Приветствую постоянных подписчиков и гостей блога «Прогулки в стратосфере». Сегодня вашему вниманию предлагается перевод чешской статьи на тему истории разработки и эксплуатации советских тяжелых атомных ракетных кресеров проекта 1144 «Орлан», которая была опубликована в свежем номере журнале ZBRANE.
Данная статья адаптированна под формат печатного издания и стиля, применяемого в журнале и рассчитана на чешского читателя, имеющего поверхностные представления о кораблях этого проекта, поэтом в ней дан максимально полный, но при этом сжаты обзор истории создания, эксплуатации, вооружения и дальнейших перспектив, поэтому, будет интересна и русскоязычным любителям морского флота.
Формально, речь идет о «копирайте», но учитывая что автором чешскоязычной публикации является ваш покорный слуга, то правильней сказать об обратном переводе, а если еще точней, то о публикации моей русскоязычной рукописи – черновика.
При использовании текста данной статьи ссылка на первоисточник обяательна: Dvornikov,S.: Těžký jaderný raketový křižník Projektu 1144 Orlan
. ZBRANE c.71. Brno 2025.
Тяжелые ракетные крейсера Проекта 1144 «Орлан» стали ярким достижением советского союза, воплотив в себе непревзойденную мощь ударного и оборонительного вооружения, и по достоинству заняли почетное место в истории мирового судостроения, однако их жизнь оказалась не проста.
Зарождение атомного флота
В 1961 году в состав военно-морского флота США были введены авианосец USS Enterprise (CVN-65) и крейсер Long Beach (CGN-9) с атомными энергетическими установками, созданные для взаимодействия в составе корабельного ордена, а неограниченная дальность плавания позволяла демонстрировать флаг и проецировать силу в удаленных частях мирового океана.
В СССР знали о строительстве этих кораблей, поэтому спуск на воду в 1959 году первого в мире атомного ледокола Ленин сопровождался лозунгом «за мирный атом», хотя за ним скрывалось лукавство. Во-первых, ледоколы СССР могли использоваться в качестве вспомогательных крейсеров, а на их палубе были встроены специальные гнезда для установки артиллерийских орудий, о чем особо не афишировали. Во-вторых, с 1956 года в СССР разрабатывался легкий атомный ракетный крейсер – Проекта №63, вооруженный 18-24 самолетами-снарядами типа П-40 с боевой частью около 1 тонны, с дальностью стрельбы 200-350 км и способными развивать скорость до 1700-2000 км/ч. Параллельно с ним разрабатывался атомный корабль противовоздушной обороны – Проект №81.
В 1958 году все было готово для начала строительства крейсеров Прокета №63. Согласно плану, с 1961 по 1964 г., должны были спустить на воду 7 кораблей, но в 1959 году проект закрыли.
Причиной отказа от надводного атомного флота в конце 50-х гг. являлись взгляды Никиты Хрущева, министра обороны (полководца второй мировой войны) Георгия Жукова и других министров, делавших ставку на ракетно-ядерное вооружение, атомный подводный флот и стратегическую авиацию.
К тому же руководство опасалось строить дорогие и сложные в обслуживании атомные военные корабли, понимая их беззащитность в современном бою, что наглядно продемонстрировал расстрел противокорабельными ракетами недостроенного крейсера «Сталинград».
К концу 60-х годов стало ясно, что благодаря политике Хрущева, советскому союзу нечего противопоставить американским авианосным группировкам. Вопрос строительства атомных крейсеров снова оказался в центре внимания, но теперь уже не с позиции лидера, а в роли догоняющего.
Разделка на металл почти готовых крейсеров типа «Свердлов» во время хрущевской «оттепели» оставила неизгладимый след в памяти советских судостроителей и отбила всякое желание к строительству крупных военных кораблей, что привело к утрате опыта, который было необходимо восстановить.
Создание атомного крейсера 1144 «Орлан»
«Теория пары» вновь предусматривала совместное использование атомного крейсера с наступательным вооружением и специализированного корабля противовоздушной обороны, от которого в дальнейшем отказались.
