Рассказ о самом большом в Европе и втором по величине занимаемой площади в мире монастыре - довольно непростая задача. Монахам во время крестного хода требуется полтора часа, чтобы его обойти. Сегодня мы приехали в Свято-Успенский Кирилло-Белозёрский монастырь и буквально потерялись на целый день среди его стен. Мне часто говорят, что, рассказывая о каком-либо месте я не упоминаю детали, которые люди считают важными. Я думаю, что для описания этой древней обители в Кириллове Вологодской области и книги мало. Пойдёмте же смотреть на монастырь, который в 1397 году в Белозерье на берегу Сиверского озера основали архимандрит Симонова монастыря Кирилл и инок Ферапонт.
Можно сказать, что мы сегодня увидим сразу два монастыря - Большой Успенский и Малый Ивановский, защищённые крепостью Нового города. Я с подобной планировкой сталкиваюсь впервые. После камерного Ферапонтова монастыря, расположенного всего в двадцати километрах отсюда, Кирилло-Белозёрский показался мне особенно внушительным. Вход на территорию обители бесплатный, а вот для того, чтобы увидеть экспозиции размещающегося здесь с 1924 года одноименного историко-архитектурного музея-заповедника придётся заплатить (стоимость единого билета 2000 рублей). Я же сегодня хочу показать самые, на мой взгляд, главные экспонаты - храмы и другие строения монастыря. Между прочим, первую попытку устроить музей в стенах Кирилло-Белозёрского монастыря предпринял ещё в 1906-1908 годах иеромонах Антоний (А.А. Александров), но тогда он поддержки не нашёл.
- Казанская башня
Строительство крепости было начато в 1653 году и велось тринадцать лет. За образец были взяты укрепления Троице-Сергиева монастыря. Масштабные работы велись собственными силами монастырских каменщиков, возглавляемых подмастерьем каменных дел Кириллом Серковым. У внешних стен Нового города тринадцать башен. Мы вошли через Казанскую, расположенную в середине северо-восточной стены. Её возвели в 1659 году на средства, выделенные лично царём Алексеем Михайловичем. Шпиль башни венчает трубящий ангел, появившийся на ней в конце XVIII - начале XIX веков.
- Московская (Ферапонтовская) башня
Поворачиваем направо и идём вдоль крепостной стены. Самая высокая сорока двух метровая башня Нового города была построена в 1660 году. Она словно указывает в направлении Ферапонтовского монастыря. Если вы планируете подняться на стены, то вам нужно идти именно к ней. А ещё здесь расположен музей, экспозиция которого посвящена детскому писателю Юрию Ковалю, с 1963 года проводившему каждое лето в Кириллове.
- Большая Мереженная (Белозерская) башня
В этой башне когда-то хранились сети - "мережи". А ещё она направлена в сторону Белозерска, отсюда и название.
На пяти ярусах башни размещается открытое фондохранилище коллекции народного искусства Кирилло-Белозёрского музея-заповедника. Там хранится более пяти тысяч экспонатов. В основе собрания - предметы из коллекций "Народные ткани" и "Дерево".
- Двухсот тридцатилетний дуб
Недалеко от западного фасада Архимандричьих келий, за строением поварни растёт дуб черешчатый высотой в двадцать один метр. Ему двести тридцать лет, и он включён в Национальный реестр старовозрастных деревьев России. Меня всегда восхищают подобные деревья, словно не обращающие внимания на происходящее вокруг.
- Колокольня
Монастырская колокольня, на мой взгляд, выглядит непривычно грузно, даже как-то громоздко. Её построила вологодская артель во главе с каменщиком Спасо-Прилуцкого монастыря Федором Жуковым в 1757-1761 годах.
- Успенский собор
Главный монастырский собор - один из трёх первых каменных храмов Белозерья - был построен артелью мастеров под руководством Прохора Ростовского в 1496-1497 годах. С XVI века здание обрастало постоянно переделываемыми приделами и папертями. Честно говоря, некоторая хаотичность того, что мы увидели, произвела на меня неоднозначное впечатление. Внутрь же попасть можно только с экскурсией.
