В понедельник, 23 июня, парапланерист из Новосибирска Александр Орлов и 8-кратная чемпионка мира по воздушной гимнастике Анжела Кулагина совершили экстремальный полёт в Шерегеше. Пока мужчина управлял воздушным судном, гимнастка выполняла сложнейшие элементы без страховки.
Александр Орлов занимается парапланеризмом четверть века. Как-то раз на него вышла многократная чемпионка мира по воздушной гимнастике Анжела Кулагина и предложила то, чего в мире ещё никто никогда не делал.
Начало пути
Александр пришёл в парапланеризм в начале 2000-ых. До этого пять лет прыгал с парашютом.
«Увидел параплан, влюбился в него и поменял вид деятельности. Поехал в Москву, прошёл обучение, начал летать. В 2004-ом открыл первую в Новосибирске парапланерную школу. Ещё через два года сделали спортивную команду. В 2009 году начал сам организовывать соревнования, три года проводил чемпионат России на Алтае, а потом ушёл в тандемы», – рассказал Александр Орлов Горсайту.
В 2010 году мужчина сильно упал, сломал ногу. После долгого восстановления полетал на соревнованиях ещё два-три года и понял, что быть спортсменом уже не хочет, и стал катать туристов на параплане.
«Здесь пригодился мой опыт спортивных полётов и разных жёстких условий. Я участвовал на чемпионатах и кубках России, ездил на предкубок мира в Китай. Весь этот опыт помогает обеспечить безопасность пассажирам: я могу летать в очень сложных условиях, когда большинство других пилотов не летает, и в то же время вполне благополучно приземляться», – отметил сибиряк.
На парапланах летают не только в горах – большую часть лета Александра можно застать именно в небе Новосибирска.
Знакомство с великой гимнасткой
С Анжелой Александр познакомился в 2019 году во Вьетнаме.
«Я в тот год там зимовал и часто летал. Она сама меня нашла в соцсетях – тогда много необычных роликов снимал, катал детей, колясочников, других инвалидов. Мы убедились, что параплан – достаточно надёжная штука: даже люди, не умеющие ходить, могут летать. То есть отсутствие ног – не равно отсутствию крыльев», – поделился Александр.
Анжела прилетела во Вьетнам, они совершили первый совместный полет. Там же сняли видео.
«Конечно, не всё получилось, как задумывалось. Она снова приехала через год, в 2020-м, сняли второй ролик, намного красивее. В этом же году началась пандемия, мы больше во Вьетнаме не летали. Потом появилась идея полетать на Алтае или в Новосибирске», – рассказывает Александр.
Сначала гимнастка несколько раз прилетала в Новосибирск. Снять красивые зрелищные видео получилось далеко не сразу.
«Какие-то кадры были сняты очень издалека, гимнастических фигур не видно. Анжела очень расстроилась, и мы плюнули, не стали никаких роликов делать, потому не из чего было монтировать. Также у нас не вышли два проекта в Шерегеше в прошлые сезоны. Зимой там много сложностей с погодой: сильные ветра, полёт короткий, всего 5−6 минут. Надо успеть взлететь, Анжела должна выполнить программу, мне надо рассчитать безопасную глиссаду, чтобы её мягко приземлить. Она же висит подо мной и первая приземляется, а я не могу точно оценить расстояние от неё до земли – под ней пять метров или один – не вижу этого. А торможение надо чётко сделать, в нужный момент, с точностью до секунды, чтобы помягче её посадить. Другое дело, когда летишь с пассажиром на одном уровне: я глазами оцениваю расстояние, с точностью до полуметра», – объяснил Горсайту Александр Орлов.
Анжела выполняет трюки без страховки – это её принципиальная позиция.
«Начала придерживаться её с Вьетнама. Я на это смотрю с жутким ужасом. Она говорит, что страховка ей мешает, путается в ней и не может сделать фигуры. У нас было уже больше десяти совместных полётов – все она выполняла без страховки», – поделился парапланерист.
Александр и Анжела первые в России выполнили подобное воздушное гимнастическое шоу.