Предполагалось, что новый атомный крейсер будет иметь водоизмещение 9000 т. Наибольшую опасность для корабля представляют авиация и противокорабельные ракеты, поэтому пришлось предусмотреть эшелонирование средств противовоздушной обороны корабля.
Проект №1144 «Орлан» постоянно увеличивался в размерах, получив удлиненную носовую часть для размещения в нем комплексов ПВО. В конце концов, с проекта сняли все ограничения по водоизмещению, а политические интересы превзошли рационализм. В задней кормовой части появилась вертолетная площадка с ангаром, рассчитанным на три противолодочных вертолета типа Ка-27. Научные институты начали вносить самые передовые технологические новшества не применявшиеся в судостроении.
Главнокомандующий военно-морским флотом СССР адмирал С. Горшков из опасений что одновременный выход из строя главного и резервного атомных реакторов в дали от базы обернется политическим позором, настоял на добавление паровой установки, работающей на органических видах топлива, из-за чего атомный крейсер получил трубу.
Другим нетрадиционным решением стал возврат к бронированию корпуса корабля, от которого в мировой практике судостроения к тому времени давно отказались. Броневая защита от ракет с фугасно-осколочной боевой частью толщиной 100 мм защищала погреба ракетного боезапаса и реакторный отсек. Капитанская рубка имела толщину брони 80 мм, а для повышения противоторпедной защиты, было установлено двойное дно.
При этом отсутствовала продуманная цель создания атомного крейсера. На него установили противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит», предназначенный для запуска с борта атомной подводной лодки в подводном положения лишь потому, что по мнению высшего руководства, на флагмане должно стоять самое мощное новейшее вооружение, которым на тот момент являлся П-700 «Гранит», хотя перед запуском с Крейсера ракетные шахты было необходимо заполнить забортной водой.
Остановить эти прогрессирующее «улучшения», ставший заложником военной бюрократии, главный конструктор крейсера Борис Купенский уже не мог, но все имеет свое завершение. Технический проект корабля был готов в 1972 году.
Общие сведенья о корабле
Тяжелый атомный ракетный крейсер №1144 «Орлан» стихийно получился многоцелевым, наиболее совершенным для своего времени и самым крупным в истории надводным военным кораблем, который по своим боевым возможностям до сих пор не превзойден и не имеет прямых аналогов в мировом судостроении.
Благодаря сочетанию мощного наступательного ракетного вооружения, противолодочных систем и многоуровневой противовоздушной обороны, Крейсер №1144 «Орлан» способен самостоятельно выполнять весь спектр боевых задач в любой точке мирового океана или усиливать боевой потенциал корабельной эскадры.
Длина крейсера 1144 «Орлан» составляет 230 м, наибольшая ширина - 28,5 м, а высота достигает 59 м. Полное водоизмещение - 25860 тон. Крейсерская скорость хода на атомных энергетических установках - 18 морских узлов, максимальная – 32 узла, на паровых котлах с традиционным видом топлива – 17 узлов.
На восьми палубах корабля расположено более 1500 помещений, в числе которых 56 офицерских кают, 6-и и 30-местные кубрики для старшин и матросов, три сауны с бассейном, 15 душевых, клуб на 200 мест, салон с бильярдом. В двухъярусном медицинском блоке есть изоляторы-лазареты, рентгенкабинет, амбулатория, операционная и кабинет зубного врача. Имеется своя телестудия кабельного вещания и мини-типография. Экипаж состоит из 105 офицеров, 130 мичманов и 400 матросов.
В конце декабря 1977 года был спущен на воду первый тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» - «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков»), а в декабре 1980 года передан флоту. В октябре 1984 года в строй вступил второй крейсер серии —«Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»). В декабре 1988 года флоту был передан третий крейсер —«Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов»). А в 1986 году на заводе приступили к постройке корабля «Пётр Великий» (первоначально «Куйбышев»), строительство которого завершилось в 1996 году. Еще один крейсер «Джержинский» в 1990 году был снят с производства на начальном этапе строительства.
По классификации НАТО, крейсера получили название «Kirov-class battlecruiser» по головному кораблю.
