Вариан Фрай был щеголь и денди, золотое перо и острый язык с замашками Оскара Уайльда, но без его слабостей, короче - блестящий американский журналист, выпускник Гарварда, интеллектуал и пижон. Так же хорошо, как в дорогих винах и стильных костюмах он разбирался в древнегреческой литературе, да и в современной себе тоже. Он не выходил из дома иначе, как в галстуке и сверкающих, как новенький Форд, ботинках.
Богемный Нью-Йорк обожал Фрая, Фрай отвечал ему взаимностью. И ни один американский прожигатель папиного состояния его окружения не мог бы предположить что мужества у этого модника будет столько, что впору одалживать какому-нибудь герою шпионского боевика.
Однако в 1940 году этот легкомысленный молодой человек оставил Нью-Йорк, дабы оказаться в Марселе, рискнуть своей свободой, самой своей жизнью и спасти около 4 000 человек, которых нацисты могли бы... но не смогли.
С собой у мистера Фрая было $3000 и всего 200 виз, выданных госдепартаментом США по личной просьбе супруги Франклина Делано Рузвельта - Элеоноры.
Да-да, жена президента США совершенно беспардонно влезла в вопросы миграционной политики своей страны и порешала вопросы так, как посчитала это правильным.
Кампания по спасению лиц, которых фашисты могли подвергнуть этнической зачистке, была организована Чрезвычайным комитетом спасения европейской интеллигенции. Список тех, для кого предназначались визы, составляли Томас Манн, Жюль Ромен, Альфред Барр и другие столь же заметные деятели европейской и мировой культуры. В него вошли литераторы, музыканты и художники еврейского происхождения, объявленные гестапо в розыск после оккупации Франции.
Успеть раньше нацистов - как-то так это выглядело.
Приехав в Европу, Фрай нашел себе напарницу по рискованному делу - художницу Мириам Девенпорт и еще несколько застрявших во Франции американских экспатов и работа началась: на конспиративной квартире они выдавали визы евреям из своего маленького, но очень важного списка и помогали им немедленно покинуть страну.
Миссия была выполнена в кратчайший срок - все 200 виз выданы и можно было бы с чувством выполненного долга перед мировой культурой... Но нет!!!
Не мог этого сделать мистер Фрай, видя и понимая, что в прекрасной стране, оккупированной нацистами, остаётся столько евреев, которых могут.. могут... и ведь смогут же, если доберутся!
Тогда он попытался наладить сотрудничество с консульством США в Марселе, однако лишь настроил против себя официальный Вашингтон, где не собирались ни вступать в открытую конфронтацию с правительством Виши, ни спасать всех евреев подряд - США требовалась только элита, сrème de la crème, а остальные... ну увы им, не столь талантливым - сами виноваты.
Единственным сотрудником американской дипмиссии, согласившимся помочь Фраю, был вице-консул Гарри Бингхем - он не только втайне от своего начальства выдал еще 1500 американских виз, но и укрывал ожидавших возможности отправки беженцев у себя дома, рискуя быть арестованным, несмотря на весь свой американский дипломатический иммунитет.
Когда и эта возможность была исчерпана, Фрай не успокоился и умудрился договориться о том, чтоб евреям выдавали визы других безопасных стран - а когда эта возможность тоже себя исчерпала, Фрай договорился с бежавшим из Вены карикатуристом, который стал рисовать поддельные документы. Документы подделывать нехорошо, конечно, но есть, знаете ли, нюанс...
Фрай был буквально одержим взятой на себя миссией великого спасения - он тут же придумал схему по вывозу евреев во французские колонии в Африке под видом якобы мобилизованных солдат, организовал массовый переход целой группы "туристов" через Пиренеи в Испанию, а оттуда тайным маршрутом беглецов провели в нейтральную Португалию, но, пока он крутился как мог и пускался во все тяжкие, паспорт самого Фрая давно истёк, и им самим очень интересовалась вишистская полиция.
В конце-концов его арестовали, допрашивали, он отболтался страстным романом, объект которого, как настоящий благородный джентльмен, никак не мог назвать, и буквальной зависимостью от своего острого любовного чувства (ох уж эти страстные американцы) и его выслали из страны с запретом возвращаться.
Ага! - сказал себе мистер Фрай.
Ого! - скажем и мы.
За 13 месяцев, которые Фрай провёл во французском Марселе, он спас около 4000 человек, среди которых был художник родом из Витебска - тот самый Марк Шагал.
В 1995 году Фрай был посмертно награждён медалью Праведника мира.
У эстетов и денди под изысканными пиджаками и модными жилетами может скрываться доброе и мужественное сердце, и никто не узнает о том, пока...
После о нем и его подвиге вопреки воле истеблишмента собственной страны будут сняты фильмы и написаны книги - но он а то не рассчитывал, он думал о другом, о более важном для себя.. и всех.
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях