— Давай, Стасик, собирайся, скоро нам выходить, конечная.
Игорь подскочил, услышав этот призыв от пожилой женщины с внуком, сидевшей напротив него в электричке.
— Как конечная?
Игорь сам себе не поверил. Впервые он заснул в вагоне, чего с ним никогда раньше не случалось. Проект нужно было срочно сдать, начальник просил три дня задерживаться, и Игорь задерживался, домой возвращался поздно, спал мало. И ведь закрыл глаза всего на секундочку. И уснул. Отключился. А сегодня утром проект был завершён и сдан.
В этой фирме Игорь работал программистом уже третий год, был на хорошем счету и считал, что через годик-другой дорастёт до начальника отдела. А стать начальником в двадцать семь было бы неплохо: это существенная прибавка к и так хорошей зарплате, да и статус.
Игорь тут же похлопал себя по карманам ветровки.
— Да не волнуйся ты, я смотрела и за тобой, и за внуком. Предупредил бы, я толкнула, когда тебе выходить. Обратно только через час электричка.
Игорь сжал сильно-сильно глаза и быстро открыл их.
— Давайте сумку, — предложил Игорь помощь попутчице с внуком, когда электричка остановилась.
Игорь спустился на перрон и неожиданно набрал полные лёгкие воздуха. Аромат трав, такой знакомый с детства, буквально висел вокруг.
Пожилая женщина забрала свою тележку на колёсиках и пошла по своим делам, крепко держа второй рукой внука.
Игорь покрутился, осмотрелся, прошёл до здания вокзала.
Следующая электричка по расписанию была действительно через час. Игорь покрутился у ларька, взял бутылку воды и вышел на улицу.
Обычная станция, ничего примечательного: рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, скамейки ещё есть и навес с облупившейся краской. Где-то далеко раздался знакомый свист, такие звуки всегда сопровождались приближением электрички, но в этот раз свист повторился, но уже тише. Игорь посмотрел на часы и стал крутить головой. Нужно было как-то провести этот час, желательно с пользой.
Игорь зашёл за здание станции и обомлел.
Перед ним раскинулось большое поле, по краям обрамлённое стройными рядами берёз. Возможно, поле отдыхало в этот год или специально было засеяно луговыми травами, но то, что Игорь увидел, было сложно описать.
Краски смешивались, вызывая восторг. Начинался этот ковер с совершенно обычного подорожника, низкой травы, не претендующей ни на какие Красные книги. Сочная зелень чуть дальше сменялась буйством красок: сочный красный, маковый цвет тут же переходил в синий, васильковый, подхватывался белым с жёлтым по центру, потом разбавлялся всеми оттенками зелёного и уходил дальше к горизонту, не давая глазам расслабиться. Качаемое лёгким летним ветром разнотравье звало. Запахи смешивались, доносились до молодого человека каждый отдельно, потом все вместе.
Игорь, не раздумывая, сделал шаг. Как же здесь было хорошо! Сразу пропали звуки станции, перебиваемые стрекотанием в траве и жужжанием в воздухе. Трава была уже высокая, напитанная солнцем. Хотелось прыгнуть в неё и раствориться, слиться с природой.
Игорь сделал ещё несколько шагов, постоял и прошёл дальше, вглубь. Здесь посторонние звуки были почти не слышны. Он сначала сел, положил рюкзак рядом, а потом лёг. Взгляд сам остановился на небе. Кучевые облака разбавляли нескончаемый голубой цвет и делали небо объёмным.
В этот момент Игорь понял, что ничто не имеет значения. Его ничего не волновало, не тревожило. Стало неожиданно легко. Словно произошла перезагрузка или сброс до заводских настроек — до тех самых ощущений, которые он испытывал в детстве.
Сколько он так лежал, Игорь даже не заметил. Что-то зашуршало рядом, потом стало ясно, что кто-то приближается. Игорь сел.
— Ой, напугали, я вас не заметила!
Перед Игорем стояла молодая женщина в строгом льняном костюме молочного цвета и с тремя длинными ромашками в руках. Светлые её волосы её были собраны в тугой пучок на затылке, а на плече висела небольшая светлая сумочка.
Она улыбнулась, и Игорь тоже ответил улыбкой.
— Тоже проехали свою станцию? — он встал и отряхнул джинсы.
— Почему тоже? Я здесь отдыхаю. Специально приезжаю.
— А-а-а, — немного с грустью закивал Игорь.
— Здесь место такое... — Она на секунду замерла и провела рукой с ромашками вокруг себя. — Не знаю даже, как объяснить.
— Детство напоминает? — спросил он.
А она замотала головой.
