Найти в Дзене

Антикварный словарь. Буква «Ш»

В новом выпуске антикварного словаря рассказываем о том, как Томас Шератон, стиль шинуазри, ширмы, шпингалеты и шпон сформировали облик уникального европейского интерьера XVII–XIX веков. Томас Шератон (1751-1806) – английский мастер-мебельщик рубежа XVIII–XIX вв. Он относится к плеяде выдающихся английских мебельных мастеров XVIII столетия. Шератон работал в неоклассическом стиле, который стал характерным для позднегеоргианской эпохи (1760–1820). Именем этого мастера впоследствии был назван стиль мебели – Sheraton style. В его биографии много белых пятен, однако однозначно можно сказать, что в раннем возрасте он получил хорошую практическую подготовку в области столярного дела и рисования. В историю мебели он вошел как автор выдающегося труда «The Cabinet Dictionary», увидевшем свет в 1803 году. Ни один предмет мебели, изготовленный Томасом Шератоном, никогда не был идентифицирован, и даже высказывались сомнения относительно того, сделал ли он что-нибудь, но в XVIII столетии лишь немно
Оглавление
В новом выпуске антикварного словаря рассказываем о том, как Томас Шератон, стиль шинуазри, ширмы, шпингалеты и шпон сформировали облик уникального европейского интерьера XVII–XIX веков.

Шератон, Томас

Томас Шератон (1751-1806) – английский мастер-мебельщик рубежа XVIII–XIX вв. Он относится к плеяде выдающихся английских мебельных мастеров XVIII столетия. Шератон работал в неоклассическом стиле, который стал характерным для позднегеоргианской эпохи (1760–1820). Именем этого мастера впоследствии был назван стиль мебели – Sheraton style.

В его биографии много белых пятен, однако однозначно можно сказать, что в раннем возрасте он получил хорошую практическую подготовку в области столярного дела и рисования. В историю мебели он вошел как автор выдающегося труда «The Cabinet Dictionary», увидевшем свет в 1803 году. Ни один предмет мебели, изготовленный Томасом Шератоном, никогда не был идентифицирован, и даже высказывались сомнения относительно того, сделал ли он что-нибудь, но в XVIII столетии лишь немногие мебельщики подписывали свои работы.

-2

Его главный теоретический труд, «Чертеж краснодеревщика и обойщика» (Cabinet Maker and Upholsterer's Drawing-Book), начал выходить частями раз в две недели в 1791 году. Она пользовалась успехом у профессиональных мебельщиков и открывалась главами, посвященными геометрии, перспективе и теории классической архитектуры.

В конце XVIII столетия, на волне увлечения каталогами Шератона, возник так называемый стиль Шератона. Стиль Шератона – это неоклассический английский мебельный стиль, который был придуман преимущественно коллекционерами и дилерами. Стиль Sheraton во многом повторяет стиль Людовика XVI и отличается круглыми конусообразными ножками, рифлеными и, что наиболее заметно, контрастными вставками из шпона. Мебель в стиле Шератон имеет легкие прямолинейные формы с использованием сатинового дерева, красного дерева и тюльпанного дерева, платана и палисандра для инкрустации, хотя также можно найти окрашенную отделку и латунную фурнитуру.

В коллекции Alter Ego Home ранее был представлен стол, напоминающий предмет из каталога Шератона.

Шинуазри

Шинуазри (фр. chinoiserie – китайщина) – стилевое течение в европейской архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве XVII-XVIII веков. Характеризуется использованием мотивов китайского национального искусства в европейской интерпретации. Появление этого феномена связано с деятельностью Голландской Ост-Индской компании, благодаря которой в Голландию и другие страны стали активно завозиться из Китая такие товары, как фарфор, лаковая мебель, шелковые ткани и т.п.

Ф. Буше. Туалет. Холст, масло. 1742. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Ф. Буше. Туалет. Холст, масло. 1742. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Голландцы в оформлении своих фаянсовых изделий стремились копировать колорит и характер росписей с китайского бело-синего фарфора, а в начале XVIII века аналоги дорогостоящих изделий стали производить на мануфактурах Севра и Мейсена. Впоследствии европейские мастера также начали вводить восточные мотивы в отделку мебели и оформление интерьеров. Европейские аристократы были очарованы новизной, роскошью и эстетическими качествами предметов в стиле шинуазри. Великолепными образцами стилизованных изделий отличилась Англия: даже знаменитый Томас Чиппендейл поддался модным веяниям и декорировал свою мебель китайскими мотивами – например, ножками в виде птичьих лап, когтящих шар.

