Доброго времени суток, уважаемые читатели канала!
И снова с вами я. Несколько дней назад я сделал статью по этой теме, но что-то очень уж объемной она мне показалась. И мной было принято решение поделить информацию на две части. И вот сегодня продолжение той статьи, надеюсь что мы уложимся.
Сама (та) статья здесь:
Итак, приступим:
История появления компании "Лаферм" в Питере довольно-таки туманна. Начало восходит к 1852 году, когда некто Йозеф Гоффман (этнический немец), не найдя в Питере работы (он врач узкой специализации), открыл в "Пассаже" на Невском проспекте небольшую табачную лавку с мастерской и начал там производить папиросы на продажу. Тогда это уже считалось небольшим табачным производством.
Йозефа Гоффмана, выходца из Галиции, несостоявшегося гидропата и сделавшегося табачником, превратившегося к 1850-м годам в австрийского барона Йозефа Гупмана де Бальбеллу, в Питере стали называть на русский манер - Осипом Михайловичем.
В 1868 году Осип Гупман, уже петербургский купец 2-й гильдии, вместе с московским купцом 1-й гильдии Робертом Шписом и петербургским купцом 1-й гильдии Вильгельмом Стукеном учредили табачную фабрику "Общество табачных изделий Лаферм". А до этого Гупман успел единолично основать и зарегистрировать табачную фабрику "Laferme" в немецком Дрездене.
Что произошло далее?
А вот... В 1874 году Робер Шпис приобрел дрезденскую фабрику Гупмана "Laferme", а в 1881 году получил и долю Стукена в петербургской фирме, тем самым став единственным владельцем бизнеса. Но сделал он всё это в неблагоприятный момент для табачного бизнеса, потому что в этом году были введены новые таможенные пошлины на импортный табак, чтобы стимулировать русское табаководство. Это привело "Лаферм" к кризису и поставило на грани банкротства, так как она работала на табаках из Турции и с Балкан.
Для восстановления репутации фирмы у ее руководства встал сын Роберта Шписа, Альберт. Тогда табачное производство находилось на Васильевском острове, угол 9-й и Среднего. Альберт Шпис расширил производственные площади за счёт покупки у соседей метров, а если точнее то в 1898 году он купил 600 квадратных метров у Е.Н.Попова на Среднем проспекте, в доме №38, и в 1906 году еще 600 квадратных метров у англичанина Шеперсона (у бритов всегда такие фамилии?), на 9-й линии. Впоследствии возведенные, в 1908-1913 годах, производственные корпуса фабрики стали не просто фабрикой а памятником промышленной архитектуры того времени в стиле "модерн". От архитектора Романа Ивановича Кригера, кстати.
Фабрика "Лаферм" добилась права именоваться "Поставщиком Высочайшего двора" и размещать герб Российского государства на своей продукции, когда первой в мире наладило производство сигарет. В 1913 году руководство фабрики писало что "начало папиросной промышленности было положено фабрикой "Лаферм" в России. И, опять-таки, Товариществом "Лаферм" в середине 19 века эта промышленность была перенесена в Германию, и, благодаря продаже русских папирос, "Лаферм" проникла почти во все страны мира". И ведь действительно, к началу 20 века папиросы и сигареты "Лаферм" таких марок как "Звезда", "Лилия", "Прима", "Друг", "Ира" были хорошо известны в Европе.
Фабрика «Лаферм» добилась права именоваться «Поставщиком Высочайшего двора» и размещать герб Российского государства на своих изделиях, когда первой в мире наладило производство сигарет. В рекламных целях в 1913 году руководство фабрики писало, что «начало папиросной промышленности было положено фабрикой «Лаферм» в России, и опять-таки Т-вом «Лаферм», в середине прошлого столетия эта промышленность была перенесена в Германию и благодаря продаже русских папирос «Лаферм» проникла почти во все страны мира». И действительно, к началу XX века папиросы и сигареты «Лаферм» таких марок, как «Друг», «Звезда», «Ира», «Лилия», «Дюшес», «Прима» были хорошо известны в Европе.
Несмотря на то что дела шли хорошо, на "Лаферм" решили что без рекламы не обойтись, и придумали ораз некоего "дяди Корнея". Устами которого начали "кормить" со страниц газет петербургскую публику:
"Если лопнуло терпенье,
Мой совет вам как леченье
"Яр" курите, и тогда остальное - ерунда".
Была такая компания "Сисма" - крупнейшая в России. И, чтобы обогнать своего самого главного конкурента, руководство табачной фабрики "Лаферм" в 1913 году покупает табачную фирму "Оттоман", а спустя некоторое время и фабрику "А.Н.Богданов и К*" (о которой я писал в первой части), тем самым увеличивая свой основной капитал до 8.5 миллионов рублей - огромные деньги по тем временам. Как результат такой политики товарищество "Лаферм" поглотило многих своих конкурентов и превратилось в трест, включающий в себя 14 табачных фабрик. Трест контролировал две трети табачного производства в России, в те времена.
Но...
