Банк России перенёс сроки масштабного внедрения цифрового рубля на 1 сентября 2026 года, несмотря на требования Президента. Начиная с этой даты, крупнейшие банки должны обеспечить клиентам расчеты в цифровой валюте. Сначала — для юридических лиц с выручкой свыше 120 млн руб в год, в 2027-2028 — для остальных категорий.
Но сам перенос срока при том, что, как пишут, технически всё готово к переходу на цифровой "окрашенный" рубль и сейчас, говорит об огромном давлении на Центробанк тех, кто не заинтересован в введении этой валюты, пишет телеграм-канал "Незыгарь". Ведь за последние пять лет уже разработаны соответствующие технологии и методики, определено необходимое оборудование и программное обеспечение для цифровых платформ, проведены удачные эксперименты по его внедрению. Но влиятельные лоббистские группы делают всё возможное, чтобы цифровой рубль не был запущен для расчётов в России. Почему?
Когда Центробанк заявил о том, что планирует ввести в обращение цифровой рубль — по этому поводу было много дискуссий. Некоторые деятели считали, что это ущемит свободу граждан и усилит контроль государства над ним. Ведь любой платёж, произведенный таким "окрашенным рублем" будет виден любому контролирующему лицу. А не все граждане хотят такого контроля.
Но если цифровой рубль для граждан имеет свои минусы (хотя честным гражданам бояться нечего), то каковы его плюсы для государства (в т.ч. для тех же граждан)?
Введение цифрового рубля позволит предотвратить хищения бюджетных средств. Нельзя украсть то, что видно и прозрачно. Если сейчас такие хищения вскрываются лишь усилиями проверяющих и контролирующих органов (чьи сотрудники могут отнестись к проверкам формально и "закрыть глаза" на это, или не "копать" за определенную мзду), и выявляются лишь при кропотливом изучении финансовых документов, сборе доказательной базы (а это время и деньги), то за несколько секунд или минут компьютерная программа может отследить перемещение каждого "окрашенного" бюджетного рубля.
Большинство коррупционных схем увода бюджетных денег состоят из массы компаний однодневок, которые "распыляют" выделенные средства, создают видимость работы, липовые отчёты о проведённых работах, которых на самом деле не существовало. При этом деньги "пилятся" коммерсантами и чиновниками между собой, то есть, кладутся в карман. На всех задействованных уровнях.
С "окрашенными" деньгами это невозможно. Невозможно будет инкогнито обналичить такие деньги или произвести "откат", вывести бюджетные деньги в офшоры. Анализ эффективности расходов покажет, насколько казённые деньги были потрачены эффективно. Каждое движение по счетам будет видно сразу, а вовлечение в этот процесс сомнительных фирм сразу привлечёт внимание и даст повод для проверки.
Введение "окрашенного" рубля может ударить и по интересантам в ВПК и других промышленных сферах, связанных с государствам. Ведь выявить посредническо-спекулятивные цепочки в производстве, логистике и реализации товаров и продукции окажется проще простого.
И тут пострадают интересы многих из тех, кто мог спокойно накручивать ценник на свою продукцию, зная, что её и так приобретёт государство.
И никакого штата следователей не хватит, чтобы одномоментно пресечь подобные безобразия, а когда уже близится такой момент, то часто выясняется, что деньги "уплыли", а их обладатель оказался за границей.
"Окрашенные" рубли ударят и по коммерческим банкам, через которые идёт, в частности, субсидированное кредитование экономики в интересах государства. "Окрашенные" цифровые рубли позволят выявить коррупционные схемы в этой сфере.
Между тем, объём льготных кредитов для экономики оценивается в 17-20 трлн руб, таким образом речь может идти о суммах субсидий в 2-3 трлн руб, которые пополняют валовую выручку российских банков. И деньги эти сейчас не прозрачные.
Усиление цифрового контроля со стороны АЦ, ФАС, Росфинмониторинга, правоохранительных структур позволит также выявить спекулятивно-посреднические цепочки, паразитирующие на "рыночном ценообразовании".
Смысл этих цепочек в том, что каждое звено имеет право увеличивать цену товара не более чем на 30%. Если фиктивных звеньев-посредников в цепочке, к примеру, 100, то вот тебе и законное увеличение цены товара на 300%. Недавно по этому поводу возмущался премьер Мишустин, считая, что такие недобросовестные действия разгоняют инфляцию.
В итоге при себестоимости производства литра молока в 2024г. в 34 рубля, его цена на прилавке увеличивается до 90-100 руб, куриного яйца — с 40-60 руб за десяток в зависимости от категорий — до 90-160 руб, центнера картофеля — с 1006 руб до 5-6 тыс руб в рознице.
Разумеется, в такую ценовую динамику внес вклад и резкий рост стоимости заемных денег, вызванный жесткой ДКП Центробанка. Тем не менее, использование "окрашенного" рубля неизбежно приведет к выявлению и сокращению не обусловленных экономическим потребностями многочисленных посредников и на 7-10% снизит текущие розничные цены, что эквивалентно с учетом объема розничного товарооборота примерно 4.5 - 6 трлн руб.
Эксперты подсчитали, что при внедрении цифрового рубля банковские и торгово-посреднические структуры, а также связанные с ними группы влияния могут потерять около 10 трлн. руб доходов, которые будут перераспределены в пользу государства и населения. Это достаточная сумма, чтобы повлиять на Центробанк, который отложил переход к цифре, не приведя убедительных обоснований.