Найти в Дзене
Птичка летит

Мы даже слов таких не знаем, а они на этом ездят: транспорт в Стамбуле

Оглавление

Нет, правда. Я вот, например, раньше не слышала слова «Мармарай», а вы? Сейчас расскажу, что это такое. А также о метро, трамваях, метробусах, паромах и даже фуникулерах. Все это – виды транспорта в Стамбуле. Ловите немного полезного, а я пока пойду позагораю на своих Карибах.

Стамбульский рейсовый паром. Фото из личного архива.
Стамбульский рейсовый паром. Фото из личного архива.

Сначала расскажу про оплату проезда

Это стоит отдельного разговора, потому что в Стамбуле очень мощная сеть транспорта, и если вы собрались лететь в этот город, неплохо бы разобраться во всем заранее. Я вот так и сделала, и ни разу не пожалела. Итак, для проезда в Стамбуле можно воспользоваться разовыми билетами (это такие непополняемые карты): на одну поездку такой стоит 40 лир, на две 70 лир, на три 110 лир и т. д. до 10 за 305 лир. 

Получается, естественно, что «оптом» дешевле, но тут выбирайте сами. Если едете на 2 дня, зачем вам 10 поездок? Все равно будете ходить везде пешком, 65 тыс. шагов гарантированы.

Но лучше всего приобрести anonim istanbulkart.

Anonim istanbulkart. Фото из личного архива.
Anonim istanbulkart. Фото из личного архива.

Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте. Ее стоимость – 130 лир. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов Biletmatikналичными. Не бойтесь запутаться, на прямо банкоматах есть подробная инструкция, и да, она на русском! Все-таки любят нас турки (или просто они хорошие маркетологи). Также пополнить карту можно в киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Билетные автоматы есть на всех станциях метро, трамваев, около паромных причалов, в билетных кассах, в киосках на станциях общественного транспорта и в аэропортах. Будьте внимательны: жёлтые Biletmatik возьмут купюру до 100 лир, слопают ее и не дадут сдачу. Синие добрее, они принимают купюры до 200 лир и выдают сдачу.

Терминалы для пополнения istanbulkart. Фото из открытых источников.
Терминалы для пополнения istanbulkart. Фото из открытых источников.

Стоимость проезда зависит от вида транспорта. Поездка в трамвае, автобусе, метро стоит 27 лир (60 руб.), на пароме – от 30 лир (67 руб.). На метробусе  от 19,33 до 40,08 лиры (43–90 руб.) в зависимости от количества остановок. На мармарае – от 20 до 44,27 лиры (45–100 руб.). Цены актуальны на конец февраля 2025 года. 

Запоминать все это не надо, просто делайте как я: покупаете Istanbulkart, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, а дальше все происходит само собой: деньги с карты списываются в зависимости от вида транспорта и его условий. Если все деньги, которые вы положили на карту, не истратили, вам никто их не вернет, смиритесь. Или просто не кладите на Istanbulkart крупную сумму сразу, а лучше пополняйте ее по мере надобности.

Метро и немного про трамваи

Метро работает с 6 утра до 12 часов ночи. Ближе к закрытию поезда ходят реже. Метро – очень удобный способ добраться до центра Стамбула из нового аэропорта, я так, кстати, и сделала. Вы же помните, что отель у меня был в центе? В приложении Яндекс метро есть карта метро Стамбула, это очень удобно. А вот что не очень удобно: в метро Стамбула платные пересадки. Привыкли в московском и других российских метро платить только при входе, а потом ездить хоть целый день, бесплатно пересаживаясь с линии на линию? Здесь вам такой номер не пройдет, поэтому все передвижения лучше продумывать заранее. Чтобы не переплачивать, естественно. Самые главные ветки – это М1 и М2, проехав по ним, можно добраться до всех главныхдостопримечательностей. Для дальних поездок идите в метро, его плюсы – быстрое перемещение между районами, оно не зависит от пробок (а они есть, и не хуже московских).

Метро в Стамбуле. Фото из открытых источников
Метро в Стамбуле. Фото из открытых источников

Для туристических маршрутов больше подходят трамваи: так вы многое увидите прямо из окна, а если что-то особенно понравится, сможете выйти и рассмотреть подробнее. От пробок они тоже не зависят, да и легендарную атмосферу стамбульских трамваев никто не отменял. 