Голландская тюльпанница XVIII века.
Голландская тюльпанница XVIII века.

Шинуазри получил наибольшее развитие в рамках внутристилевого течения рококо, которому были присущи камерность, любовь к экзотическим мотивам.

В коллекции Alter Ego Home есть консоль из тика 1890-х гг. в стиле шинуазри, с которой вы можете подробнее ознакомиться на нашем сайте.

Ширма

Ширма (от нем. Schirm «защита») – предмет интерьера в виде портативной перегородки, при помощи которой производится зонирование помещения. Ширмы имеют долгую историю, уходящую в глубину веков. Традиционно, ширмы – больше, чем просто функциональные объекты, они являются символами глубокой художественной и философской основы восточной культуры. Они имеют легендарную историю, насчитывающую тысячи лет.

Принято считать, что ширмы впервые появились в Китае около II века до н.э. В древности, во дворцах они использовались для разделения пространства, создания уединения и служили величественным фоном для важных церемоний и событий. В Китае их называли «фуи» или «пенфен», что означает «подвижная стенка». Из Китая ширмы пришли в Японию, где получили имя «ките» и стали неотъемлемой частью интерьера, в том числе дворцового. Примерно в XVII веке, благодаря путешественникам, этот элемент интерьера попал в Европу и получил привычное нам название – ширма (от нем. Schirm – «заграждение»).

Пик популярности ширм в Европе пришелся на ХVII и ХVIII века, когда они стали необходимыми и чрезвычайно дорогими атрибутами меблировки. Причем европейские мастера смело заменили щелк и бумагу на шпалеры.

-7

Традиционно ширмы представляют собой небольшие сменяемые перегородки, которые используют для организации пространства или для того, чтобы выделить отдельную область в помещении для переодевания или для хранения вещей. Материалы, использованные при создании ширм, были столь же разнообразны, как и истории, которые они рассказывали. Сложные ширмы изготавливались из драгоценных материалов, таких как дерево с замысловатой резьбой, позолоченный лак, тонкий фарфор, мерцающий шелк, перламутр и камень. Сегодня китайские экранные панели продолжают очаровывать и вдохновлять любителей искусства по всему миру.

В нашей коллекции ранее также была представлена уникальная антикварная японская ширма с росписью 1910-х гг., которая уже радует своего покупателя.

Шпингалет

Шпингалет (англ. Espagnolette) – декоративный орнаментальный мотив, широко используемый в мебельном искусстве Франции времени правления Людовика XIVи эпохи регентства. Представляет собой маскарон с изображением женского или мужского лица с кружевным воротником испанского типа. В подобных формах создавались металлические накладки, которые традиционно размещались по бокам у комода или на ножках столов, следуя изгибу поверхности.

Термин «Espagnolette» появился в английском языке в 1860–1870-х годах от французского «espagnouleto», что означает «испанец» или «испанка».

Шпингалет на антикварном комод красного дерева 1910-х гг. из коллекции Alter Ego Home
Шпингалет на антикварном комод красного дерева 1910-х гг. из коллекции Alter Ego Home

Шпон

Шпон (нем. Span – «щепа») – материал, представляющий собой тонкие листы древесины толщиной от 0,1 до 10 мм. Технология шпонирования была известна еще во времена Древнего Египта. Мастера прошлого делали вставки из тонких пластин черного дерева и кости. Дело в том, что дерево в Египте было крайне дорогостоящим и редким материалом, поэтому в целях экономии научились использовать шпон.

Активно шпон в мебельном искусстве Европы стал использоваться начиная с эпохи Возрождения. Обычно, шпонированная мебель была более дорогостоящей и производилась для обеспеченных людей. Мастера-мебельщики зачастую использовали шпон дорогостоящих и непроизрастаемых в Европе пород деревьев, таких как красное дерево, палисандр, эбеновое дерево и т.д.

Станок для лущения шпона
Станок для лущения шпона

Долгое время шпон выпиливался вручную. В XIX веке технологии уйдут далеко вперед и будут появляться станки, которые будут позволять более просто производить лущение. К концу столетия немецкая фирма «Флек» изобрела станок, позволяющий создавать ровную и длинную ленту шпона. С тех пор основной принцип его производства остался тем же.

Автор: Анна Бьёрг Доровских

Редактор: Вероника Мартынова