— Нет. Я городская, у бабушек и на дачах не росла, в лагерях не бывала, совершенно домашняя. А вот один раз приехала сюда и бываю теперь очень часто. Отдыхаю головой.
— А-а-а-а, — второй раз произнёс Игорь уже с явной досадой, что никак не мог угадать о ней ничего.
— А мне напоминает. Я так замечтался здесь.
— А вы, значит, проехали свою станцию.
— Да, уснул в электричке. В первый раз, представляете!
— Ой, бежим, — посмотрела она на часы. — А то опоздаем.
Игорь тоже кинулся в сторону станции, потом вспомнил о рюкзаке, вернулся и догнал незнакомку.
Они сели в один вагон друг напротив друга и продолжили свой разговор, познакомились. Только сейчас Игорь заметил, что у его собеседницы Яны глаза цвета неба. Не иначе.
— На это поле я приезжаю, когда мне нужно поразмыслить,
Игорь тут же покачал головой.
Такая расслабленная, кисейная девушка. На сотрудницу супермаркета, конечно, Яна похожа не была. Игорь подумал, что она какой-нибудь офисный сотрудник, маркетолог.
— А где ты работаешь? — спросил он, не ожидая ответа.
— В фирме N. Начальником отдела, программки там всякие пишем.
Игорь даже рот открыл от удивления. В эту очень престижную компанию N он ходил на собеседование раз пять, не взяли. А тут перед ним сидит начальник отдела. Не того, куда хотел Игорь, но всё же.
— Хм. Я тоже программист.
— Правда?— теперь была очередь удивляться Яне. — А ты где работаешь?
Игорь ответил.
— Знаю, тоже неплохой вариант.
— Конечно, неплохой, тоже в начальники планирую податься.
Яна поняла, что это было сравнение с ней, и тут же пояснила:
— У меня просто начальница ушла в декрет три месяца назад, поэтому я была вынуждена занять её место. Сначала страшно было, такая ответственность, а теперь ничего. Только чаще нужно отдыхать, иначе мозг закипает.
— Эт точно, — подтвердил Игорь.
Оказалось, что общих тем для разговоров у двух молодых людей предостаточно. Они шутили, рассказывали друг другу забавные случаи, обсуждали рабочие моменты. Оказалось, что их объединяет ещё и одна станция. Игорь выходил на ней, а Яна садилась.
— Хочешь, я тебя подвезу? Где ты живёшь?
И только сейчас Игорь вспомнил о своей невесте.
Он смутился:
— Я с девушкой живу. В смысле, подвезу?
Игорь не понял, зачем, имея автомобиль, пользоваться электричками.
— Ну, я машину оставляю на стоянке у станции. На поле быстрее и проще на электричке, не стоять же в пробках.
Игорь так и хотел хлопнуть себя по лбу: "Надо же быть таким недогадливым".
Прощаться не хотелось, но пришлось. Единственное, что грело душу Игорю, — удалось обменяться номерами телефонов.
***
Лера ждала Игоря перед дверью в прихожей с очень недовольным выражением лица.
— Раньше не мог приехать? Обещал, что сдашь проект и не будешь задерживаться. Или отмечали? Денег дай, мы пошли в бар с девчонками.
— Я вчера тебе говорил, что отдал за квартиру весь аванс, денег нет. Слушай, Лер, а ты не хочешь выйти на работу?
— Что-о-о? — протянула Валерия. — На работу? Никто из моих подруг не работает, а я пойду? Может, тебе ещё машину купить?
— А что, — усмехнулся Игорь, — от машины я бы не отказался. Я серьёзно, Лер, без шуток. Работала бы где-нибудь половину дня, например, и деньги на себя не нужно было бы выпрашивать. Или снять квартиру нужно было ту, что я предлагал, на десятку дешевле. Тебе бы эти десять были бы не лишние.
Стало заметно, как краснеют щёки Валерии. Игорь прошёл на кухню. Разговаривать дальше не было смысла. Он открыл холодильник, заглянул в него.
Входная дверь хлопнула так, что закачался плафон. Игорь посмотрел наверх и вздохнул. Так приятно начался вечер на поле и так неприятно закончился на кухне. В холодильнике стояла кастрюля с супом, который Игорь ел всю неделю. Ничего свежего приготовлено не было.
С Валерией Игоря познакомил общий друг. Какой-то неземной любви между ними не случилось, но они друг другу понравились, а дальше... Снимать одну квартиру на двоих оказалось выгоднее в чужом для обоих городе. Да и строить отношения так было проще, чем встречаться где-то.
Валерия уволилась с одной работы, а на другую никак не могла устроиться. Сначала ей ничего не подходило, а после она вообще заявила, что все её подруги не работают, их обеспечивают женихи или мужья.
