Картина «Будущие лётчики» — одно из самых ярких произведений советского искусства 1930-х годов. Её автор Александр Дейнека — мастер монументальной и станковой живописи, графики и скульптуры. Полотно воплощает дух времени — веру в научно-технический прогресс и романтику авиации. В нём гармонично соединились художественное мастерство и лирическое размышление о будущем. Юлия Михаревич написала историю шедевра Александра Дейнеки.
«Будущие лётчики» — картина, в которой есть и ностальгия по детству, и вера в человека, и восхищение техническим гением эпохи. Дейнека создал не просто живописное полотно, а запечатлел само ощущение детства — лёгкое, воздушное, вдохновляющее, как полёт. И сегодня, спустя почти век, глядя на этих мальчишек, становится понятно: искусство Дейнеки — это искусство мечты, устремлённой ввысь.
1930-е годы в СССР — эпоха стремительного развития авиации. Страна гордилась рекордами лётчика-испытателя Валерия Чкалова, генерал-полковника авиации Михаила Громова, женского экипажа лётчицы и полковника Валентины Гризодубовой. Авиация стала не только техническим достижением, но и символом светлого будущего, — одной из основных идей советского государства. Пилоты воспринимались как новые романтические герои, а профессия лётчика была мечтой миллионов советских детей.
Александр Дейнека, увлечённый темой авиации, спорта и технического прогресса, точно передал коллективный энтузиазм. Его картина является визуальным манифестом эпохи, где человек и техника сливаются в едином порыве. Художник запечатлел время, когда вся страна смотрела в небо с надеждой.
Дейнека не идеализирует героев — это не «парадный» соцреализм, а поэтическое высказывание о детстве, мечте и вере в прогресс. Как заметила исследователь творчества Дейнеки Елена Воронович: «Это не столько жанровая сценка, сколько метафора прекрасного будущего, в которое устремлены герои и в которое невольно хочется поверить и зрителю».
На картине изображены три мальчика, сидящие на берегу моря и наблюдающие за гидросамолётом, рассекающим небо. Их позы одновременно выражают сосредоточенность и мечтательность — они словно представляют себя на месте пилотов. Фон прост и лаконичен: светлое небо, тихая гладь воды, воздушные облака. Дейнека избегает лишних деталей, делая акцент на фигурах подростков и самолёте.
Композиция картины выстроена ритмично: диагональ береговой линии направляет взгляд зрителя от мальчиков к самолёту, создавая ощущение движения. Художник показывает динамику через статику — хотя сцена статична, взгляды героев и направление полёта самолёта задают движение. «Дейнека заметил, что идущий на посадку самолёт меняет впечатление от пейзажной среды, резко приближает горизонт, своим движением словно сжимает пространственную глубину», - объяснил искусствовед Владимир Сысоев.
Идея картины возникла после поездок Дейнеки в Крым, который он часто посещал в 1930-е годы. В 1934 году он впервые побывал в Севастополе. В письме своей спутнице и модели Серафиме Лычёвой Дейнека писал: «Я безвыездно в Севастополе… У меня накопилась пачка этюдов – море, Севастополь, много гидропланов, спорт и опять море. Если ты повесишь их у себя, то у тебя целую зиму будет севастопольское солнце».
В 1937-м, заключив договор с комитетом выставки «20 лет РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии — прим.ред.) и Военно-морского флота», Дейнека приступил к работе над полотном. В 1938 году картина «Будущие лётчики» была написана. Её ждала длительная история экспонирования по всему миру.
Впервые работа показана широкой публике 5 мая 1938 года в Москве на «Художественной выставке „ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота“». Уже 17 мая 1939 года картина заняла своё почётное место в экспозиции павильона СССР на выставке в Нью-Йорке. В мае 1942 года картина экспонировались в Новосибирске в рамках выставки «Лучшие произведения советского искусства (из фондов Третьяковской галереи)», организованной сотрудниками эвакуированной Галереи.
В 1948 году полотно поступило в собрание Третьяковской галереи из Центрального Дома Советской Армии имени М.В.Фрунзе, а позже стало украшением постоянной экспозиции ХХ века. 10 марта 1953 года в Ленинграде картина была представлена на «Выставке произведений советского искусства из собраний Государственной Третьяковской галереи». А 27 октября 1954 года в Киеве на «Выставке произведений советских художников из собрания Государственной Третьяковской галереи, посвящённой 300-летию воссоединения Украины с Россией». В июне 1960 года она украшала советский павильон ХХХ Венецианской биеннале. Сейчас «Будущие лётчики» хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Картина остаётся одним из самых узнаваемых артефактов советского искусства 1930-х годов.
ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ НА САЙТЕ ЛАВРУС