Я очень люблю свою работу, но каждый вечер, как и миллионы игроков по всему миру, — захожу в очередной симулятор. Например, в House Flipper 2 — мыть виртуальные окна и класть плитку, делая из развалюхи жилое помещение премиум-класса. Игры, которые имитируют профессии и рутинные занятия — от уборщика и фермера до строителя дорог — невероятно популярны. А ведь большинству из нас вряд ли по душе в реальной жизни возиться на ферме или таскать хлам на стройке.
Парадокс цифрового труда
Удивительно, но поклонники жанра не всегда любят бытовые хлопоты в реальности — многие откладывают уборку или готовку, чтобы заняться тем же самым виртуально. На первый взгляд, это противоречие: игры ведь должны уносить от рутины в мир приключений и подвигов.
Но культурный ландшафт меняется — и сегодня повседневность тоже стала частью игровой культуры. Почему жанр повседневности стал таким популярным — и что это говорит о нас?
Для понимания феномена нужно оценить, какие психологические потребности удовлетворяют эти «виртуальные работы» и что в цифровой повседневности делает их привлекательными.
По теме:
Автономия без стресса: труд как отдых
Причина, по которой жанр затягивает, — эти игры предлагают идеализированную версию работы. Убирают бюрократию, неопределенность и негативные последствия труда в реальности, позволяя окунуться в удобную модель профессии. Симулятор дает ощущение мастерства без реального давления: вы сами решаете, какое дело взять и как его выполнять — полная свобода действий от построения маршрута для грузовика и до дизайна интерьера. В реальной работе подобная автономия редка: в офисе ресурсы ограничены, начальство диктует цели, а ошибки — дорого стоят. В игре же любое фиаско поправимо: неудачно покрасил стены или развез грязь трактором? Можно начать заново. Без конфликта и потери зарплаты.
Последствия неудач в виртуальном труде несравнимо мягче, и они обратимы — никакого вам увольнения, максимум потерянные очки. И такая безопасная среда снимает груз ответственности, превращая труд из обязанности в добровольное занятие для удовольствия. Это дарит ощущение отдыха, а не работы.
Недавно я опробовал Cash Cleaner Simulator (в которой нужно «отмывать» деньги — решительно осуждаю). И могу с уверенностью заявить: монотонная чистка банкнот оказалась терапевтической и позволила расслабиться и «отключить мозг». Рутинные занятия вроде мойки или уборки действуют как медитация. Повторение простых задач в игровом мире создает чувство стабильности и порядка среди хаоса реальности, почти как размеренный «гринд» в RPG. Выполнил серию несложных поручений — и чувствуешь себя умиротворенным; глядишь, и на реальные подвиги заряда прибавилось!
Люди искренне увлечены делом, когда оно дает чувство компетентности и значимости результатов, а симуляторы прямо говорят: «Вот список дел — ты точно справишься, а вот мгновенная оценка, заработанные очки или игровая валюта». Эти понятные циклы успеха мотивируют. Добавьте сюда элемент значимости — да, вы спасаете не реальных людей, а, допустим, приводите в порядок заброшенный дом, но все равно испытаете удовлетворение от дела, которое успешно завершили.
Нередко игра даже сюжетно подчеркивает персональную полезность, например — RoadCraft, в которой нужно буквально восстанавливать инфраструктуру после стихийных бедствий. И здесь простая работа обретает смысловую окраску подвига.
Когда рутина становится игрой
Почему же культура игр приняла обыденность? Отчасти, это ответ на цифровую повседневность в реальном мире: жизнь многих игроков проходит за экраном с абстрактными задачами — мессенджеры, сайты, документы и цифры. И порой не хватает осязаемого результата и завершенности.
Но вот появляются игры, где за вечер ты визуально превращаешь ветхую лачугу в уютный дом, убираешь весь мусор с городской улицы и отвозишь тонны продуктов в далекий город по шоссе. Все эти виртуальные занятия дают то самое чувство законченного дела, которое трудно получить, не вылезая из переписок и долгого обсуждения планов. Игры знакомят с альтернативной профессией, часто романтизируя ее. Городской житель, который никогда не держал лопату, может часами спокойно перекапывать грядки в Farming Simulator — и находить в этом счастье.
Виртуальная рутина привлекает, потому что это — рутина по выбору. В любой момент можно выйти из трактора и закрыть игру без принуждения или осуждения. В отличие от скучной домашней уборки, в таких симуляторах выполняешь одни и те же действия не потому, что «надо», а потому что хочется.
Игровая индустрия хитро использует эту тягу к понятным и контролируемым задачам. Симуляторы труда выросли из ниши в массовое явление за последнее десятилетие.
И вот уже одна за другой выстреливают на вершину топов все новые «работы»: симулятор автомеханика, пекаря, уборщика, дальнобойщика, кассира — перечислять можно бесконечно. Миллионы просмотров набирают видео, в которых монотонно чистят ковры или красят заборы — зрелище залипательное, кто бы что ни говорил. В игровом сообществе сформировалась отдельная эстетика будней с удовольствием от простой и хорошо выполненной работы.
Такие игры часто называют «cozy games» — или уютные игры, в которых необходимо заниматься чем-то привычным и мирным вместо очередного спасения мира. В них нет соперничества, но они помогают снять стресс. Порой жанр обыгрывается с юмором или неожиданным сюжетом: например, в Crime Scene Cleaner нужно заметаете следы за мафией — считайте, обычный рабочий день, но с примесью криминального триллера. А в той же Cash Cleaner Simulator рутинная стирка денег внезапно превращается в детективную историю — это не дает заскучать и добавляет культурного контекста.
И это такая ироничная игра с реальностью и комментарий на наши отношения с трудом. Есть ведь в этом что-то сатирическое. Мы бежим от офисных дедлайнов в мир, в котором с радостью выполняем бесполезные (по меркам экономики) задания — лишь бы чувствовать себя довольными и спокойными.
Значение жанра для современного игрока
Феномен этого жанра раскрывает важную истину: нам недостаточно просто убежать от реальности — мы хотим переосмыслить ее в комфортных условиях игры. Симуляторы дарят дефицитные для реального мира ощущения — контроль, ясность правил и ощутимый результат. Для одних виртуальный труд стал способом расслабиться и восстановить душевное равновесие, для других — возможностью примерить профессию мечты или реализовать творческий потенциал.
Для индустрии видеоигр этот жанр обозначил расширение границ понятия «интересно». Оказывается, интересным может быть и самое заурядное дело, стоит лишь подать его в нужном формате. Получается, разработчики таких игр превратили рутину в игру, а игру — в лекарство от рутины. И в этом их главная ценность. Симуляторы работы позволяют увидеть красоту в обыденном и вернуть ощущение простых радостей и успехов, которых так не хватает в повседневности. И это вовсе не побег от реальности, скорее — дружеский визит в упорядоченную и понятную копию, в которой всегда есть возможность начать сначала, а всякая работа в удовольствие.
После работы мы возвращаемся в игру — чтобы снова работать, но уже на своих условиях. Я считаю, что это не побег от жизни, а практика — как сделать мир удобнее и понятнее, хоть даже и на небольшом участке. А какая у вас «вторая профессия»?