Представьте: страна готовится узнать точное число своих жителей. Ожидания построены на годах скрупулезных подсчетов рождений, смертей и миграции. И вот – перепись 2022 года в Бразилии шокирует: население оказалось почти на 11 миллионов человек меньше прогноза, и этот разрыв накопился всего за 12 лет – ведь последняя перепись 2010 года не выявила никаких расхождений.
Это не ошибка на миллион-другой. 11 миллионов за 12 лет – колоссальная цифра. Для сравнения: население Бразилии сопоставимо с Россией – это не миллиардные Индия или Китай, где подобный «провал» мог бы остаться менее заметным. Фактически, каждый год "исчезал" почти миллион человек.
Куда же делись 11 миллионов бразильцев?
Ответ можно искать в трёх основных направлениях:
1. Массовый недоучет смертей?
- До 2010 года в Бразилии ежегодно фиксировалось чуть более миллиона смертей. Чтобы "списать" 11 миллионов за 12 лет, смертность должна была бы незаметно вырасти почти вдвое и сохраняться на этом уровне весь период. Но динамики смертности показывает плавный рост, соответствующий возрастной структуре населения.
Вывод: Маловероятно, что неучтенная смертность стала причиной расхождений.
2. Гигантская незамеченная эмиграция?
- Часть пропавших, вероятно, уехала. Но предположить, что все 11 миллионов — это мигранты, нереально. Такой огромный поток бразильцев
не остался бы незамеченным в странах приёма (США, Европа).
А соседними странами Латинской Америки с похожим или худшим уровнем жизни и другим языком (испанским против португальского), вряд ли мог быть поглощён. У бразильцев нет особых стимулов массово мигрировать к соседям.
Вывод: Неучтённая миграция могла сыграть роль, но явно не главную.
3. Системное завышение рождаемости?
- Это направление выглядит наиболее вероятным. Бразилия, как и весь мир, столкнулась с резким падением рождаемости. Особенно стремительно этот процесс идёт в Латинской Америке. Многие государства пытаются сгладить негативные демографические тренды, в том числе с помощью статистических манипуляций. На графике рождаемость подозрительно колеблется на фоне СКР, особенно учитывая, что в Бразилии демографическая пирамида не имеет таких резких провалов, как в России.
Странные данные бразильской статистики:
- Странная стабильность СКР (суммарного коэффициента рождаемости): В 2018 году родилось ~2,94 млн детей (СКР=1,61). В 2022 году (год переписи) – всего ~2,56 млн (падение почти на 20%!). Однако оценочный СКР остался почти неизменным – 1,60. Где логика? Число женщин фертильного возраста явно не сократилось на 20% за 4 года.
- "Вечно предварительные" данные по фертильности: Начиная с 2022 года, цифры по рождениям и смертям есть, а окончательных данных по СКР – нет.
- Перепись, которую не хотели проводить: Изначально намеченная на 2020 год, перепись многократно откладывалась под разными предлогами. В итоге ее провели только по решению суда, обязавшего власти это сделать. Такое упорное нежелание наводит на мысль: бюрократия знала, что результаты будут неприглядными, и пыталась скрыть реальное положение дел.
Что в сухом остатке?
Скорее всего, реальный суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в Бразилии значительно ниже даже последней «уточнённой» оценки в 1,47 ребёнка на женщину за 2024 год. Основной причиной «пропажи» 11 миллионов человек, вероятно, стали годы системного завышения показателей рождаемости при текущем учёте, что и выявила проведённая перепись.
Глобальный контекст: На этом фоне рождаемость в России или Европе не выглядит аномально низкой. Скорее, она отражает общемировые тренды (Латинская Америка, мусульманский мир) , а во многих случаях – даже лучше среднего. Ключевая проблема – в достоверности статистики развивающихся стран. Данные по рождаемости там часто вызывают сомнения и, как показывает пример Бразилии, могут быть существенно завышены.