Трамвай в Стамбуле. Фото из открытых источников.
Трамвай в Стамбуле. Фото из открытых источников.

Метробус

Это нечто среднее между метро и обычным автобусом. Как автобус, идет по выделенным полосам, и при этом скоростной – почти как метро.Если вам нужно быстро попась из азиатской части города в европейскую или наоборот, это оптимальный вариант. Сеть у них большая, разветвленная – в общем, вполне удобно. И, в отличие от метро, бесплатные пересадки. 

Стамбульский метробус. Фото из открытых источников
Стамбульский метробус. Фото из открытых источников

Мармарай

Правильнее, наверное, даже так: «Мармарай», потому что это уникальный стамбульский проект, который они задумали еще много веков назад, а реализовать начали лет 10-12 назад. Название происходит от Мраморного моря, Marmara по-турецки. На самом деле это просто электрички, соединяющие азиатскую и европейскую часть города, но частично маршруты уходят под землю, через железнодорожный тоннель. Стоимость проезда зависит от количества станций. На этом виде транспорта я прокатиться не успела, просто не было такой необходимости (а не потому, что испугалась незнакомого слова).

Мармарай. Фото из открытых источников
Мармарай. Фото из открытых источников

Еще раз про трамвай, теперь поподробнее

Считается, что это лучший транспорт Стамбула, и я, пожалуй, с этим соглашусь. Главная ветка – Т1. На ней расположены все основные достопримечательности города. Трамваи ходят часто. В качестве обзорной экскурсии можно прокатиться из одного конца в другой, получится достаточно интересная мини-экскурсия. В конце расскажу, как я совместила 2 таких мини-обзорных экскурсии и посмотрела, как многие места выглядят с земли, и как они же выглядят с воды. Кстати, обзор туристических мест уже вышел на канале. 

Трамвай. Фото из открытых источников.
Трамвай. Фото из открытых источников.

Паром

Быть в Стамбуле и не прокатиться на пароме по Босфору – это, конечно, не преступление, но поступок, который вы потом сами себе не простите. Я знала, что возьму билет на паром, когда только задумала эту поездку, и не пожалела об этом ни на секунду. Это легендарно. Теперь от эмоций к, так сказать, техническим моментам. Самая большая паромная пристань Стамбула – это Эминёню. Отсюда можно уплыть в любую часть города. Потому-то здесь много народу. Но расписание и маршруты паромов можно посмотреть на Яндекс картах и приехать так, чтобы не ждать отправленияособенно долго и оттуда, где народу поменьше. На каждой из пристаней есть экран, на котором написано, куда идет следующий паром. Пополнить истанбулкарт можно прямо рядом с турникетами. Я лично плавала от Эминёню до Бешикташа, получилась отличная обзорная экскурсия, фото смотрите ниже. Время в пути составило всего минут 30. Удалось посмотреть с воды на Галатскиймост, набережную у Галатпорта, мечети Сулеймание, Айя-София, на Голубую мечеть. Конечно, было видно Галатскую башню, сам Босфор, дворец Долмабахче. А завершить этот прекрасный обзорный тур можно, как раз дойдя до конечной станции трамвая ветки Т1 Кабаташ, дорога займет минут 20, но выглядит достаточно интересно. По пути вы увидите обычные не центральные улицы Стамбула, а чуть дальше дворец Долмабахче. 

Вид со стамбульского парома. Фото из личного архива
Вид со стамбульского парома. Фото из личного архива

Фуникулер

На нем я тоже прокатилась. Хотя поначалу опасалась, потому что думала, что фуникулер – это как наша канатная дорога, скамеечки на веревочке. Я немного побаиваюсь высоты (сказала Даша, которая часто летает на самолетах и долго жила на 17 этаже), поэтому фуникулеры обычно обхожу стороной. Но в Стамбуле это выглядит совсем по-другому: это почти как вагончик метро, который очень быстро перемещает вас из одной точки в другую. Вжух, и вы на месте. Существует целых 3 маршрута местного фуникулера: F1 Taksim – от пристани Кабаташ до площади Таксим, F2 Tunel, который курсирует от Каракёй до Бейоглу (к улице Истикляль, им-то я и воспользовалась) и F3 Сейрантепе – Вадистанбул. В целом довольно удобно, хотя скорость перемещения слегка ошарашивает.

Стамбульский фуникулер. Фото из личного архива.
Стамбульский фуникулер. Фото из личного архива.