Игорь только плечами пожал. На тему выхода на работу у Валерии был один ответ: "Это не я не работаю, это ты мало зарабатываешь". Спорить было бесполезно.
Игорь уснул ближе к двум часам ночи, а Лера так и не вернулась с вечеринки. Такие встречи с подругами у неё были еженедельными. Каждую пятницу Лера отдыхала. Игорь не возражал. Понимал, что сидеть дома всю неделю ей наскучивало, а если она пропускала вечеринку, то все выходные вымещала своё недовольство на нём.
Телефонный звонок в восемь утра разбудил Игоря, он нехотя взял телефон в руку и ответил.
Лера не просто просила, она требовала сейчас же перевести ей денег на такси. Много. Игорь согласился. Но ни через час, ни через два Валерия так и не вернулась. Игорь стал звонить, телефон был то недоступен, то никто не отвечал. Вскоре Лера позвонила сама и опять потребовала денег.
— Больше у меня нет. Лера, приезжай домой, хватит куролесить, — ответил Игорь.
— Раз у тебя нет денег, зачем мне приезжать? — сказала она. — Будут, звони.
Игорь решил, что она пошутила, и никак не отреагировал. В воскресенье Лера так и не появилась дома. А в понедельник Игорь, вернувшись с работы, с удивлением обнаружил, что некоторых её вещей дома нет. На подушке лежала записка.
"Уехала к подруге. Поживу у неё, пока у тебя не появятся деньги".
Игорь решил, что на шантаж он поддаваться не будет, справится сам. И действительно. В домашних делах он прекрасно разбирался, жил же до встречи с Лерой он как-то сам.
Так пролетела рабочая неделя, наступила пятница. Яне Игорь несколько раз писал сообщения, но она отвечала сухо. Всё было ясно и так: либо нужно было промолчать о Лере, либо придумать что-то.
Быстро пролетел целый месяц. Игорь так и не позвонил Валерии, решил, что ничем её не обидел, и что это она должна была просить у него прощения за своё поведение. Он сменил квартиру на более дешёвую и написал бывшей девушке, чтобы она приехала и забрала свои оставшиеся вещи.
Лера долго кричала в трубку, что Игорь не оправдал её ожиданий, что он недостоин её, пользовался ею и она только потеряла время. Но Игорю было уже всё равно.
Быстро пришёл август, начало неожиданно холодать не только ночами, но и днём. Однажды в среду выдался на удивление солнечный, жаркий день. Игорь уже встал выходить на своей станции из электрички, но вдруг сел обратно: позвало поле. На душе было как-то неуютно и тяжело.
Игорь быстро вышел на конечной и, купив обратный билет, тут же пошёл за здание станции. Пока открыл рюкзак, пока положил кошелёк. Остановился только у самого поля и замер.
Ни цветочка, ни травинки, только ровное поле с пожелтевшими столбиками стволов, срезанных чем-то острым, и выгоревшими местами проплешинами, на которых виднелась земля.
Игорю хотелось разрыдаться. Сюда он ехал зарядиться энергией, напитаться необыкновенным зарядом и продолжить жить. Не случилось.
— Ты тоже приехал?
Он обернулся. Яна стояла чуть поодаль.
— Не знал, что скосят.
— И я не знала. Захотелось проветриться.
— И мне, — сказал Игорь. — Столько всего произошло за этот месяц: переехал, расстался с девушкой, на работе новый проект, совершенно неинтересный.
— А знаешь, — Яна сделала два шага вперёд и подала ему руку. — Не нужно ждать следующей весны, чтобы перезагрузиться, отдохнуть. Нужно просто закрыть глаза. У каждого из нас есть своё поле. Его только нужно себе представить, и всё. А у нас, похоже, это поле общее?
Игорь кивнул и закрыл глаза. Они стояли так несколько минут, взявшись за руки. Каждый думал о своём, представлял своё поле.
Солнце быстро стало катиться к горизонту, окрашивая всё в цвета осени. Электричка пришла по расписанию. Обратно домой Игорь и Яна поехали вместе. Они зашли в вагон и остановились у первых рядов сидений. Не замечая никого вокруг, они смотрели друг другу в глаза. Игорь приобнял Яну и вдруг сказал:
— Нет, всё не так! Ты — моё поле! Как же так, как я не понял этого раньше?
— С годами мы становимся умнее, — улыбнулась Яна и смущённо опустила взгляд. — Я тоже влюбилась только со второго взгляда.
Игорь прижал Яну к себе так сильно, что слышал, как учащённо забилось её сердце.
А за окнами мелькали бесконечные поля, луга, золотая рожь, станции такой большой и разноликой нашей страны, где каждому найдётся кто-то или что-то своё.