Уши и глаза
Корабль оснащен более полутора десятка разнообразных локационных станций, включая спутникового слежения, комплексами радиоэлектронной борьбы, радарами воздушной обороны и навигации, многочисленными антеннами спецсвязи, Параллельно с этим за подводной частью наблюдают гидролокаторы и акустические системы.
Атомное сердце «Орлана»
Энергетическая установка крейсера 1144 «Орлан» включает два атомных реактора КН-3 мощностью по 300 мВт, и двух паровых турбин мощностью до 70 тыс. л.с. каждая. Суммарная мощность электростанций составляет 18 тыс. кВт. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных котлов, работающих на органическом топливе.
Главный калибр
Главный калибр крейсера проекта 1144 «Орлан» представлен 20 пусковыми установками противокорабельного комплекса П-700 «Гранит», по классификации НАТО: SS-N-19 «Shipwreck» с конвенциальной боевой частью весом 750 кг и 50 килотонн в ядерном исолнении.
Основным предназначением комплекса П-700 является поражение вражеских эскадр или одиночных целей на расстоянии до 700 км, обнаруженных космическими спутниками и морской авиацией.
В искусственном интеллекте ракет заложены тактические сведения о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа и атаковать главные цели в ее составе. В режиме залпового огня одна ракета, принимает роль "наводчика" совершая полет со скоростью М=2.5 на высоте до 17000 м, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят на высоте около 25 м с более низкой скоростью М=1,5. В полёте ракеты непрерывно обмениваются информацией и если ракета -"наводчик" уничтожена, ее функцию автоматически принимает на себя другая ракета. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели и решают, какие маневры нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу алгоритмами. Сбить такую ракету очень сложно. Даже при поражении ракеты на ближней дистанции, из-за огромной массы и скорости «Гранит» может сохранить свою кинетическую силу и поразить цель.
Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты перераспределяют цели и атакуют другие наиболее значимые корабли. Атака П-700 похожа на нападение волчьей стаи, но парадокс в том, что наибольшие шансы на выживание получают наиболее слабые корабли.
Самооборона крейсера и обстрел береговых целей обеспечивается артиллерийской установкой АК-130 — это двуствольная корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм. На сегодняшний день она является самым мощным орудием российского флота. Скорострельность АК-130 достигает 90 выстрелов в минуту (по 45 на каждый ствол) на дальность до 23 км, а механизм автоперезагрузки боеприпасов без участия человека позволяет выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов.
Плавучий комплекс ПВО
Дальняя противовоздушная оборона тяжелых ракетных крейсеров Проекта 1144 «Орлан» обеспечивается морским вариантом ЗРК С-300 «Форт», способным в зависимости от модификации поражать воздушные цели на расстоянии от 5 до 200 км на высотах от 10 до 25000 м, летящих со скоростями до 1800 км/ч.
На первых трёх кораблях серии («Киров», «Фрунзе» и «Калинин») установлено по 12 скрытых под палубой барабанных пусковых установок, каждая из которых вмещает 8 ракет, что обеспечивает общий боезапас 96 ракет. Крейсер способен вести одновременную стрельбу по 12 целям 24 ракетами, что по своим возможностям сопоставимо с дивизионом сухопутной модификации С-300. «Петр Великий» получил 6 установок с 48 ракетами С-300Ф с 48 ракетами и 6 с модернизированной версией С-300ФМ с 46 ракетами.
Самый современный крейсер «Петр Великий», находящийся сейчас на вооружении, располагает 16 пусковыми установками ЗРК «Кинжал» с барабанами по 8 ракет (128 ракет) с дальностью поражения целей 1,5-12 км на высоте от 10 до 6000 м, летящих со скоростями до 700 м/с, в то время, как первые корабли имели комплекс «Оса-М».
