С недавних соревнований поступают симпатичные фотографии, в памяти ещё свежи воспоминания. Облеку их в буквы, чтобы сделать выводы, которые в следующий раз помогут чуть больше наслаждаться процессом и результатом, чуть меньше страдать)
Итак, Red Fox Adventure Race 2025, она же RFAR 2025 – шестая на моем счету командная приключенческая гонка длительностью 48 часов в формате nonstop под лозунгом «Test your limits» или «Проверь себя на прочность». Приключения/проверка заключаются в том, что нужно грести, пробираться по лесам и болотам, крутить педали, лезть по скалам с веревками и без, плыть и ориентироваться по бумажной карте, на которой все эти приключения разбросаны. RFAR традиционно проводится в середине июня, в разгар «белых ночей» на севере Карельского перешейка или на севере Ладожского озера (хотя бывали и исключения). В этом году на карту соревнований попал район от Выборга до Каменногорска. Организаторами установлены на местности контрольные пункты (КП), которые в соответствии с заданными правилами нужно/можно было посетить.
За взятый КП дается определенное количество баллов (от 1 до 3); кто набирает больше баллов, оказывается выше в итоговом протоколе. При равенстве баллов учитывается время, при опоздании на финиш баллы довольно быстро сгорают. В этом году участникам был обещан маршрут длиной 232 км через обязательные КП и максимальные 353 км с учетом дополнительных, необязательных КП.
Порядок посещения КП частично задан, частично произвольный, соответственно, начинается гонка с планирования маршрута. Хотя...
На самом деле гонка начинается гораздо раньше – с принятия решения об участии. Зачем участвовать в RFAR? Задаю себе этот вопрос, и простого ответа не нахожу. Ответ красивый - чтобы быть прочным, чтобы эту самую проверку на прочность пройти. Надо ли быть прочным, стоит ли эту прочность проверять в таком формате, оставлю поиск ответов на эти вопросы будущему себе. Так или иначе, принятое решение обязывает в течение нескольких месяцев тренировать стремящиеся к энтропии тело и дух.
В команде на RFAR может быть либо два, либо четыре человека (в четверке минимум одна женщина). Команды соперничают друг с другом в соответствующих классах: четверки с четверками, мужские двойки с мужскими двойками, смешанные двойки со смешанными двойками. Четыре раза я участвовал в составе четверки, два раза, в том числе в этом году, в мужской двойке.
Как показывает практика, если кто-то в команде ощутимо хуже подготовлен, команда движется в его темпе: один человек движется на пределе, устаёт, остальные в это время не особо напрягаются. Поэтому и в двойке, и особенно в четвёрке важны и физическая, и психологическая совместимость участников. Случалось мне быть «слабым звеном» в четвёрке — довольно неприятный опыт. К счастью, в большинстве случаев участники подбирались более-менее равные.
Стандартным набором снаряжения для гонки из года в год являются: велосипед, способный проехать 200–300 километров по дорогам разной степени сложности; плавсредство, в этом году – сапборд; альпинистская обвязка с усами самостраховки, карабинами, парой зажимов для подъема по веревке и спусковым устройством, фонарик, свисток, аптечка, перчатки, шлем...
После нескольких месяцев более-менее регулярных тренировок, недели за две до старта ко мне традиционно приходит мандраж. Он выбивает из стройного тренировочного ритма и подталкивает к тому, чтобы с гонки слиться. Кажется, что не готов, что будет слишком тяжело. К счастью, это время предназначено в большей степени для того, чтобы отдыхать, копить силы, поэтому хаотичность тренировок или практически полное их отсутствие ни на что уже особо не влияет.
Приезжать в центр соревнований нужно заранее, а БЛ ставить ближе к центру соревнований.
Только после проверки организаторами обязательного снаряжения и получения комплекта карт можно планировать маршрут.
В этот раз к данному этапу мы подошли довольно небрежно: примерно набросали план, под конец решили импровизировать. План нужно продумать заранее, он должен включать в себя разные сценарии развития гонки: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный (при движении медленно, в соответствии с ожиданиями, быстрее ожиданий), с временными отсечками на ключевых КП.
В соответствии с планом необходимо сделать раскладку по этапам: снаряжения, одежды, обуви, продуктов и гидраторов/емкостей с питьем. Распределить раскладку между транзитной зоной (ТЗ) в центре соревнований и БЛ. Раскладку для защиты от дождя удобно разложить в большие пластиковые контейнеры с крышкой.
