Она появилась на балу в образе античной богини Дианы-охотницы. Едва войдя в зал, Жанна усмехнулась – до чего же символичным был её наряд. Сегодня она действительно затеяла большую охоту. И «добычей» должен был стать человек, расположения которого она давно добивалась – сам король.
Тот вечер круто изменил жизнь Жанны-Антуанетты Пуассон, мадам д’Этиоль. Именно во время судьбоносного бала-маскарада король Людовик XV оценил и её красоту, и остроумие. Пройдёт совсем немного времени – и прелестная «охотница» превратится в самую влиятельную персону французского двора, став маркизой де Помпадур.
С ней вели переговоры иностранные правители, она влияла на политику Франции, позволяла себе коллекционировать дворцы и приобретать наряды на баснословные суммы. Но как фаворитка сумела добиться такой власти даже после разрыва любовных отношений с королём? Какие секреты имелись у маркизы Помпадур? Почему придворные её проклинали, а живописцы – боготворили?
Не уступая аристократам
Она была дочерью обыкновенного французского финансиста средней руки. В семье Франсуа Пуассона в 1721 году произошло очередное пополнение – на свет появилась девочка, которую назвали Жанной-Антуанеттой.
В книге «Мадам Помпадур. Некоронованная королева» Наталья Павлищева отмечает, что эта малышка узнала свою судьбу ещё в девятилетнем возрасте – гадалка якобы сообщила, что девочка превратится в фаворитку короля. Но никаких исторических документов, упоминающих этот эпизод, не существует.
В ранние годы юной Жанне пришлось столкнуться с проблемами и трудностями. Разорившись, её отец бежал из страны, оставив жену с детьми на руках. Семейству наверняка пришлось бы очень трудно, если бы на помощь не пришёл давний друг матери Жанны, синдик Ленорман де Турнем. Именно он заменил девочке отца, позаботился о получении ею хорошего образования.
Благодаря ему юная Жанна прекрасно знала иностранные языки, пела, музицировала, декламировала стихи, разбиралась в литературе и живописи. Уже тогда она разительно отличалась от дочерей многих буржуа, куда больше походя на утончённую и высокообразованную аристократку.
Брак Жанны
В возрасте двадцати лет Жанна Пуассон была выдана замуж. Жениха ей подобрал тоже приёмный отец – это был его племянник Шарль Гийом д’Этиоль. Молодой человек был очарован прелестной невестой, Жанна, по всей видимости, тоже с теплотой относилась к супругу. Увы, семейная жизнь была омрачена трагедией. В 1741 году у пары родился сын, но мальчик умер во младенчестве.
Спустя три года Жанна родила девочку, которую назвали Александриной. К сожалению, она тоже прожила совсем недолго. Дочь д’Этиолей умерла в десятилетнем возрасте, что стало тяжелейшим ударом для её матери. Больше родить ребёнка Жанна так и не смогла.
Как вспоминали современники, Жанна и её супруг были едва ли не самой образцовой парой Франции. Они не заводили романы «на стороне» и казались вполне гармоничной парой. Впрочем, сама Жанна нередко шутила, что своего мужа не променяет ни на кого, а потом лукаво прибавляла: «Если речь не пойдёт о короле». А вот о нём речь как раз и пошла.
Задача: очаровать короля
Так вышло, что король Людовик XV периодически охотился в Сенарском лесу, часть которого входила в охотничьи угодья д’Этиолей. На правах хозяйки Жанна получила возможность следовать за монаршей свитой. Уже тогда в Париже говорили о её салоне, где встречались деятели искусства и великие умы, а главное – о красоте мадам д’Этиоль.
Относительно внешности Жанны мнения современников расходились. Одни считали её блеклой полноватой дамой, хотя и отмечали, что она не лишена изящества. Другие с восторгом описывали завораживающие глаза «непонятного цвета» и чувственные губы, «словно бы созданные для поцелуев».
Как бы то ни было, но появление Жанны на охоте не понравилось официальной фаворитке короля, мадам де Шатору. Почувствовав в ней потенциальную соперницу, та запретила Жанне появляться перед монархом. Но в скором времени Шатору умерла, и её место оказалось вакантным. Этим и решила воспользоваться наша героиня.
Судьбоносным для мадам д’Этиоль стал Тисовый бал-маскарад 1745 года. Король и его соратники появились здесь в костюме тисовых деревьев (кстати, выглядели эти одеяния смешно и нелепо).
Жанна же блистала в образе Дианы-охотницы. На протяжении всего вечера монарх не сводил глаз с очаровательной «богини», а в конце празднества снял перед нею маску. Все понимали, что это значит – Жанна могла считать себя триумфатором.
Правда, поначалу Жанне пришлось продемонстрировать недюжинные артистические таланты. Людовик, заинтересовавшись красавицей, всё же трезво рассудил, что она может быть движима исключительно меркантильными целями. Осознав, что при таком раскладе связь с монархом едва ли выйдет за пределы мимолётной интрижки, женщина явилась к королю и, упав перед ним на колени, рассказала душещипательную историю.
Рыдая, она говорила о преследованиях ревнивого мужа и о своём единственном желании – хотя бы однажды увидеть объект свой самой пламенной любви – короля.
Этот «спектакль» был разыгран Жанной настолько виртуозно, что Людовик тут же оттаял. Теперь король находился в её власти и, разумеется, желал, чтобы его новая избранница всегда находилась при нём. В скором времени брак Жанны был расторгнут, а сама она получила роскошные покои в Версале, а также усадьбу Помпадур и титул маркизы.
