем в стиле академического модерна. Он очень умело совмещал в своём творчестве простое и сложное, находил лучшее в разных стилях и направлениях, совмещал их и применял в своей музыке. Его работы были всегда настолько многогранны, контрастны и непредсказуемы, что даже опытных меломанов вводили в штопор. В его альбомах могли ужиться и соседствовать рядом простенькие бульварные мелодии и умопомрачительные головоломки в стиле современного авангарда. Музыкальные образы в его работах могли меняться как в калейдоскопе. И всё это было сделано так гармонично и талантливо, что такие контрасты не только не портили общую картину, а наоборот, добавляли в неё определённый шарм и колорит. Он как бы жонглировал разными стилями и так умело совмещал совершенно противоположные жанры, что, казалось бы, из невзрачной палитры красок вырисовывалась чёткая и ясная музыкальная картина. И ещё один парадокс Фрэнка в том, что при всей сложности и серьёзности его музыки, она вся пропитана юмором и самоиронией. За свою короткую жизнь Заппа издал бесчисленное количество альбомов, и все они были по-своему, уникальными.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

С творчеством Фрэнка Заппа я познакомился уже в достаточно зрелом возрасте в конце 80х годов. Я помню, как мне старший товарищ очень рекомендовал найти его альбомы на виниле. Но, сделать это в 80е годы было не так просто. Все виниловые толкучки тех лет были завалены так называемым «портвейном» (DP, BS, LZ, PF, UH, GF и.т.д.). Найти пластинки Фрэнка было куда сложнее. Да и брать его альбомы наугад тоже не очень хотелось. И всё же несколько его дисков мне тогда удалось приобрести. Не могу сказать, что они меня разочаровали, но и жуткого восторга я от них не испытал. Позже, уже в цифровую эру 90х, когда компакт-диски стали гораздо доступнее и информации было намного больше, мне удалось познакомиться с музыкой Фрэнка Заппа поближе. И она открылась для меня совсем с другой стороны. Но, настоящее прозрение у меня наступило с альбома Hot Rats. Он произвёл на меня настоящий шквал новых открытий, эмоций и впечатлений. Сначала я приобрёл его на CD, а затем и на виниле. Сейчас у меня два виниловых издания – первый американский и первый английский пресс.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Так же я собрал, практически всю его дискографию на виниле. А пластинок у Фрэнка не так уж мало.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Но остановимся всё же на его самом новаторском альбоме Hot Rats. Это фантастическая работа! Вряд ли, вообще, возможно описать словами музыку, которая звучала на этом диске. Настолько она была необычной, разнообразной и многогранной. В ней сочетались много разных стилей и направлений. Но основными были джаз и рок. К концу 60х годов уже многие пытались совместить эти два стиля, но так гармонично, интересно и необычно, как в Hot Rats, ещё никому не удавалось. И даже сейчас этот альбом слушается очень современно. Удивительными находками Фрэнка в этой работе, могут позавидовать даже многие современные прогеры. Но кроме необычных диссонансов и нестандартных композиционных решений, в этом альбоме так же восхищали аранжировки и инструментальная часть. К нему приложили руки много известных музыкантов. В нём отметились скрипачи Жан-Люк Понти и Дон Харрис, басисты Макс Беннетт и Шугги Отис, барабанщики Джон Герин, Пол Хамфри и Рон Селико, а так же Дон Ван Влит, более известный как Капитан Бифхарт. Но ключевую роль в этой работе сыграли два человека. Это сам Фрэнк Заппа и мульти инструменталист Ян Андервуд. Благодаря этим двум музыкантам группа звучала как оркестр. И не удивительно, что на этом альбоме так ярко звучат флейты, саксофоны, кларнеты, разные виды клавишных и ударных инструментов. И, конечно же, главный герой этого произведения - неподражаемая гитара самого Фрэнка.

В альбоме шесть треков. Открывает его зажигательная инструментальная композиция Peaches En Regalia. Пьеса очень яркая и позитивная, с изобилием духовых и клавишных инструментов, которые придают музыкальной картине особый колорит.

На втором треке Willie The Pimp отметился Капитан Бифхарт. Его вокал очень хорошо вписался в общий тон композиции. Сама пьеса более жёсткая и разнообразная. А длительные гитарные импровизации Френка безжалостно выворачивают мозг слушателя наизнанку. Кстати, название альбома "Горячие крысы" Заппа взял именно из этой песни, ведь она есть исповедь уличного сутенёра, цинично и открыто торгующего своим "ходовым товаром".

Первую сторону диска закрывает одна из самых красивых пьес альбома Son Of Mr. Green Genes. Она насыщена яркими красками, палитру которой наполняют клавишные, духовые и, конечно же, волшебная гитара Фрэнка.

Вторую сторону диска открывает более строгая Little Umbrellas. Тон композиции задают духовые с восточным колоритом, а развивают тему джазовые импровизации клавишных.

Итак, мы добрались до кульминации всего альбома The Gumbo Variation. Эти вариации сведут с ума любого слушателя. Настолько они яркие, многогранные, непредсказуемые и виртуозные. Перекличку ведут саксофон скрипка и гитара. Они играют вперегонки и стараются опередить друг друга в этой сумасшедшей гонке. Бешеный ритм поддерживают ударные и бас, которые тоже не упускают шанс сказать своё веское слово. Тройная импровизация гитары, саксофона и скрипки не нова по своей форме, но экспрессия, которая слышна в каждом пассаже, зашкаливает. Моторный presto темп безукоризненно выдерживается ритм - секцией и уже само это способно нагнетать напряжение.

Завершает альбом пафосная джазовая композиция It Must Be A Camel. Инструментальные импровизации здесь самые сложные. Авангардные диссонансы и полиритмия создают такую головоломку, которая может оказаться по зубам не каждому слушателю.

Альбом в целом тоже не так прост, но искушённые меломаны, наверняка, оценят буйство красок этого великолепного музыкального полотна. Hot Rats получился именно таким, как и должен был быть - на стыке возможностей студийных наложений джазовой базы и неуёмной фантазии всех музыкантов во время многих часов записи в студии. Звуковое шаманство, замешанное на джаз и рок ингредиентах, выдало такой невообразимый коктейль, которому до сих пор не только меломаны, но и маститые музыкальные критики, не могут дать чёткого стилевого определения. Но ведь в этом-то и кайф! Расслабьтесь и просто плывите по волнам ритма и импровизаций, наполненных изумительными находками, не устаревшими и в нашем 21 веке.

Обзор по нюансам разных изданий на виниле будет не очень обширным. Сам диск, даже в оригинальных изданиях не слишком редкий и не очень дорогой. Скажу, что в США оригинальное тиражное издание альбома выходило на синем лейбле Blizarre. Но был ещё промо-пресс на белом лейбле. Оригинальные издания печатались на заводах корпорации Columbia Records в городах Питмане штат Нью Джерси, Терре Хоте штат Индиана и Санта Марии в Калифорнии. Переиздания выходили на лейбле Reprise. Их, кроме перечисленных выше, ещё печатал завод в Винчестере штат Вирджиния.

В Англии первый пресс выходил на трёхцветном лейбле Reprise, печатался он на заводе CBS и имел матрицы A-1/B-1.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.