Старт в 11 утра пятницы в хаосе подготовки, как обычно, произошёл внезапно.
Стартовали на сапах, этап гребли около 30 километров. В нашем распоряжении был новый двухместный сап с сидушками, гребли байдарочными веслами. На таких же сапах, по моим наблюдениям, было примерно 30–40% команд.
Начали весело – против ветра, с косой встречной волной. В целом с погодой повезло: не холодно и не жарко, с переменной облачностью, без перспективы слишком облезших носов и ушей. Пока гребли до первого КП, увидели первых купальщиков – тех, кто не совладал с волнами. Даже сидя, в некоторые моменты удержаться от купания было непросто.
Мои мышцы сразу вспомнили Петровский гребной марафон, в котором участвовал за неделю до RFAR, немного заныли, но довольно быстро втянулись в работу.
Гребли бодро несколько часов, кого-то обгоняли, кого-то пропускали вперед, наслаждались атмосферой спортивного праздника, стояли минут 15 в пробке на КП на большом камне, на который нужно было залезть из воды.
На этот камень мы уже лазали на RFAR 2018, добирались до него вплавь. В этом году подплыли на сапе и даже не искупались. Хотя план некоторых команд подразумевал взятие КП вплавь.
Этап гребли закончили пробежкой до первой ТЗ, где оставили сап и отправились на трекинг до центра соревнований для перехода на велоэтап. Трекинг частично бежали трусцой, частично шли пешком. В процессе у меня закончилась еда. Важно рассчитать еду с небольшим запасом и больше внимания уделять разнообразию продуктов (бутерброды, батончики, колбаски, сыр и т.п.). По пути попался магазин, купил булочек, кваса, это помогло продержаться до следующего этапа. На трекинге много сил потратили на взятие не обязательного КП с небольшой ценностью. Добрались до центра соревнований, оказалось, что к переходу на велоэтап подготовились плохо, и нужно ехать в БЛ, на этом потеряли минут 30-40. В то же время каждый заезд в БЛ, проведённое там время, выпитый там чай и съеденная там еда – это дополнительная энергия, которая помогает на следующих этапах.
Тем временем наступил вечер пятницы, мы переоделись, поели и отправились на велоэтап в направлении Выборга. Педали крутили резво, КП находили быстро. Смеркалось, достали и зажгли фонарики. С наступлением привычного времени сна мозг периодически начал впадать в дрему и на подъезде к одному из КП я уткнулся колесом велосипеда в яму, перелетел через руль, сломал фонарик на шлеме. После этого пришлось обходиться без фонарика. Технический этап с подъёмом по верёвке, траверсом и спуском оказался не сложным. Около полуночи добрались до следующего технического этапа. Прошли траверсом по скале.
Закончился траверс на небольшой полке на высоте 5-7 метров над водой Сайменского канала. Ночь, сумерки, прохладный ветерок, чёрная вода где-то внизу, и варианта, кроме как прыгать по условиям гонки, нет. То есть нет никакой возможности не прыгать. Первым в воду летит шлем (чтобы не мешал при погружении в воду), следом участник. Вероятно, из-за адреналина вода показалась не такой уж холодной, Даня был со мной не согласен.
Впрочем, вода и была около 18 градусов, а воздух ночью градусов 10-12. После прыжка можно было отметиться на четырех не обязательных КП, которые брались скалолазанием из воды. Такой вид скалолазания называется Deep Water Solo (DWS). Трассы оказались хоть и не высокими, но довольно сложными, особенно с мокрыми руками, в тяжелой мокрой одежде.
После купания выбрались из воды и отправились с велосипедами на переправу через канал. Горизонтальные перила длиной около двухсот метров, на высоте около двадцати метров над водой, ночь, тот же прохладный ветерок, мокрая одежда, велосипед. Я пошёл первым, ролик отказался ехать, и большую часть перил пришлось подтягиваться на руках и тащить за собой велосипед. Устал, замёрз, переправлялся минут 10-15. Ролик, если он нужен по регламенту, надо проверять заранее.
