Я никогда не видела свою прабабушку, Огневу Татьяну Васильевну. Она ушла из жизни задолго до моего рождения. Но буквально вчера случилось маленькое чудо! Пришли документы из РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории), которые не просто приоткрыли завесу тайны над ее жизнью, но и – что самое интересное– показали, как она выглядела! Целых четыре фотографии!
Теперь у меня есть не просто сухие факты, а живые образы. И я хочу поделиться этой историей. Начну с летописи.
ФИО: Огнева (Рязанова) Татьяна Васильевна (1907-1982)
* Родилась 8 января 1907 г. в с. Бонячки (сейчас г. Вичуга Ивановской обл.) в семье крестьянина Владимира Поликарповича Рязанова (котельщика) и Екатерины Александровны (ленточницы). Отец был родом из Владимирской губернии (Гороховецкий уезд, Кожинская волость, село Отводное). О родине её матери данных у меня нет, это пока большой вопрос.
* В 1917 году, когда Тане было всего 10 лет, умер отец. Потеря кормильца для семьи в те годы (да и в любые другие) очень тяжелое испытание. Как они выживали? Где умер её отец? Уж не из-за этого ли факта Татьяне пришлось с 11 лет подрабатывать? Пока одни вопросы.
* В 11 лет (1918 г.) она окончила начальную школу в Бонячках и сразу пошла работать няней у крестьянина Трофимова.
И тут загадка: работала она в с. Максимовка Бузулукского уезда Самарской губернии! Как семья оказалась за тысячу километров от родных мест – нужда, родственники? Может, это родина матери?
* Работала она няней до июня 1921 г., затем до 1923 г. жила на иждивении матери.
* С июля 1923 г. – новая страница в жизни: она связывает свою жизнь с фабрикой им. Ногина, становится ваторщицей и съемщицей.
* В первый брак она вступила в 1927 г. с гражданином Меркуловым (детей не было). Об этом я узнала, изучая метрическую книгу по Бонячкам за 1907 год. Эта запись была вписана по диагонали синей ручкой.
* 1932-1933 гг. – студентка Костромской областной Совпартшколы. Обычный для партийца факт, но мне хотелось бы и его развернуть.
* После учебы она вернулась на фабрику им. Ногина ваторщицей и планочницей.
* Второй брак в 1936 г. – с моим прадедом Ефимом Фёдоровичем Огневым (для него это тоже был второй брак). Вскоре родились сыновья: Альберт (1937 г.) и мой дед Николай (1939 г.).
Примерно в 21 год она была связана с партией. Это говорит о её ранней вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Она – молодая мать с двумя малышами, и одновременно – партиец. Вероятно, партийность мой дед впитал с молоком матери. (Документы на деда Николая из РГАСПИ я получила чуть раньше).
* Военные годы (1942-1946): диспетчер, зав. угарным складом на той же фабрике.
Здесь «угар» (от слова «угорать», «выгорать») — это не угарный газ, а термин для обозначения отходов горения — шлака, золы, угольной пыли, которые оставались от работы котельных, отапливающих фабрику и обеспечивающих паром станки. Текстильная фабрика была огромным производством, требующим колоссального количества энергии.
Вероятно, Татьяна Васильевна отвечала за логистику:
1. Приемка угля: Организация разгрузки вагонов или грузовиков с углем для котельной.
2. Вывоз отходов: Организация погрузки и вывоза шлака и золы, чтобы они не завалили территорию.
Таким образом, «зав. угарным складом» — это, по сути, заведующая складом промышленных отходов, в первую очередь — угольного шлака и золы. Работа очень важная и ответственная.
Двоюродный брат моей мамы, вспоминая Татьяну Васильевну, сказал так: «Бабка Таня, боевая была, пленных румын на работы водила».
Даже представить эту картину страшно. Идёт война, двое маленьких детей, смерть мужа, а тут ещё и пленные румыны. За тяжелую работу и вот эту бойкость она была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". (Нельзя сказать, что это медаль редкая, только по Ивановской области её вручали более 30 тысяч раз. Но это ни на йоту не уменьшает значимость награды).
* После войны и до пенсии – планочница. Была отмечена знаком "50 лет пребывания в КПСС".
* Ушла из жизни Татьяна Васильевна в 1982 году, в 75 лет.
А теперь – самое волнующее! Фотографии:
📸 1936 год: Ей около 29. На официальных фотографиях тех лет, особенно для партийных документов, часто требовалась максимальная серьезность. Легкая улыбка может говорить о ее характере – возможно, она была человеком жизнерадостным, уверенным в себе.
Каре в 1930-е годы было не просто модной стрижкой. Оно ассоциировалось с образом "новой женщины". Это символ современности, отказа от "мещанских" длинных кос прошлого.
Легкая полуулыбка и модное каре – не просто черты эпохи. Здесь есть уловимое сходство с Дусей (или Марусей?) Виноградовой. Моя прабабушка Татьяна работала на той же фабрике им. Ногина и в то же время, что и знаменитые на весь Союз ткачихи Дуся и Мария Виноградовы! Она знала их лично! Нет об этом, к сожалению, никаких воспоминаний, но по годам выходит именно так.
Это, кстати, фото из ее партийного документа, сделанное в год, когда она вышла замуж за моего прадеда Ефима Фёдоровича Огнева (надеюсь, в следующий раз напишу и о нём).
📸 1938 год: Ей здесь 31 год (1907 г.р.). Всего два года прошло с предыдущей фотографии, но облик и выражение лица заметно изменились. В 1937 году у нее родился первый сын Альберт.
Так что на этом фото она – молодая мама годовалого ребенка. Это, безусловно, могло наложить свой отпечаток: и радость, и новые заботы, и усталость. А, может, она здесь уже беременна дедом Николаем, ведь он родился в январе 1939.
📸 1954 год: Моей прабабушке Татьяне Васильевне здесь 47 лет. Уже видны те самые, знакомые "огневские" черты, которые, кажется, есть и у меня.
Муж Татьяны, мой прадед Ефим Фёдорович, умер в 1943 году, в самый разгар войны. Это значит, что к моменту этого снимка она была вдовой уже 11 лет. Когда не стало отца, старшему сыну Альберту было всего около 6 лет, а младшему, Николаю, – 4 года. Прабабушка одна поднимала мальчиков все эти тяжелейшие военные и послевоенные годы.
📸 1973 год: Такой бабушку Таню помнит моя мама по своим детским воспоминаниям.Почти 20 лет прошло с предыдущего снимка. Это большой срок. Страна жила уже другой жизнью.
Здесь – мудрое спокойствие, достоинство и, возможно, легкая усталость женщины, которая прошла огромный и трудный путь. К этому времени ее сыновья, Альберт и Николай, были уже взрослыми мужчинами, у них уже были свои семьи.
Для меня эти находки – не просто строчки из архива. Это возможность прикоснуться к судьбе прабабушки, увидеть лицо человека, благодаря которому я есть. Это новые вызовы и загадки. А у вас были подобные открытия в семейной истории? Делитесь! 👇
#огневы #рязановы #генеалогия #вичуга #ргаспи #бонячки #родословная #генеалогическоедрево