Дагестан и Грузия глазами художника на рубеже 19-20 веков. Брат и сестра - Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова. Уникальные материалы из частных коллекций
Продолжу рассказ о выставке, проходившей недавно в Доме русского зарубежья - "Лансере. Отец и сын. К 150-летию со дня рождения Е. Е. Лансере". О творчестве скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886) я уже рассказывала, добавлю немного о его сыне - живописце, книжном графике, монументалисте, члене объединения "Мир искусства".
Сын Евгения Александровича Лансере - Евгений Евгеньевич родился 5 сентября 1875 года в Павловске. Если папа малыша был скульптором, то мама Екатерина Николаевна - художницей, дочерью известного столичного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и сестрой художника Александра Николаевича Бенуа. Выше на фото слева родители - Евгений Александрович Лансере и Екатерина Николаевна Бенуа, а рядом в круглой раме портрет их сына - маленького Евгения, выполненный его мамой. А ниже - акварельные "Парижские улочки" и автопортрет уже молодого Евгения - он учился в том числе в столице Франции.
"Теперь начну новую картину, которую сегодня видел. Это будет просто этюд по памяти, с настроением; моих личных чувств (он) не затрагивает. Понятно, сумерки ( меня злит, что я так однообразен: вечно сумерки); старая, кривая и грязная улица Парижа спускается под гору; фонарей, с счастью, еще не зажигали. Очень красиво" - писал Евгений в 1886 году.
У родителей Евгения было шесть детей, одну из сестёр его мы все знаем под фамилией мужа - Зинаида Серебрякова. Именно её кисти принадлежит портрет (см. выше) жены Евгения - Ольге Арцыбушевой (1881–1966). Летом 1904 года молодожёны впервые оказались на Кавказе, о котором много и восхищённо рассказывал Евгений Александрович. Он смог передать свою любовь к этому краю и сыну.
Молодые отправились в свадебное путешествие по Военно-Грузинской дороге в Тифлис (Тбилиси), а позже через черноморское побережье, Сухум и Гагры доехали и до Крыма. Фактически маршрут повторял путешествие родителей Евгения, совершённое за 30 лет до этого.
Евгений Лансере прилежно вёл дневники, где можно прочесть интересные истории о его жизни, работе и путешествиях. На выставке было представлено множество блокнотов с путевыми зарисовками из его кавказских путешествий, основная часть экспонатов относится к 1919-1930-м гг.
В следующий раз Евгений Лансере отправился на Кавказ в 1912 году. В этот период он трудился над иллюстрациями к повести Льва Толстого "Хаджи-Мурат". Экспонировались блокноты с зарисовками, эскизы, живопись и одно из изданий книги 1916 года.
В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, Лансере, будучи академиком, мог избежать участия в ней, однако он отправился на фронт. На память о смятении первых дней войны остался вот такой рисунок Зинаиды Серебряковой. Слева направо Борис Анатольевич Серебряков, Евгений Евгеньевич и Ольга Константиновна, Елена Казимировна и Николай Евгеньевич Лансере. Евгений Лансере в этот раз провёл на Кавказе несколько месяцев с конца 1914 до середины 1915 года.
"Я стремился на войну, думая именно попасть в атмосферу напряжённости. Признаться, мне ужасно хочется каких-нибудь приключений. Хочется попросту попасть на минутку под огонь..." - писал Е. Е. Лансере в дневниках.
"Величайшие блага жизни - здоровье, простор, солнце и конь под тобой..."
В 1917 году Лансере приехал на Кавказ уже с семьёй и надолго. До 1934 года он жил в Тифлисе, регулярно выезжая в другие горные районы.
Он объездил не только Грузию, но и Турцию, Сванетию, Армению, Азербайджан.
Много ездил и по Дагестану, особенно в 1917-1919 гг., на выставке было особенно много дагестанских видов, этнографических зарисовок, костюмов жителей.
Кроме рисунков Е. Е. Лансере и скульпткр его отца на выставке было много этнографических экспонатов из Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой.
"Я от отца получил несколько черт (только как наследственность), о которых тут и хочу упомянуть: интерес к исканию верного бытового жеста, движения; интерес к этнографической характеристике своих персонажей и, наконец, влечение к Кавказу" - писал Евгений Евгеньевич.
"Отсутствие первое время больших заказов и климатические условия Кавказа, позволяющие работать под открытым небом почти что девять-десять месяцев в году, новизна и захватывающее богатство чисто живописных и этнографических тем вокруг сделали то, что главнейшей моей художественной работой стали этюды с натуры вместо кабинетной работы предыдущих лет. Мои первые работы еще шли от рисунка, это были большею частью тщательные рисунки карандашом, только подсвеченные акварелью. Но мало-помалу, под влиянием все более захватывающего меня интереса к краскам, к цвету, карандаш в моей руке стал вытесняться кистью".
В середине 1930-х гг. семья Лансере вернулась в Москву, затем переезжала в Ленинград, где Евгений Евгеньевич преподавал во Академии художеств. Умер он в 1946 году и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.
#живопись, #выставки, #художник, #Лансере, #Москва, #Кавказ