Англосаксонская культура традиционно воспринимается как западный бастион, противопоставленный российской цивилизации. Однако история хранит немало удивительных фактов: на протяжении более ста лет Англиканская церковь поддерживала тесные связи с Русской православной церковью, а в середине XX века эти отношения едва не завершились полным объединением конфессий.
Отношения
Истоки англиканства берут начало в событиях XVI века, когда Англия разорвала отношения с Римской католической церковью. Причиной столь радикального шага стала личная драма монарха — король Генрих VIII не смог получить разрешение Папы на развод со своей супругой, что и послужило катализатором религиозных преобразований в государстве.
Конфессиональная специфика англиканства проявилась в уникальной позиции «ритуалистов». Эти священнослужители, сохраняя традиционные формы западного христианского богослужения, отказались от подчинения Папе Римскому. Их положение оказалось весьма неоднозначным: с одной стороны, в вопросах догматики они были близки к дореформационному христианству и разделяли взгляды восточных православных церквей в отношении католицизма. С другой стороны, английское духовенство испытывало значительное давление со стороны местных протестантских традиций и кальвинистских проповедников, настаивавших на свободе толкования библейских текстов.
Пробуждение интереса к православию
В XIX столетии британское общество начало активно изучать православное вероучение. Данный процесс был тесно связан с внутренним кризисом англиканства, потерявшего прерогативы государственной церкви.
В этот период возникло Оксфордское движение, известное также как англо-католицизм. Представители университетской теологической школы разработали концепцию, согласно которой подлинность христианской церкви определяется преемственностью апостольского наследия. Утверждая собственную причастность к этой традиции, оксфордские богословы инициировали идею объединения всех церквей апостольского происхождения.
Особое внимание уделялось диалогу с православными церквями, поскольку они, в отличие от католиков, не настаивали на административном подчинении англикан.
Миссия архидьякона Палмера
В эпоху правления Николая I Россию посетил видный деятель Оксфордского движения — архидьякон Вильям Палмер. Его интерес к Русской православной церкви зародился в конце 1830-х годов. Обладая специальной «общительной грамотой» от англиканского епископа, он был принят ведущими православными богословами — епископом Игнатием (Брянчаниновым) и митрополитом Филаретом (Дроздовым).
Славянофилы первоначально восприняли стремление Палмера к общению с православной церковью как знак возможного воссоединения Англии с православием. Однако детальный анализ «39 статей» — основополагающего вероучительного документа англиканства — выявил в нём 44 положения, которые Святейший Синод счёл еретическими.
Несмотря на несогласие с такой оценкой, Палмер выразил готовность отречься от спорных положений. Однако его путь к православию прервался из-за кончины отца. Повторная попытка приобщиться к православной вере в 1852 году столкнулась с требованием восточного духовенства о повторном крещении.
После продолжительных духовных поисков в 1855 году Палмер принял католицизм, сохранив при этом глубокое уважение к православному богословию. В послании обер-прокурору Синода графу А. П. Толстому он отмечал, что, если бы имел право навязывать другим свои взгляды, продолжал бы поддерживать греческое богословие как наиболее древнее и удовлетворительное в решении ключевых богословских вопросов, разделяющих Восточную и Римскую церкви.
Сближение и разрыв
Благодаря деятельности Палмера и его единомышленников из Оксфорда в англиканской палате конвокаций был создан Греко-русский комитет. Начиная с 1850-х годов активно развивалось сотрудничество между англиканской и православной церквями. Тем не менее полноценное церковное единение оставалось недостижимым: русская православная церковь отказывалась признавать англиканских священнослужителей до тех пор, пока они не примут православные вероучения, чего британская сторона категорически не желала. В конце XX века тенденция сближения англиканства с Православием остались в прошлом.