🚛 Ребята, компания "Камаз" для вас грузовик денег, или биржевой "самосвал"?Появился новый повод для обсуждения: компания выпускает облигации КАМАЗ БП-15 с купоном в районе 19-20% годовых. Размещение состоится 17 июня. Стоит ли прокатиться на данном рейсе по бездорожью биржевых реалий? Разбираемся с пристрастием.
Техничка выпуска: что под капотом?
📌Тикер: КАМАЗ БП-15
📌Объём: «сколько влезет» (но рынок ждёт 5+ млрд руб.)
📌 Срок: 2 года
📌 Номинал: 1000 рублей
📌 Купон: до 19% (YTM до 20,75%)
📌 Выплаты: 12 раз в год – классика жанра для таких облигаций
📌 Возможность досрочного погашения: нет
📌 Для квалов: нет
Чем обеспечены облигации?
– Грузовиками? Нет.
– Заводами? Тоже нет.
– Чистыми активами и cash flow – да. Но долгов у компании хватает (как запчастей на складе).
Разбор отчётности КАМАЗа: куда катится "грузовик" российского автопрома?
🚛 Самое главное в отчетности за 30 секунд:
1. Активы выросли на 88 млрд (+19%)** — в основном за счёт запасов (+60 млрд!) и дебиторки.
2. Долги взлетели на 83 млрд — особенно краткосрочные кредиты (+48 млрд).
3. Денег стало меньше на 21 млрд — несмотря на прибыль, cash flow под вопросом.
4. Капитал почти не изменился — прибыль есть, но её "съедают" убытки по переоценке.
Теперь — детали под лупой (активы, пассивы, капитал)
1. Активы: где деньги, Зин?
Внеоборотные активы (194.9 млрд, +17%)
Основные средства (101 млрд): заводы и оборудование дорожают — возможно, модернизация.
Нематериальные активы (22 млрд, +32%): интересно на чем увеличение - на патентах?).
Дебиторка по лизингу (30.6 млрд): клиенты платят, но медленно.
Оборотные активы (361.6 млрд, +20%)
❗Запасы (163 млрд, +58%!) — тревожный звоночек: либо рост производства, либо затоваривание.
❗Дебиторка (74 млрд): покупатели задерживают платежи.
❗Деньги (39.6 млрд, -35%): резкое снижение — возможно, ушли на долги или инвестиции.
Вывод: КАМАЗ наращивает мощности, но ликвидность под угрозой — денег мало, а запасы и дебиторка "замораживают" капитал.
2. Пассивы: кто должен и сколько?
❗Долгосрочные обязательства (158.2 млрд, +23%)
❗Кредиты (138.8 млрд): вопрос - на что взяли столько кредитов? на развитие (новые модели? инфраструктура?).
❗Краткосрочные обязательства (274.8 млрд, +24%)
❗Кредиты (86.8 млрд, +123%!) — срочно рефинансируют старые долги?
❗Кредиторка (108 млрд): не платят поставщикам (как и дебиторы не платят им).
Соотношение долгов:
Чистый долг = (Кредиты) - (Деньги) = 186 млрд
❗Чистый долг/EBITDA ≈ 4,8x — высокий риск, если прибыль просядет.
Перейдем к сравнению капитала компании и заемных средство, а затем сделаю выводы.
3. Капитал: своё vs. заёмное
Прибыль (46.1 млрд): есть, но меньше, чем в 2023 г. (49.4 млрд).
Убытки по переоценке (717 млн): курсовые колебания или ошибки в управлении.
Капитал/Активы = 22% — компания сильно зависит от заёмных средств.
Главный риск: если продажи замедлятся, платить по долгам будет нечем.
Плюсы и минусы: грузим в портфель или проезжаем мимо?
✅ Плюсы:
- Активы растут — есть залог для кредиторов.
- Господдержка (КАМАЗ периодически получает «инъекции» бюджета "как тонизирующий укол для уставшего грузовика")
❌ Минусы:
- Cash flow слабый — деньги уходят на долги, а не в прибыль.
- Краткосрочные обязательства взлетели — давление на ликвидность.
- Запасы + дебиторка = 237 млрд — если не превратятся в деньги, будет дефолт.
Стоит ли брать облигации Камаз БП-15?
Ребята, если вы верите, в импортозамещение и что КАМАЗ разгрузит запасы, получит госгарантии, ускорит сбор дебиторки, то можно докупить на небольшую сумму.
Если нет и ждёте «пассивный доход без головной боли»— лучше не рисковать, доходность не покрывает потенциальные проблемы и лучше присмотреться к облигациям других компаний.
P.S. Пока КАМАЗ напоминает грузовик, который тянет слишком большой прицеп. Если дорога будет ровной — доедет. Если нет — колёса отвалятся🛠️
👉 Ваш верный гид по биржевым ухабам)