Найти в Дзене
ShadowTavern

Кто ведёт корабли в "Дюне" - и почему без Навигаторов история Пола Атрейдеса теряет смысл

Пять часов. Два фильма. Мы увидели песчаных червей, интриги Великих Домов и восхождение императора. Но гигантские корабли-хайлайнеры, перевозящие армии через всю галактику, появляются и исчезают, будто по волшебству. Вильнёв показал нам послов Космической гильдии - загадочных фигур в масках. Но кто на самом деле ведёт эти корабли? Путь к звёздам человечеству открыл не гениальный инженер, а тот самый спайс, или меланж, с Арракиса. Чтобы вести корабль сквозь свёрнутое пространство, нужен пилот, который должен постоянно находиться в резервуаре, доверху наполненном оранжевым газом пряности. И это меняет его. Навсегда. Процесс действительно необратим. Конечности мутанта вытягиваются, кожа становится бледной и полупрозрачной, а глаза заливает сплошная синева. Человеческий облик теряется, но взамен приходит дар - ограниченное предвидение. Этой способности как раз хватает, чтобы "видеть" безопасный маршрут сквозь складки Вселенной и мгновенно переносить тысячи тонн груза на немыслимые расстоя
Оглавление

Пять часов. Два фильма. Мы увидели песчаных червей, интриги Великих Домов и восхождение императора. Но гигантские корабли-хайлайнеры, перевозящие армии через всю галактику, появляются и исчезают, будто по волшебству.

Вильнёв показал нам послов Космической гильдии - загадочных фигур в масках. Но кто на самом деле ведёт эти корабли?

Кто прячется в оранжевом тумане?

Путь к звёздам человечеству открыл не гениальный инженер, а тот самый спайс, или меланж, с Арракиса. Чтобы вести корабль сквозь свёрнутое пространство, нужен пилот, который должен постоянно находиться в резервуаре, доверху наполненном оранжевым газом пряности. И это меняет его. Навсегда.

-2

Процесс действительно необратим. Конечности мутанта вытягиваются, кожа становится бледной и полупрозрачной, а глаза заливает сплошная синева. Человеческий облик теряется, но взамен приходит дар - ограниченное предвидение. Этой способности как раз хватает, чтобы "видеть" безопасный маршрут сквозь складки Вселенной и мгновенно переносить тысячи тонн груза на немыслимые расстояния.

Именно на этом и стоит монополия Космической гильдии.

Они держат галактику за горло - в руках две критически важные вещи: межзвёздные перевозки и вся банковская система. Император может собирать легионы, а Великие Дома - строить свои флотилии, но без хайлайнеров Гильдии их корабли останутся ржаветь на орбите родных планет. Этот хрупкий баланс сил и создаёт политический треугольник: Императорский Трон, аристократия Ландсраада и Космическая гильдия. И никто не может действовать без оглядки на других.

Два режиссёра - два взгляда

Это не первый раз, когда "Дюну" переносят на экран. И с Навигаторами у каждого автора складывались свои отношения.

-3

Дэвид Линч в своей экранизации 1984 года не стал церемониться. Он подошёл к образу Навигатора с прямолинейностью мастера телесного хоррора. Его создание - это гигантская плавающая личинка с гипертрофированной головой и V-образным ртом. Существо парило в своей цистерне, вдыхая и источая пряный газ и оставляя влажные следы на ковре императорского дворца. Сцена шокировала и зрителей, и критиков. Но она предельно ясно доносила одну мысль: вот та цена, которую человечество платит за покорение космоса.

-4

Дени Вильнёв пошёл совершенно другим путём. Мы видим лишь эмиссаров Гильдии на Каладане - людей в громоздких скафандрах. Сам режиссёр уточнил, что это лишь представители, а не пилоты - посчитал, что первые фильмы и так перегружены персонажами и концепциями, а загадка вокруг полётов только усилит ощущение чего-то грандиозного, почти религиозного.

-5

Были ещё и телевизионные сериалы начала 2000-х. Они, пожалуй, ближе всего подобрались к книжному описанию. В "Дюне" 2000 года мы видели измождённого гуманоида с перепончатыми руками, а в "Детях Дюны" 2003 года появился критически важный для сюжета следующего фильма Вильнева Навигатор Эдрик - уже в виде золотистого рыбоподобного существа, их образы показывали разные стадии мутации.

Почему "Мессия Дюны" не сработает без Навигаторов

Вторая книга начинается спустя двенадцать лет после финала первой. Пол Атрейдес - уже не юный наследник, а всесильный император, чьё имя заставляет трепетать галактику. Против него зреет заговор, в котором участвуют Бене Гессерит, мастера генной инженерии Тлейлаксу и, конечно, Космическая гильдия.

-6

Центральная фигура этого союза - Навигатор третьей ступени Эдрик. И вот его главная функция: благодаря постоянному контакту со спайсом он способен скрывать свои действия и намерения от предвиденья Пола. Он - слепое пятно для всевидящего ока императора. Именно его присутствие делает покушение на Пола в принципе возможным.

Теперь представьте если Вильнёв просто введёт Эдрика в сюжет с нуля, что увидит зритель? Странное существо в аквариуме, которое внезапно оказывается умнее и хитрее человека, ставшего практически богом пустынной планеты?

Понятное дело, что игнорирование Навигаторов в первых двух фильмах было вынужденной экономией экранного времени. Но в третьей части эта экономия грозит обернуться огромной сценарной дырой - потому что объяснять придется очень многое.

Как это исправть?

Критикуешь - предлагай, верно? Начать можно с малого. Несколько брошенных фраз Суфира Хавата или Гурни Халлека о реальной цене космических перелётов, о зависимости империи от прихотей Гильдии. Это создаст нужный фон без громоздких объяснений.

-7

Дальше - видения Пола. Это, пожалуй, самый изящный инструмент в руках режиссёра. Короткие, абстрактные, может, даже пугающие образы, где спайс, звездолёты и искажённые человеческие силуэты сливаются воедино. Так можно показать и силу Навигаторов, и уродство их трансформации, не закидывая в диалоги энциклопедическую информацию.

Наконец, можно использовать приём, который отлично сработал в "Бегущем по лезвию" - короткий пролог-кодекс перед фильмом. Минутная нарезка с текстом, объясняющая основы навигации, - и зритель уже в курсе дела (пусть и выглядит слегка топорно).

Главное - делать это постепенно. Вместо одного длинного диалога, где персонажи вываливают тонну всего, лучше показать несколько коротких сцен. Сначала - напряжённые торги представителя Гильдии на Арракисе. Затем - политический ультиматум во дворце Пола. И только потом - явление самого Эдрика в кругу заговорщиков.

-8

Важно помнить, что навигаторы - это не пасхалка для фанатов, которую можно оставить в углу кадра. Это же по сути несущая конструкция всей вселенной "Дюны" - их долгое отсутствие в кадре было интересным ходом, но оно подрывает логику сеттинга и грозит сделать финал трилогии слишком сложным и перегруженным объяснениями.

А вы задумывались над тем, что их не показали в фильмах раньше?

На этом у меня сегодня все!

Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!

Поклонников фэнтези и фантастики приглашаю еще и в свой Telegram канал - выкладываю там новости, фотосеты, кадры со съемок и многое другое!

И до встречи в следующем выпуске! Пока!