Дальше поехали в Выборг, взяли ряд приятных КП в разных бункерах, укреплениях как рядом с городом, так и в самом городе. В тёмных местах Даня светил, я шёл следом. На улице было комфортно передвигаться и без фонарика. Проехали через центр Выборга, взяли КП на берегу залива, заехали на заправку. Пять утра, безлюдный Выборг, заправка, горячий кофе, гамбургер, круассан, около 30 минут отдыха. Заехали в несколько весьма интересных мест в самом городе, поднялись на заброшенную водонапорную башню, с которой открылся вид на утренний Выборг, поехали в сторону центра соревнований для смены этапов. Около часа провели в БЛ – переодевались, ели горячую еду, пили чай, восстановили парафин на цепях велосипедов. Вышли на трекинг солнечным субботним утром. Помогли найти первый КП команде-двойке, они нам помогли найти следующий КП, т.к. мы не взяли с собой на трекинг нужную карту. При планировании важно определить какие карты на каком этапе нужны.
Трекинг я не очень люблю. Трачу на нем много сил, ориентируюсь хуже, чем по дорогам и на воде. На трекинге перевалили за середину гонки – прошло 24 часа с момента старта, до финиша оставались еще сутки. Осознание того, что до конца гонки остается меньше половины придет сил. Примерно на середине трекинга возник волевой выбор делать или не делать крюк на не обязательный КП, решили его взять. Это был первый момент из двух, благодаря которым получили тот результат, который получили. По большей части трекинг проходил вдоль небольшой реки, временами переходили ее вброд, много пробирались через чащу и по заболоченным берегам.
Весь день донимали комары, нужно брать с собой репеллент.
Во второй день важно минут 15 поспать. Для перегрузки мозга этого достаточно. Мы этого, к сожалению, не сделали. На одном из переходов между КП я вел нас по карте, в это время Даня умудрился минут 10, шатаясь из стороны в сторону, поспать на ходу (уникальный навык!). Неудачными кроссовками надавил ногти на ногах, под конец трекинга идти стало тяжеловато. Важно подобрать удобные, мягкие кроссовки. Мембранные носки для трекинга подходят плохо, в них все равно попадает вода, а сохнут они долго, в итоге ноги остаются мокрыми. Вазелин отлично защищает от мозолей даже мокрые ноги.
В очередной раз посетили БЛ, неспеша переоделись, переобулись, поели горячей еды, выпили чая. Большое спасибо нашей группе поддержки! Поддержка в БЛ очень важна! Отличный был момент, чтобы немного поспать, но мы им снова не воспользовались. Провели в БЛ около часа, выехали на завершающий гонку велоэтап уже в сумерках. Данный этап у нас был продуман плохо. Заехали на КП, который на брифинге сказали не брать. Взяли КП которые взять запланировали. За десять часов до финиша, посреди ночи оказались без плана куда ехать дальше. Минут 40 сидели и довольно утомленными мозгами думали ехать собирать КП дальше или уже в сторону финиша. Решили ехать дальше. Это оказалось вторым важным моментом гонки, позволившим нам подняться в итоговом протоколе на пару мест выше. Комары все так же не успокаивались и во время остановок активно нами старались поживиться. Репеллент! В какой-то момент я на мгновение заснул на велосипеде, к счастью, почти не упал. Утром в воскресенье, за несколько часов до финиша мой мозг переключился в режим сна наяву. Соображать стал хуже, возникло ощущение, что все происходящее снится. На одном из КП на вершине высокого камня попробовали поспасть. Поставили таймер на 10 минут, но я заснуть так и не смог, Даня минут 5 поспал. Что интересно, даже в таком состоянии я продолжал сносно ориентироваться по карте. Однако на плохой дороге не хватало мозгов для обработки рельефа, из-за этого упала скорость. Этот сон наяву тянулся мучительно долго, до самого финиша, не вызвавшего особых эмоций.
Только после горячего душа начало появляться осознание, что гонка закончилась.
В общей сложности на сапе, пешком и на великах за двое суток у нас вышло 346 км, набрали 132 балла, заняли 6 место из 39 мужских двоек. Команды, занявшие 7 и 8 место, мы обогнали на 1 и 2 балла (1 КП – 1-3 балла). От замечательной команды белорусов, занявших 5 место, лагерь которых был рядом с нами, с которыми много раз пересекались во время гонки, отстали на 12 баллов, а от 1 места на 34. Такой вот существенный разрыв. На RFAR 2024 мы были 7. Результатами RFAR 2025 довольны!
Это было тяжело и прекрасно! Буду ли участвовать еще? Непременно!
А если кому-то захочется тоже поучаствовать в RFAR (мало ли, а вдруг), то вот контакты:
P.S. Атмосфера аналогичной приключенческой гонки неплохо показана в фильме «Артур, ты король», рекомендую к просмотру.