«В мире, возможно, ещё кто-то был, сейчас сложно сказать. Мы чужие ролики нашли где-то в году в 2022−2023. Есть какая-то итальянка, которая тоже летает под парапланом. Вот она вроде выступает со страховкой, насколько я помню. В общем, на тот момент было несколько отличий, где мы были круче. И в Америке есть одна гимнастка, которая делает подобное», – добавил Александр.
По словам парапланериста, такие полёты – не официальный вид спорта. Был и ещё один экстремальный эксперимент – однажды Александр поднял ввысь не одну, а сразу двоих воздушных гимнасток.
«Анжела привезла с собой напарницу по сборной России Наташу Косыреву. И я их поднимал двоих одновременно. Они на разных высотах были у меня – одна выше, другая ниже. Там вообще была запредельная сложность на взлёте. Помню несколько моментов... ну прям на грани... Но всё благополучно закончилось. Тоже ролик есть. Сейчас думаем повторить такой же полёт втроём в Шерегеше», – поделился Александр Орлов.
День Х
На протяжении зимы 2025 года Александр и Анжела несколько раз собирались полетать, но никак не выходило. Наконец, удалось подстроиться под погодное окно.
«По мере приближения даты стало понятно, что из двух дней, которые мы заранее выбрали, один отпадает – во вторник с самого утра начинаются дожди и ураган, у нас остаётся только понедельник, то есть будет всего одна попытка, чтобы что-то снять. Мы поднялись на вершину горы Зелёная, где зимой все горнолыжники катаются, я стал придумывать систему, как нам установить подвески. Там есть двухэтажное кафе, мы подвесились ко второму этажу, начали отрабатывать, как Анжела будет перелазить из подвески вниз на гимнастические стропы», – уточнил сибиряк.
Как рассказал спортсмен, раньше Анжела пыталась взлетать сразу в стропах, находясь ниже Александра. Но это вызывало немало проблем: Анжеле надо бежать по склону довольно долго и быстро: Александр уже взлетает, летит, а она ещё бежит. Если девушка не успевает догнать – а параплан реально летит быстро – то она начинает его тормозить, вгоняет в склон, и пилот уже не может её поднять в воздух.
«Решили взлетать так, как я летаю обычно – с клиентами на одном уровне. Она сидит в пассажирской подвеске, потом, когда мы уже набираем большую высоту, она сбрасывает стропы, которые лежат у неё на коленях, и спускается вниз. И вот это самая рискованная часть – здесь она спускается со страховкой. Я сказал, что я не полечу без страховки. Мол, вот со страховкой спустилась, внизу на стропах в петлях закрепилась, а потом можно отстёгивать пояс со страховкой. Я его выдергиваю наверх, убираю, и дальше она свою программу выполняет уже без страховки».
После пируэтов Анжела наверх уже не поднимается – это очень тяжело.
«Она остаётся внизу, и первая приземляется. На самом деле, мне самому страшно. Смотрю на неё – меня прямо дрожь каждый раз пробирает», – признался Александр.
В таком нелёгком деле сибиряку сильно помогают навыки, которые он приобрёл ещё в детстве.
«Я занимался в кружке юных моряков – могу с закрытыми глазами завязать любые морские узлы. Мне легко, скажем, из простого куска верёвки сделать любые системы, подвесы, страховки – всё что угодно. И я на 100% в них уверен, знаю, какие узлы надежные, а какие лучше не использовать. В основном же парапланеристы летают на готовом оборудовании, которое производят на фабриках. А вот если какую-то штуку массово не используют, то такого оборудования и не существует. Ты его не найдешь ни за какие деньги у производителей. Вот я и могу то, что мне надо, сделать из простой верёвки, и эта конструкция надёжна».
Во время полёта, когда спортсмены начали заходить на посадку, неожиданно около горы усилился ветер.
«Нас начинает сдувать в лес, я понимаю, что не дотянусь до штатной площадки приземления. В результате мы сели в лесу, в тайгу. Двигались пешком по корягам, по кустарнику, еле оттуда выбрались. Анжела всё это время шла босиком! Я даже представить не могу, как по таким сучьям, по острым камням идти», – пояснил Александр.
Полёт завершился благополучно, и мир увидел удивительные и захватывающие кадры.
По словам Александра, полетать на параплане в качестве пассажира могут и дети. А один раз девушка летала с маленькой собачкой – она посадила её в куртку, торчала только мордочка.