Началась Первая Мировая война. Семейство Шпис было вынуждено уехать из России, надеясь когда-нибудь вернуться назад, в Петербург. Однако альберту Робертовичу Шпису, руководившему товариществом "Лаферм" до 1914 года, было суждено судьбой стать директором "Бритиш-Американ Тобакко Компани" в Финляндии, и оставаться им до самой своей смерти в 1930 году. А в немецком Дрездене табачная фабрика "Лаферм" существовала до конца Второй мировой войны.
Еще одной крупной фабрикой в начале 20 века была фабрика Александра Николаевича Шапошникова. Начинал А.Н.Шапошников в 1868 году с торговли табаками, получив от мамы в наследство небольшой магазинчик в Питере, на Караванной улице, дом №22 (тоже в непосредственной близости от Невского проспекта и цирка). Через пять лет, в 1873 году, он объединил свои усилия с купцом Адольфом Михайловичем Шопфером и основал новую табачную фабрику "А.Н.Шапошников и К*" в Чернышевом переулке у Обуховского моста.
Ещё одной крупной табачной фабрикой в начале XX века в Петербурге была фабрика Александра Николаевича Шапошникова. Начинал Шапошников в 1868 году с торговли табаком, получив в наследство от матери небольшой магазинчик в Петербурге на Караванной улице, 22. Через 5 лет, в 1873 году, он объединился с купцом Адольфом Михайловичем Шопфером и основал табачную фабрику «А.Н.Шапошников и К°» в Чернышевом переулке (сейчас улица Ломоносова) у Ломоносовского моста (раньше он назывался Обуховский мост на Фонтанке).
Купив два ручных станка для нарезки табачного листа Шапошников стал изготавливать папиросы под маркой "Шопфер и Шапошников". Подкопив денег он, в 1876 году, перевел фабрику на Забалканский (сейчас Московский) проспект и расширил производство. Если раньше Александр Николаевич начинал свой бизнес с 12 работниками то теперь на его производстве работало уже 200 человек. С этого момента вся продукция фирмы Шапошникова выпускалась под маркой "А.Н.Шапошников".
Когда Александр Николаевич начинал свой бизнес то у него не было больших капиталов, поэтому основным капиталом была его неиссякаемая энергия, настойчивость и умение доводить дело до конца. Несмотря на жесткую конкуренцию Шапошников, по совету жены, которая активно помогала в бизнесе, решил купить земельный участок и переоборудовать существующее здание под новую фабрику на Клинском проспекте, дом №25 (я тут рядышком живу - авт.), для расширения производства и увеличения штата до 800-900 работников. В 1880 году фирма Шапошникова переработала 4800 пудов табака в листе и выпустила 75 миллионов папирос.
В 1881 году Шапошников неожиданно и скоропостижно скончался, на пятидесятом году жизни. После его смерти табачное дело перешло в руки его жены, тридцатидвухлетней Екатерины Николаевны Шапошниковой, в девичестве Богдановой, являющейся сестрой учредителям табачной фирмы "А.Н.Богданов и К*". Ближайшими помощниками Шапошниковой стали ее младший брат Константин Николаевич Богданов и Богдан Петрович Муркен. Не каждая женщина обладает такими качествами которые позволяют, войдя в дело, самостоятельно управлять бизнесом, приумножив богатства фабрики, сделать ее одной из крупнейших в России.
Это, кстати, при СССР была табачная фабрика имени Клары Цеткин.
При Шапошниковой архитектор Петр Сергеевич Самсонов достраивает собственное здание фабрики на Клинском, 25. А при производстве папирос ручная клейка гильз впервые в Петербурге была полностью заменена на машинный способ приготовления гильз без клея. И, хотя ставка была сделана на массовое потребление, а выпускавшиеся на фабрике папиросы были в основном средних и низших сортов, Екатерина Николаевна тщательно следила за качеством выпускаемой продукции. Это позволяло выпускать более дешевые но качественные папиросы, пользовавшиеся спросом у большинства покупателей.
За впечатляющие результаты и расширение производства табачных изделий, их высокое качество исполнения, за попечение о нуждах работников табачная фирма "А.Н.Шапошников" в 1882 году была награждена серебряной медалью на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве а в 1896 году золотой медалью на выставке в Нижнем Новгороде.
Количество выпускаемых папирос всё увеличивалось, это вызвало необходимость искать новые рынки сбыта. Например за границей. С 1873 по 1898 год главный рынок сбыта компании Шапошникова находился в Варшаве, а в начале 20 века распространился и на Германию. Не забывали на фабрике "А.Н.Шапошников" и о рекламе.
По аналогии с конкурентами из "Лаферм" для этой цели был придуман некий "дядя Михей", под псевдонимом которого скрывался стихотворец Сергей Аполлонович Короткий - герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Этот приём использовался как фирмой "Лаферм" в периодической печати так и в специально напечатанных рекламных почтовых открытках.
"Курите "Еву" - наслажденье!
Гласит общественное мненье!"
- такие рифмованные двустишия постоянно появлялись и на пачках папирос от Шапошникова.
