Есть у меня одна особенность — по ряду бытовых причин я регулярно бываю в автомагазине, что притаился аккурат за спиной большого дилерского центра LADA. У самого «Лады» ни разу не было, если честно, даже в мыслях не держал. Но каждый раз, обходя по привычке эту территорию, не могу удержаться: обязательно захожу на задний двор дилера, где меня встречает неизменная сцена. Ряды автомобилей, стройные, как солдаты на плацу, но вместо триумфа — унылое молчание. Машин не просто много — их очень много. Не десятки — сотни! Всё это богатство пылится месяцами, словно экспонаты какого-то автомобильного некрополя.
Недавно встретил там такого же «наблюдателя» — мужика лет сорока. Стоим, смотрим на груды нераспроданных машин. Он вздыхает:
— Помнишь, лет десять назад, чтобы взять «Гранту», очередь была на полгода вперёд? А сейчас, вот она, бери — только денег столько нет…
И ведь это не уникальный случай. По всей стране таких парковок — не пересчитать. И кажется, дилерские склады превратились в самые настоящие музеи невостребованных надежд.
Почему «Лада» вдруг оказалась в тупике?
Попробуйте спросить любого, кто хоть раз задумывался о покупке новой машины: смотрел ли он на LADA? В 99% случаев — да. Национальная марка, дешёвые запчасти, сервис на каждом углу, в рекламе — сплошной оптимизм. Только вот реальность, как водится, оказалась куда суровее.
Последние несколько лет завод АвтоВАЗа как будто играет с покупателями в странную игру: обещает доступные авто, а на деле — устраивает аукцион невиданной щедрости… на повышение. За четыре года цены на их модели подскочили так, что даже «люксовые» бренды смотрят с удивлением.
Vesta и Largus — плюс 86%!
Granta — плюс 70%!
Niva Travel — плюс 63%!
Niva Legend — плюс 56%!
В общем, мечтать о машине дешевле миллиона давно не приходится. Vesta за два миллиона? Да она столько не стоит даже по эмоциям, не то что по факту. Но автогиганту, похоже, всё равно: они уверенно двигаются в сегмент, где их никто не ждал и не звал.
Кредитная западня: почему никто не берёт новые «Лады»?
Раньше схема была простой: пришёл, внес небольшой взнос, взял кредит — и уехал на новенькой машине. Так делали все: до 70% продаж шло в кредит. Теперь эта мечта разбилась о суровую экономическую реальность. Ключевая ставка — 20%.
Автокредиты — под 25-30% годовых. Давайте честно: вы бы стали переплачивать по миллиону просто за возможность ездить на Vesta или Granta? Вот и люди не хотят.
- Рынок схлопнулся. Те, кто мог бы позволить себе «Ладу», теперь либо ждут чуда, либо ищут что-то совсем другое — на вторичке, среди подержанных иномарок или даже старых, но честных «японцев». Спрос упал. Продажи — тоже. В мае продажи Весты просели ровно вдвое (до 6 559 штук), Гранта лишилась трети покупателей, общий спад по АвтоВАЗу — 36%. Это не статистика — это сигнал бедствия.
Иллюзия масштабов: зачем на самом деле завод продолжает гнать новые машины?
Парадокс, но несмотря на падающий спрос, конвейер не останавливается. Каждый месяц — свежие партии, новые цвета, комплектации… А куда всё это девается? Правильно, на склады дилеров, где и без того негде яблоку упасть. Никто не хочет признавать проблему: официальные лица говорят о «временных трудностях», но на деле ситуация близка к критической.
Первоначальный план в 500 тысяч машин в год теперь выглядит откровенной фантастикой. За первые пять месяцев — только 130 тысяч продано. Кто купит остальное — загадка. На дворе — июнь, а парковки всё гуще.
Кто платит за этот банкет?
Кажется, АвтоВАЗ решил: пусть расплачиваются дилеры. Новых машин приходит всё больше, старые — не уходят. Цены никто не снижает: ведь стоит дать слабину — посыпется «ценовая пирамида», дилеры потеряют всё, что вложили. Слышал от знакомого, работающего у дилера:
— Пару месяцев назад руководство «сверху» намекнуло, что, если продажи не пойдут, цены на «Лады» могут порезать на 40%. Но кто компенсирует потери? Никто. Салон просто банкротится.
Вот и держатся за каждый рубль, но толку мало. Автомобилисты только хмыкают, глядя на цену за простенькую Granta, и уезжают смотреть, что есть в соседнем салоне.
Проблема не только в жадности, но и в управлении
Почти все эксперты сходятся в одном: корень бед — в управлении и коррупции. Государство ежегодно льёт в АвтоВАЗ миллиарды дотаций, на бумаге обещая «поддержать народный автомобиль». Где результат?
— Почему нельзя сделать Весту по 1 миллиону, Гранту — по 600 тысяч? — спрашивают на форумах.
— Да потому что «распилили» и забыли, — вторят им бывалые.
И ведь, если бы вернуть людям нормальные цены, «Лада» снова стала бы народным автомобилем. Но пока вся дополнительная нагрузка ложится на плечи покупателя. Платить за чужую неэффективность никому не хочется.
Мифы и правда про «скидки» и будущее бренда
Время от времени всплывают слухи о будущих скидках. Якобы уже осенью дилерам «разрешат» снижать цены, лишь бы распродать залежавшиеся машины. Только вот даже если и «порежут» цены на 30-40%, дилер всё равно будет в минусе, ведь закупал он машины по завышенному прайсу. Плюс — откаты, «бонусы» и прочие радости работы с крупным госхолдингом.
Какой итог? До тех пор, пока руководство завода не начнёт отвечать за свои решения, а коррупция и показуха не сменятся реальной работой, ситуация меняться не будет.
Диалог с читателем: так что дальше?
Сидим мы как-то с другом за чашкой кофе, обсуждаем:
— Как думаешь, долго ли протянет такой гигант?
— Пока государство даёт деньги — будет жить. Но народ уже не верит в сказки, голосует рублём, а пустые парковки — лучшая иллюстрация.
Честно, верится с трудом, что всё быстро наладится. Без адекватной ценовой политики, без заботы о покупателе, без смены приоритетов АвтоВАЗ будет терять позиции. С каждым месяцем очередная партия новых «Лад» будет пылиться под открытым небом — символом не жадности даже, а потерянных возможностей.
Вопрос к вам — читатели: а вы бы купили сегодня новую LADA по «официальной» цене? Или ищете выход на вторичке? Ждёте обещанных скидок? А может, считаете, что на самом деле ситуация не так плоха?
Давайте обсудим в комментариях. Ваша история может оказаться показательной для тысяч людей, кто стоит перед тем же выбором.
Спасибо, что дочитали — надеюсь, этот разбор оказался для вас полезным.