За века существования Кирилло-Белозёрского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь, прежде всего, следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного качества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.
- Церковь Преображения Господня
В составе Кирилло-Белозёрского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника двенадцать храмов. В конце XVI века над Водяными воротами, ведущими к озеру, была возведена церковь Преображения. Когда-то здесь был парадный вход в монастырь со стороны Сиверского озера. И вновь мы видим абсолютно асимметричный храм, построенный местной артелью под руководством старца Леонида Ширшова, что для меня довольно непривычно. Но при этом именно он показался мне сегодня самым красивым.
- Свиточная башня
Название этой башни, построенной около 1591 года и внешне очень отличающейся от остальных, произошло от того, что на её нижнем этаже жили служки-подростки, которые «мыли на братию свитки» (одежду).
- Церковь Кирилла Белозёрского
Церковь Кирилла построена на месте старого придела в 1785-1787 годах. Она примыкает к Успенскому собору, что в моих глазах делает его облик ещё более сумбурным. Наверное, я никогда не пойму сложный замысел построек этого монастыря. Изначальный придел был возведён в 1585 году над гробом основателя обители, но через двести лет его за ветхостью разобрали. Сегодняшний храм действующий.
- Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой
Перед нами одна из самых больших для XVI века монастырских трапезных, построенная в 1519 году. Тогда это было второе из каменных сооружений растущей обители - своеобразный комплекс из трапезной палаты, небольшой церкви при ней и хозяйственных помещений в подклете. Сегодня в залах трапезной палаты располагаются экспозиции, повествующие об истории Кирилло-Белозёрского монастыря, жизни окрестных и приписных обителей. А в подклете - выставка из почти двухсот предметов гончарного искусства.
В конце XVIII века площадка у Успенского собора, Трапезной палаты и церкви Кирилла Белозёрского была вымощена... надгробными плитами. Их раскрыли в 1995 году в ходе работ по срезке грунта возле Успенского собора. Проходя по ним, испытываешь довольно странные ощущения. Получается, что использование намогильных плит, как строительного материала, - вовсе не признак социалистического безбожия. Так что, прежде, чем осуждать кого-то, нужно хотя бы попытаться понять причины, даже если они не соответствуют нашим взглядам на этот мир.
Всего в вымостке насчитывается около 150 валунов, 4 мельничных жернова и около 10 фрагментов тесаных известковых плит. Исследователи считают, что выкладка происходила, по-видимому, не бессистемно. Так пять надгробий с могил настоятелей монастыря располагались на одном из самых почётных участков ‒ проходе между южной стеной Успенского собора и ц. Архангела Гавриила. Все упомянутые здесь настоятели возглавляли обитель в XVII веке.
- Церковь Ефимия Великого
Образцом для возведения в 1646 году больничной церкви Ефимия послужила первая на Руси больничная церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиевского монастыря. Это последняя храмовая постройка монастыря и единственный шатровый храм на его территории. Её однопролетная звонница псковско-новгородского типа действует и в наше время. В период ссылки Патриарха Никона в Кирилло-Белозёрский монастырь эта церковь служила ему домовым храмом.
- Лодки
Деревянные лодки возле маленького пруда, на мой взгляд, выглядят немого странно, словно напоминая, что мы гуляем по музейной территории. В 2013 году в одной из келий монастыря открылся интерактивный комплекс "Наследие", включающий экспозицию долблёных лодок. Руководит им мастер-лодочник Сергей Токарев.
- Глухая (Котельная) башня
И вновь перед нами башня, построенная в 1599-1600 годах, название которой произошло от монастырских трудов. В её нижнем этаже изготавливали свечи, а рядом стояла палатка, где производили котлы.
- Кузнечная (Шваленная) башня
У основания этой башни, возведённой в 1675-1680 годах, когда-то располагалась кузня.
- Сергиевская церковь
Церковь преподобного Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого и трапезной палатой, построенная в 1560 году на территории Ивановского малого (Горнего) монастыря - самый древний из действующих храмов преподобного Сергия в России.