В 1914 году началась Первая Мировая война. И был такой случай, с писателем Александром Ивановичем Куприным: проживал он тогда со своей семьей в Гатчине, принял на постой и организовал лазарет для раненых солдат, в своем доме. Однажды Куприн написал стихотворное письмо "дяде Михею", отправляет его на адрес: Клинский проспект, дом №25. В письме просьба прислать папирос солдатам, в котором были такие строки:
"О "нежный", "мягкий", о "душистый",
О соблазнитель всех людей!
О "пуганный", о "волокнистый"!
"Албанский" дядюшка Михей.
У нас в домашнем лазарете,
Всегда полным-полно солдат,
Все львы - храбрейшие на свете, Все рвутся в бой, и все...курят!
О добрый брат по Аполлону,
Смягчи курительный вопрос,
Пришли героям по поклону
И хоть... по паре папирос".
В ответ Куприн получил посылку в которой было несколько десятков пачек папирос разных марок: "Десерт", "Ева", Тары-Бары", "Осман", "Ю-ю", "Каир", а также табаки "Албанский" и "Любительский". И ответ, тоже в стихах:
"Сердечно Куприну жму руку,
Героям раненым привет,
Шлю папирос - развеять скуку, При пожеланьи многих лет!!"
И подпись снизу "дядя Михей".
У Куприна были друзья-художники Павел Щербов и Петр Троянский, причем Щербов никогда не расставался со своей курительной трубкой. И вот Троянский нарисовал Щербова в плакатном стиле, с дымящейся трубкой. Этот портрет висел в доме у Куприна, на стенке. Неизвестно, было ли это сразу задумано как рекламный ход, но, несомненно, что потом Троянский перерисовал трубку на сигарету и добавил название фабрики. А затем предложил этот плакат фирме Шапошникова.
Немного удивительно что фирма Шапошникова, как и некоторые другие российские табачные фабрики, осуществляли поставки табачного листа в Европу, а также готовую продукцию - русские сигареты и папиросы. Да, тогда (до 1917 года) российская табачная промышленность много работала на экспорт. Не то что сейчас...
Очередное введение в России в 1909 году акциза на гильзы и на папиросную бумагу, а потом и на основные табачные изделия, сильно увеличило производственные издержки табачных фабрикантов. Это потребовало привлечения дополнительных средств. Как? Посредство обращения к банкам и их капиталам. И параллельно с этим начался процесс очередного укрупнения производства и преобразования фирм в акционерные общества.
Была даже предпринята попытка объединения табачных фабрик в "Русскую табачную компанию" - большого синдиката, созданного в Англии под руководством "Русско-Азиатского банка" и при участии "Русского для Внешней торговли банка". В этот синдикат вошли больше десяти крупных питерских табачных фабрик, фабрики из Ростова-на-Дону, из Москвы. Учредительный акт и устав русского табачного синдиката получившего название "The Russian Tobacco Company Limited" были утверждены в Лондоне 2 сентября 1913 года, согласно английским законам о компаниях. Причина, почему в Англии? Причиной регистрации этой компании в Англии стали бюрократические препоны, которыми сопровождались учреждения подобных обществ в России, а также возможность осуществлять деятельность в качестве автономной компании (free-standing company) на территории Великобритании.
Выпуск акций и их обмен на акции российских табачных фирм производился через консорциум европейских и российских банков. Акции компании продавались в Англии, России, Франции.
Планы нарушила Первая Мировая война, а затем Революция 1917 года. 26 января 1917 года скончалась Е.Н.Шапошникова, в возрасте 69 лет, так и не увидевшая как у нее всё отнимут. Она не дожила несколько месяцев до того когда толпы вчерашних любителей ее папирос начали крушить фабрику, чтобы потом долгие годы курить "козьи ножки" с махоркой...
На этом история фабрики Шапошникова закончилась, началась история другого предприятия, названного в 1923 году табачной фабрикой имени Льва Троцкого а в 1929 году имени Клары Цеткин. В октябре 1918 года, согласно декрету Совнаркома, и фабрика "Лаферм" получила свое новое название "1-ой Госфабрики, бывшей "Лаферм". А затем, в 1922 году, была переименована в "Первую Государственную фабрику имени М.С.Урицкого".
К началу 1930-х годов в Петербурге, уже переименованном в Ленинград, только эти две фабрики производили табачные изделия. Далее фабрика Урицкого прославилась папиросами "Беломорканал" (и позже сигаретами "Космос") а фабрика имени Клары Цеткин - народными сигаретами "Прима".
В 1990-е годы обе фабрики были акционированы. 100% акций фабрики имени Урицкого стали принадлежать японско-швейцарской компании "JTI", которая в 1992 году была преобразована в открытое Ао "Петро", перенесшее в 2001 году производство на Петергофское шоссе (за город). Фабрика имени Клары Цеткин, в 1991 году преобразованная в закрытое АО, названное в 1992 году "Нево-табак", перевело своё производство из центра на Касимовскую улицу. Не уверен, работает ли оно сейчас. АО "Петро", кстати, вовсю работает. Только уже без щвейцарцев. Японская компания...
На этой позитивной нотке я про главных питерских табачников закончу. И в планах сделать статью про московских - второй эшелон.
Всем вкусного дыма, парни! А может быть и девчонки!