Найти в Дзене
Книжный слушатель

Спектакль «Звездопад» в Камерном театре Екатеринбурга: почему важно досмотреть до финала

Я увидела спектакль «Звездопад» по повести писателя-фронтовика Виктора Астафьева на театральном фестивале Коляда-Plays, который сейчас идет в Екатеринбурге. И именно финал спектакля произвел на меня самое сильное впечатление. Вот уже закончилась история о первой любви раненого солдата Миши и медсестры Лидочки, вот они попрощались у ворот госпиталя и Лидочка, с усилием переставляя ноги, исчезла в темноте. В полумраке колеблются несколько огоньков – коптилки? звезды? Пульс? Любовь остается в прошлом, но главный герой помнит о ней спустя годы, его голос звучит над сценой: «Тому, кто любил и был любим, счастьем есть и сама память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже об тебе думающий». В финале голос повзрослевшего Миши говорит нам не только о Лидочке, но о многих других людях, которые, подобно падающим звездам, оставили яркий след в нашей жизни: «Смотрю, как звезды вспыхивают, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, но
Сцена из спектакля "Звездопад", фото Камерного театра при ОМПУ
Сцена из спектакля "Звездопад", фото Камерного театра при ОМПУ

Я увидела спектакль «Звездопад» по повести писателя-фронтовика Виктора Астафьева на театральном фестивале Коляда-Plays, который сейчас идет в Екатеринбурге. И именно финал спектакля произвел на меня самое сильное впечатление. Вот уже закончилась история о первой любви раненого солдата Миши и медсестры Лидочки, вот они попрощались у ворот госпиталя и Лидочка, с усилием переставляя ноги, исчезла в темноте. В полумраке колеблются несколько огоньков – коптилки? звезды? Пульс? Любовь остается в прошлом, но главный герой помнит о ней спустя годы, его голос звучит над сценой: «Тому, кто любил и был любим, счастьем есть и сама память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже об тебе думающий».

В финале голос повзрослевшего Миши говорит нам не только о Лидочке, но о многих других людях, которые, подобно падающим звездам, оставили яркий след в нашей жизни: «Смотрю, как звезды вспыхивают, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам». Точные слова родились в душе от счастья давней любви и от боли ее утраты; мне кажется, зритель остро воспринимает эти слова, потому что вместе с Мишей и Лидой прожил их историю, от первых робких взглядов до вынужденного прощания.

Конечно, возникает вопрос, почему Миша не вернулся к Лиде после войны. Приходилось же слышать много семейных историй о том, как госпитальные знакомства завершались счастливыми браками. Но писатель Астафьев выбрал другую судьбу для своего героя, автор не стал приукрашивать реальность, а показал нам ее такою, какой видел и знал. Несомненно лишь то, что в сердцах Миши и Лиды вспыхнула любовь, которая не разгорелась в полную силу из-за войны.

Спектакль «Звездопад» был поставлен в Камерном театре при Объединенном музее писателей Урала в начале мая, к 80-летию Победы. Режиссер Александр Сысоев пригласил на главные роли студентов 3-го курса Екатеринбургского театрального института Петра Тремаскина и Ирину Алексееву, которые постарались передать чувства своих героев. Отмечу также выразительную игру актрис Натальи Гараниной (мать Лиды) и Полины Полицеймако (главврач госпиталя Агния Васильевна).

Ощущение близкой войны передается на сцене не эхом отдаленных взрывов, а узнаваемым мотивом группы «Кино». После пары аккордов зритель мысленно продолжает «и где бы ты не был, что б ты не делал, между землей и небом война». Мотив то затихает, то появляется, ненавязчивый, но неотступный, как наша память о прошлом и о людях, которых мы помним.

-2