- Вологодская башня
Вологодская башня - самая первая, возведённая в 1656 году, и самая нарядная из всех. Именно около неё в XVII-XVIII веках проходила московская дорога. Её красоту и видели первой приезжавшие в обитель. Сегодня с её пятого "этажа" во время экскурсии можно полюбоваться видом на монастырь, Сиверское озеро и окрестности города Кириллова.
На четырех ярусах башни размещается открытое фондохранилище коллекции древнерусской живописи Кирилло-Белозёрского музея-заповедника.
- Собор Иоанна Предтечи
В 1531-1534 годах на вклад великого князя Василия III в монастыре возвели сразу два храма - Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. Довольно небольшая яркая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи стоит на вершине холма, называемого Ивановой горой, в окружении берёз.
- Часовня Кирилла Белозёрского и сени над крестом
Мы пришли на место, откуда начался монастырь. Часовня появилась в начале XVIII века там, где, согласно легенде, Кирилл Белозёрский поставил свою первую часовенку на Белоозере. В ней хранили святые кресты, сделанные по преданию самим Кириллом.
Согласно житию Святого Кирилла составленному Пахомием Сербом Кирилл придя на холм на берегу Сиверского озера (ныне Ивановская горка) первым делом "водрузил крест" на этом месте(месте указанном Богородицей). Позже их количество увеличилось до 4-х, 3 из которых хранились в соседней часовне. Иеромонах Геронтий в 1897 году сообщает что кресты были устроены Святым Кириллом из того самого дерева, от падения которого он был чудесным образом спасен (но в этой версии упоминается только два креста).
- Усыпальница Симоновых
В центральной части Малого Ивановского монастыря рядом с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи можно увидеть усыпальницу Симоновых с пятью надгробными плитами из белого мрамора, построенную из чёрного листового железа в последней четверти XIX века.
- Церковь Ризоположения
Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была перевезена на территорию музея в 1957 году из села Бородава. Только подумайте, перед нами самый старый точно датированный 1 (14) октября 1485 года памятник русского деревянного зодчества.
- Ветряная мельница
Мельницу-"столбовку" XIX века перевезли сюда из деревни Горки - зоны затопления Волго-Балтийского водного пути. Такой тип мельниц был очень широко распространён на Русском Севере.
- Святые врата и церковь Иоанна Лествичника
Надвратная церковь Иоанна Лествичника 1572 года была возведена над Святыми вратами 1523 года на вклад царевичей Иоанна и Федора Иоанновичей в честь тезоименитых им святых Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата. Храм когда-то был двуглавой. Именно эти врата являются главный входом в Большой Успенский монастырь.
- Казанская часовня
У входа в монастырь приблизительно в XIX веке была построена Казанская часовня.
Во время крестных ходов с чудотворной Кирилло-Белозерской иконой Божией Матери Одигитрии вокруг города Кириллова при выходе из монастырских стен «в часовне за воротами» служили «молебен с освящением воды». В описании крестного хода вокруг стен Кирилло-Белозёрского монастыря 9 июня 1911 года сообщалось, что при остановках на всех четырех сторонах читались Евангелия. «У часовни преподобного, стоящей с севера, четвертое Евангелие читалось Преподобному».
- Казанский собор
Мы увидели и Казанскую башню, и Казанскую часовню. Но я не могу не упомянуть и расположенный рядом с ними пусть и за территорией обители собор Казанской иконы Божией Матери. Его масштабное здание строилось несколькими поколениями. В 1700 году возвели каменную церковь на месте деревянной, а к 1825 году она уже была перестроена в собор с тремя престолами. Внутри вы не увидите ничего, что могло бы потрясти воображение. Разработка проектной документации для реставрации собора была закончена только в декабре прошлого года. Но я очень люблю атмосферу оживающих храмов, словно пробуждающихся после долгого сна.
Каждый раз, когда я гуляю по территории кремлей, меня преследует мысль "неужели когда-то здесь помещался целый город?" Сегодня же я прошла по монастырю настолько огромному, что проходы между его постройками больше похожи на улицы. Здесь есть гора, водоёмы и берёзовая аллея, которой может позавидовать городской парк. И всё это внутри крепостных стен. Невероятные, скажу я вам, ощущения. И просто прекрасные...