Последним рубежом противовоздушной самообороны крейсера служат шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик». Артиллерийская часть комплекса «Кортик» имеет в своем составе две автоматические пушки АО-18 калибра 30 миллиметров. Шестиствольные орудия способны стрелять с темпом до 4,5-5 тыс. выстрелов в минуту и вести эффективный огонь на дальностях до 1500-2000 метров. Готовый к применению боезапас каждой из пушек – 500 снарядов. Боезапас ракетной части ЗРАК «Кортик» – 6-8 ракет в зависимости от модификации. Скорость ракеты составляет 900-910 метров в секунду. Максимальная дальность действия – 8000 метров. Высота поражения – до 4000 м.
Дуэль на глубине
Противолодочное вооружение крейсера проекта 1144 представлено двумя ракетно-торпедными комплексами РПК-6М «Водопад» калибра 533 мм, по пять торпедных установок на каждом борту. Особенность ракеты-торпеды «Водопад-НК» (калибр 400 мм) заключается в том, что после запуска из торпедного аппарата, размещённого на борту корабля, она погружается под воду. Отойдя на безопасное расстояние, ракета выходит из воды, включая маршевый двигатель, и совершает полёт по баллистической траектории. На завершающем участке траектории малогабаритная торпеда УГМТ-1 приводняется на парашюте и приступает к поиску подводной лодки с помощью собственной системы самонаведения. Боевая часть торпеды весит 60 кг, скорость хода составляет 41 узел, максимальная дальность — 8 км, глубина поражаемых целей — до 500 м. Таким образом, комплекс «Водопад-НК» обеспечивает поражение подводных целей на дальности до 50 км, значительно расширяя противолодочные возможности корабля.
Изначально самооборона крейсеров проекта 1144 «Орлан» обеспечивалась реактивной бомбомётной установкой противоторпедной защиты РБУ-1200 «Ураган», впоследствии заменённой более совершенным комплексом «Удав-1М» калибра 300 мм. Он предназначен для уничтожения или отвода торпед, атакующих корабль, а также может применяться против подводных лодок и диверсионных сил. При возникновении торпедной угрозы одним залпом производится пуск нескольких типов реактивных снарядов на заданные дистанции. Первый рубеж обороны формируют два снаряда-ловушки, создающие четыре ложные цели на дальности до 3000 метров.
При прорыве первого эшелона защиты торпеда попадает в зону действия «дрейфующего» минного поля, формируемого снарядами-заградителями на дальности до 2000 метров. В случае приближения торпеды на ближнюю дистанцию производится залп глубинными снарядами, минимальная дальность которых составляет 100 метров.
Дополнительно на каждом борту крейсера установлена по одной реактивной установке РБУ-1000 «Смерч-3». Основное назначение этого бомбомёта калибра 300 мм — уничтожение вражеских торпед, однако он может также использоваться для поражения подводных лодок на дистанции от 100 до 1000 метров и глубинах от 15 до 350 метров.
Эксплуатация крейсеров
Эксплуатация крейсеров проекта 1144 «Орлан» пришлась на непростой период. Горбачёвская «перестройка» и последовавший за ней распад СССР привели к тому, что молодая Россия оказалась финансово не готова к содержанию столь дорогих и сложных в обслуживании кораблей. Судьба практически новых крейсеров оказалась незавидной.
Головной корабль серии — «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») — был выведен в отстой в 1991 году, а в 2002 году исключён из состава флота. Его фактический срок службы составил всего 11 лет. Судьба корабля была предрешена — он отправлен на утилизацию. Та же участь постигла и второй крейсер серии — «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), который с 1999 года находился в отстое на Дальнем Востоке; его срок службы составил 15 лет. Иронично, что в России отсутствовал опыт утилизации столь крупных надводных боевых кораблей, в результате чего даже этот процесс затянулся на многие годы.
Модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), прибывшего на место ремонта в 1997 году, началась лишь в 2011-м. Первоначально планировалось ввести корабль в строй в 2018 году, однако восстановление оказалось слишком сложной задачей. На сегодняшний день формальный срок его эксплуатации составляет всего 9 лет.