«Выскочка» при дворе
Превращение «выскочки» Пуассон в официальную фаворитку вызывало негодование придворных. Она, человек из буржуазной среды, совершенно не их круга, сумела занять почётное место рядом с монархом! Царедворец Этьен-Франсуа де Шуазёль писал:
«Чудовищно… Это нарушило все правила благопристойности, справедливости и этикета, введя арендаторскую жену в парижские сферы, сменив ей имя и превратив в знатную даму…».
Но пересуды и сплетни мало смущали королевскую фаворитку. Более того, она обрела своего рода союзника в лице… супруги короля. Королева Мария Лещинская, после рождения немалого числа детей решившая прервать интимные отношения с мужем, ценила уважительное отношение Жанны, которая казалась ей одной из самых достойных фавориток Людовика.
Траты и помощь
Обретя власть, маркиза проявила себя как покровительница искусств и законодательница моды. Несмотря на её незнатное происхождение, вскоре многие аристократы старались подражать подруге короля. Они тоже заказывали суп из трюфелей, делали причёски «а-ля Помпадур», старались обустроить свои имения в роскошном стиле рококо, который так нравился Жанне.
Люди, знавшие маркизу лично, говорили, что она умела сочетать роскошь с непосредственностью. При этом себе она позволяла то, на что не имели права даже самые влиятельные люди двора. Обладая слабым здоровьем, Жанна приказала поставить в своих покоях единственное кресло – для неё самой. В нём она сидела даже в присутствии принцев крови.
Общение с живописцами и поэтами женщина тоже умела использовать в своих интересах. С портретов, написанных художниками того времени, на нас смотрит цветущая юная девушка.
Вот только ни здорового румянца на щеках, ни свежести лица Жанна никогда не имела. Однако её болезненный облик под кистью умелого мастера превращался в очаровательнейший образ. Люди, не видевшие маркизу Помпадур воочию, были уверены, что она – пышущая здоровьем красавица.
Маркиза позволяла себе тратить баснословные суммы на наряды и драгоценности, за что её часто винили и современники, и последующие поколения.
На прихоти Помпадур уходили немалые средства из казны, но, к её чести стоит заметить, что женщина эта проявила себя и как меценат, оказывавший поддержку талантливым людям. Кандидат исторических наук Анна Стогова в своей работе «Государственная мудрость легкомыслия: как маркиза де Помпадур управляла Французским королевством» пишет:
«Помпадур была своеобразным «министром изящных искусств», и практически всё, на что она тратила деньги, сейчас считается французским культурным достоянием».
Многие художники, скульпторы, поэты и писатели не умерли с голоду и получили заслуженное признание только благодаря стараниям маркизы. У неё был прекрасный вкус, а то, что нравилось Помпадур, тут же становилось очень модным во всей Франции.
Фаворитка-политик
Её влияние при дворе и вообще в стране возрастало с каждым годом. При этом любовные отношения с королём Жанна поддерживала лишь на протяжении первых пяти лет своего пребывания в статусе фаворитки. Но, перестав быть любовницей монарха, она превратилась в его друга. Людовик не мог обходиться без своей соратницы, которая теперь уже оказывала влияние не только на моду и искусство, но и на политику.
Иностранные правители советовались с маркизой. В Европе всем было известно, что переговоры следует вести с мадам де Помпадур, и именно она примет окончательное решение, которое непременно поддержит король. Но в чём крылся секрет маркизы? Чем она смогла пленить искушённого монарха?
Секреты Помпадур
Даже недруги маркизы признавали, что она была пусть и не блистательной красавицей, но всё же прелестной женщиной. В немалой степени этому способствовало соблюдение правил личной гигиены, что для того времени было редкостью. Каждое утро фаворитка короля начинала с принятия ванны и чистки зубов.
Кроме того, жизнерадостная и энергичная Помпадур умела развеять мрачное настроение Людовика XV, который был подвержен депрессии и страшился смерти. Согласно преданию, после разгрома Франции в Росбахском сражении именно Жанна сумела утешить короля легендарной фразой: «После нас – хоть потоп».
Но главное – маркиза была очень умна и хитра. Играя на слабостях любвеобильного Людовика, она лично выбирала ему юных любовниц. Девушки обитали в «Оленьем парке», своеобразном гареме монарха. Помпадур лично контролировала каждую из них.
Если девушка беременела или превращалась в потенциальную соперницу маркизы, её тут же отправляли в провинцию, где выдавали замуж. Вскоре об «изгнаннице» все, в том числе и сам король, забывали.
Однако неудачи во внешней политике Франции и, в частности, Семилетняя война вызывали всё большее недовольство народа. Многие винили в этом не общественное устройство или промахи командования, а маркизу де Помпадур, которая приобрела слишком большое влияние в стране.
Во Франции начиналось идейное противостояние между аристократией и народом. Это была та самая незаметная «бомба», которая спустя время взорвётся Великой французской революцией.
При короле Жанна Пуассон, она же – маркиза Помпадур, находилась девятнадцать лет. Неудачи последних лет заметно отразились на её без того слабом здоровье. Женщина страдала от прогрессирующего туберкулёза и понимала, что жить ей осталось совсем мало. В предчувствии скорой кончины, она вернулась из своих дворцов в Версаль – туда, где подобало умирать королям.
Она, некоронованная королева Франции, ушла из жизни в 1764 году в возрасте 42 лет. Но, несмотря на такую недолгую жизнь, маркиза Помпадур сумела максимально эффективно использовать возможности для женщины своего времени, чтобы повлиять на моду, искусство, политику и даже судьбу своей страны.