Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». (Пс. 49; 14-15)
О Божьем суде в псалмах уже упоминалось и будет еще упоминаться, но этот псалом в особой форме говорит о нем. Здесь говориться о том, на что Господь будет обращать Свое пристальное внимание, а на что будет смотреть менее всего. А ведь это очень важно - знать критерии Божьего суда.
В этом смысле 49-й псалом очень близок по значению к новозаветной притче о Страшном Суде. Там тоже Господь разделил людей и сказал по какой причине одни стали справа от Него, а другие слева. При этом, мы помним, что как те, так и другие были удивлены своему положению, они не ожидали, что станут там, где Господь их поставил. Вот и сорок девятый псалом тоже говорит о тех критериях, на которые люди часто не обращают внимание, но на Страшном Суде они окажутся решающими. Поэтому, этот псалом очень важен для нас.
Псалом следующими словами: “Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад”. Кто такой Бог - понятно, а кто же такие "боги" с маленькой буквы? Иудаизм - монотеистическая религия, она не может считать, что есть другие боги. Всех языческих богов Писание именует бесами.
Основной ответ на этот вопрос дается следующий: "богами" здесь именуют людей, которым дано право начальствовать в народе и судить. Вообще слово "Бог", по-гречески "Феос", а по-еврейски "Элохим" означает судья. Поэтому выражение “Бог богов” напоминает, что у всех земных судей и правителей есть высший, стоящий над ними Судья. И именно Он “призвал землю от восток солнца до запад”.
Для чего же Бог призвал всю землю?
Для того чтобы “рассудить народ Свой”. Таким образом, ветхозаветный народ Божий, то есть народ израильский, становится прообразом для новозаветного народа Божьего, то есть для христиан.
Как же Бог будет судить нас? И поскольку далее псалмопевец говорит от Лица Божьего, то по важности этих слов прочтем их полностью.
“Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе, Израиль! И Я засвидетельствую тебе: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя - всесожжения твои предо Мною всегда. Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов. Ибо Мои - все звери лесные, скот на горах и волы. Я знаю всех птиц небесных и украшение полей всегда предо Мною. Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе: ибо Моя вселенная и что наполняет ее. Ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов?”
Итак, Господь в этих словах говорит о жертвах Ветхого Завета, о ритуале и внешнем обряде, который никак не может и не должен становится единственным средством угождения Богу.
Главный смысл в том, что только принесением жертв Богу угодить невозможно. Этот псалом приводит на то две причины. Во-первых, на земле и без того все Ему принадлежит и, во-вторых, Господь просто напросто мясом волов и козлов не питается. Это все равно, что владельцу дома принести ключи от его же дома. Приятно, что человек помнит, но по сути он ничего не дарит, нет в этом ценности. Жертвы были нужны самим людям, и только поэтому Бог позволил ввести их в употребление.
Далее Господь устами псалмопевца говорит, чего Он действительно желает от человека: “Принеси Богу жертву хвалы и исполни пред Всевышним обеты твои, и тогда призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня”.
Что такое жертва хвалы?
Это благодарность Богу, “слава Богу за все, и за скорбь, и за радость”. По сути единственная жертва, которую человек может принести Богу - это свое сердце. Сердце человека не принадлежит Господу в силу того, что каждый из нас имеет свободную волю, которую даже Он не может забрать или нарушить. И поэтому наше сердце, любящее Бога, послушное Ему и благодарящее Его, - это тот главный дар, который каждый из нас можем Ему принести.
Что такое “исполни пред Всевышним обеты твои”?
Единственный обет, который христианин дает Богу - это обет Таинства Крещения. Отрицание от сатаны, от его гордыни и служения ему и сочетание Христу. Если вдуматься, то этот обет всеобъемлющий, он включается все частности, собственно поэтому он и является единственным. Нет для христианина нужды в других обетах, которые люди часто дают по своей глупости и потом не могут исполнить их и отягощают свою совесть. Исключение составляют только монашеские обеты.
Дав правильный ориентир того, как угождать Богу, Господь обращается уже к грешнику и говорит: “Зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими? Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои вспять. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя в собрании на брата твоего ты клеветал и для сына матери твоей полагал соблазн”.
Главный грех здесь не воровство, прелюбодеяние или коварство, а лицемерная жизнь. Устами своими говорить про Бога, а сердцем и делами отстоять далече от Него. В этом же грехе Христос осуждал фарисеев. Павел в послании к римлянам говорил, что язычник, не знающий закона, но исполняющий его, лучше того, кто знает и не исполняет. А пророк Исаия сказал пламенную речь на эту тему, которую мы читаем в первой главе его книги в начале Великого поста.
Вообще, лицемерие часто выставляется главным грехом народа Божьего. Так было тогда, так и сейчас. Многие люди не любят нас, то есть христиан, именно из–за повсеместного засилья греха лицемерия.
“Ты это сделал, а Я умолчал; ты подумал беззаконие, будто Я буду тебе подобен. Я обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои. Уразумейте же это, забывающее Бога, дабы Он не восхитил вас, и тогда никто не избавит”, - этими словами заканчивается речь псалмопевца, произносимая им от лица Божьего.
Господь часто не наказывает человека и не обнаруживает его греха на протяжении долгого времени: “ты это сделал, и Я умолчал”. Делается это для того, чтобы человек сам исправился. Важно, чтобы человек научился исправлять себя не под гнетом Бога, а употребляя свою свободную волю, осознавая сам свои ошибки. Мудрые родители поймут такой подход, потому что именно этот метод воспитания приносит наибольшие плоды. Поэтому и Господь часто долготерпит, ожидая самостоятельного исправления или покаяния человека.
Но, к сожалению не все люди используют долготерпение Божье для исправления, но, наоборот, укореняются в грехе. Об этом здесь и говорится: “ты подумал беззаконие, будто Я буду тебе подобен”. То есть, ты подумал, что если Бог молчит, то Он согласен с твоим образом жизни и будет потакать тебе. Но это, конечно, не так: “Я обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои”.
Итак, подытоживая скажем. Господь, как бы предваряя Страшный суд, обращается к своему народу и учит нас, по каким критериям Он будет судить.
- Менее всего Он будет смотреть на жертвы, ритуалы и обряды, которые мы исполняли. А ведь у многих и в наше время жизнь именно зациклена на правильном исполнении обрядов. Их точное исполнение становится главной целью, потому что через ритуалы многие думают угодить Богу. Это - заблуждение.
- Также Господь говорит о том, на что Он будет тщательно всего смотреть. Лицемерная жизнь - жизнь, когда говоришь одно, а делаешь другое и при всем при этом даже не думаешь раскаяться в своей немощи.
Ну и последнее, как вывод из всего вышесказанного, вновь звучит главная мысль псалма: “Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое”.
Всем нам вновь указываются путь спасения и правильного угождения Богу. Путь этот - прославление Бога и благодарения Ему. Не ритуалом или обрядом угождай Мне, а благодарным сердцем.
И вы, дорогие братья и сестры, всегда помните благодарить Бога.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
Псалом 47. Для чего случаются чудеса в жизни? Можно ли о них рассказывать другим?