Службу крейсера «Пётр Великий» также нельзя назвать безупречной. После снятия с вооружения в 1990-х годах самолётов радиолокационного целеуказания Ту-95РЦ, вертолётов Ка-25Ц и спутниковой системы целеуказания «Легенда» радиус обнаружения целей значительно сократился. «Пётр Великий» фактически «ослеп» ещё до начала полноценной эксплуатации и не мог реализовать весь свой боевой потенциал. В настоящее время на смену системе «Легенда» разрабатывается комплекс «Линза», однако сведений о выводе её спутниковой группировки на орбиту в открытых источниках нет.
Дебютом боевой службы крейсера стало обнаружение в 2000 году затонувшей многоцелевой атомной подводной лодки «Курск» и участие в спасательной операции. Превратившись в своего рода «потешного генерала», атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», изначально предназначенный для уничтожения крупных флотских соединений и подводных лодок, оказался задействован в борьбе с сомалийскими пиратами, действующими на небольших моторных лодках в Аденском заливе.
«Орлан» сегодня
В 2019 году крейсер «Пётр Великий» был направлен на капитальный ремонт и модернизацию вооружения. Первоначально планировалось, что корабль вернётся в строй в 2022 году, однако работы затянулись на неопределённый срок и сопровождаются информационными скандалами, связанными с возможностью его списания.
В начале 2025 года на крейсере «Адмирал Нахимов» были вновь запущены атомные реакторы. В ходе модернизации корабль оснастили новой универсальной корабельной пусковой системой 3С14 с установками вертикического старта, рассчитанными на 80 ракет типов «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Система 3С14 также способна применять противолодочные управляемые ракеты 91РТ2. Для сравнения: до блокирования Черноморского флота силами обороны Украины, в море одновременно находилось от трёх до пяти носителей с суммарным залпом от 24 до 32 крылатых ракет типа «Калибр».
«Адмирал Нахимов» получил зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЭ» и ЗРК С-300ФМ, а также противолодочный и противоторпедный комплекс «Пакет-НК», систему гидроакустического подавления «Овет» и морской зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Редут».
После возвращения на боевое дежурство «Адмирал Нахимов» станет морской ракетной платформой, способной наносить массированные ракетные удары и обеспечивать региональную противоракетную оборону (ПРО) флотского соединения в радиусе до 200 км. По сути, это будет совершенно новый корабль в прежнем корпусе.
Что думают эксперты?
Мнение западных аналитиков о крейсере проекта 1144 «Орлан» во многом совпадает с мнением российских коллег, которые считают его самым мощным боевым кораблём в мире и подчёркивают некорректность сравнения с зарубежными аналогами. Вместе с тем они отмечают, что с учётом современных военных технологий, таких как высокоточные противокорабельные ракеты и беспилотные системы, эти крейсеры воспринимаются как устаревшие и уязвимые.
В некоторых западных источниках крейсер сравнивают со «Звездой Смерти» из фильма «Звёздные войны». Это метафорическое сравнение отражает впечатляющую боевую мощь корабля, его циклопические размеры и арсенал, которые внушают страх любому противнику. Однако, как и «Звезда Смерти», крейсеры проекта 1144 имеют определённые уязвимые точки, что делает это сравнение скорее символичным. Для примера, флагман российского Черноморского флота — многоцелевой ракетный крейсер «Москва» проекта 1164 «Атлант» — был потоплен залпом из двух ракет новейшим украинским противокорабельным ракетным комплексом Р-360 «Нептун» в самый разгар морских боёв за господство в акватории Чёрного моря.
Отношение к крейсеру внутри России также неоднозначно. Безусловно, он является предметом гордости российского флота, что подчёркивается в патриотических и пропагандистских публикациях. В то же время среди экспертов преобладает скептицизм по поводу избыточного вооружения корабля, его высокой стоимости, чрезмерной сложности и неясности его роли в современной доктрине применения военно-морского флота России.
Многолетняя задержка с модернизацией «Адмирала Нахимова» и аналогичные проблемы с авианосцем «Адмирал Кузнецов» свидетельствуют о серьёзных трудностях в судостроительной отрасли России при обслуживании и эксплуатации тяжёлых атомных ракетных крейсеров и авианосца. Как сложится дальнейшая судьба тяжёлых атомных ракетных крейсеров «Пётр Великий» и «Адмирал Нахимов», покажет время…