Найти в Дзене
Ирина Зуй

Новая постановка оперы Доницетти «Анна Болейн» в Мамт с Хиблой Герзмава.

Любите ли вы сериал «Тюдоры» так же сильно, как люблю его я? А фильм «Тысяча дней королевы Анны»? А песню «Green Sleeves»? Если да, то, вероятно, сегодняшняя премьера МАМТ оперы Доницетти «Анна Болейн» вам должна понравится. Грандиозно красивая костюмная постановка, на бархате, перьях и стразах художники и режиссер не экономили, и декорации тюдоровских замков были отменные, даже двух борзых вывели на сцену в первом акте в сцене охоты. С точки зрения историзма художник по костюмам немного подкачал: женские костюмы отчего-то иногда (в первом акте точно) полностью соответствовали тюдоровской моде, и Джейн Сеймур в чепце была как с портрета Гейнсборо, и Анна в накидке с широкими рукавами; но вот в самом драматичном втором акте платье Анны было красиво-бархатное, красное (а где же аллюзии на знаменитую песню, сочиненную Генрихом в период соблазнения Анны «Green sleeves”?), но явно не соответствующее костюмам эпохи Тюдоров. Само по себе это не страшно, но мне резануло, потому как если дел

Любите ли вы сериал «Тюдоры» так же сильно, как люблю его я? А фильм «Тысяча дней королевы Анны»? А песню «Green Sleeves»?

Если да, то, вероятно, сегодняшняя премьера МАМТ оперы Доницетти «Анна Болейн» вам должна понравится.

Грандиозно красивая костюмная постановка, на бархате, перьях и стразах художники и режиссер не экономили, и декорации тюдоровских замков были отменные, даже двух борзых вывели на сцену в первом акте в сцене охоты.

С точки зрения историзма художник по костюмам немного подкачал: женские костюмы отчего-то иногда (в первом акте точно) полностью соответствовали тюдоровской моде, и Джейн Сеймур в чепце была как с портрета Гейнсборо, и Анна в накидке с широкими рукавами; но вот в самом драматичном втором акте платье Анны было красиво-бархатное, красное (а где же аллюзии на знаменитую песню, сочиненную Генрихом в период соблазнения Анны «Green sleeves”?), но явно не соответствующее костюмам эпохи Тюдоров. Само по себе это не страшно, но мне резануло, потому как если делать аутентичную дорогущую постановку с погружением в эпоху, а тут явно был такой замах, то нужно обращать внимание на мелочи, да.

Но я привыкла (меня так учили), что опера – это не только красивая постановка и костюмы (или полет режиссерской фантазии), это еще и вокал, и оркестр, и общее художественное впечатление от образов, созданных певцами.

Понятно, почему в МАМТ поставили эту оперу, которая не исполнялась в России с 1904 года: Хибла пела партию Анны Болейн в Ла Скала году в 19, как раз до Ковида, имела, скажем так, неоднозначную критику в Европе, после чего, собственно, ее европейская карьера и закончилась. Опера эта совершенно грандиозная, и артистке наверняка хотелось триумфа в Москве.

К сожалению, в отсутствие возможности приглашать исполнителей, театр откровенно не смог выставить даже не сильный, а пригодный для этой оперы состав исполнителей. У меня возник глупый вопрос – неужели желание Примадонны спеть эту партию на московской сцене не могло помочь собрать более достойный состав исполнителей, включая приглашенных? 

Впрочем, было очень заметно, как все артисты стараются, переживают за партию, не халтурил никто, другое дело, что петь бельканто могут в принципе не все оперные исполнители, и это нормально. За одно это старание – жирный плюс.

Сначала – о Примадонне.

Бельканто, увы, не было. Верх плохой, голос подрагивает, видимо, с 2019 года и премьеры в Скале певице стало отчетливо тяжелее исполнять сложнейшую партию Анны. Собственно, ничего другого я и не ожидала. Хибла очень, очень старалась, но увы, ни вокал, ни художественный образ несчастной королевы Анны ей не удались (имхо). Вместо образа мятущейся, страдающей в предчувствии неизбежной катастрофы молодой женщины по сцене ходила гордая примадонна-королева с с большой буквы, рядом с которой король Генрих выглядел каким-то малолетним самозванцем, а не сатрапом и образцом для всех абьюзеров мира.

Джейн Сеймур (Лариса Андреева, меццо-сопрано) пела громко, резко, в первом акте неудачно спела свою арию, во втором собралась и верхние ноты вроде бы особо не срывала, но бельканто такое пение конечно назвать нельзя.

Король Генрих (Габриел Де-Рель, бас (уроженец города Тутаева, вокальный педагог, ну и немного поет на сцене Мамт) – неожиданный выбор для сложной партии: голос скрипел, кое-где певец фальшивил, кое-где срывал ансамбли. Молодой бас, в 2022 году закончил московскую консерваторию. Конечно, такая сложная партия оказалась ему (имхо) не по силам и не по голосу. Почему было не задействовать других басов, имеющихся в театре, того же Романа Улыбина, который и бельканто прекрасно исполняет, не понятно. 

Лорд Перси (Чингис Аюшеев, тенор) очень, очень старался, но…не случилось. Верха не было, что удивительно: Чингис отлично исполняет белькантовую партию Эдгардо в другой опере Доницетти – «Лючия де Ламмермур» и вообще всегда был мне очень симпатичен. Хотелось бы услышать этой партии того же Татаринцева.

Сметон, паж королевы и придворный певец (меццо-сопрано), стажер оперы МАМТ, вышла на замену заявленной великолепной Полины Шароваровой. Спела слабо, но драматически старалась и образ несчастного пажа вышел убедительным пусть не вокально, но драматически.

Доницетти всегда насыщал свои оперы сложными ансамблями вокалистов, «Анна Болейн» - не исключение. Сегодня ансамбли прозвучали очень старательно, но совершенно без блеска.

Оркестр под управлением Феликса Коробова сыграл неплохо, но без особого блеска и драматизма, если не считать драматизмом в музыке склонность к некоторому неуместному грохотанию (это в опере Доницетти!). Видимо, других художественных приемов и акцентов у Маэстро не нашлось.

В целом все очень волновались и нервничали (что, видимо, тоже не пошло на пользу вокалу), старались, самоотдачи было очень много, но толка вышло маловато (сугубо имхо).

Мне было скучновато и обидно за Доницетти.

#бельканто #Аннаболейн #доницетти #мамт #опера #operalovers