Константин Тистол. Народный фронт Николаева.
Константин Тистол - коренной николаевец из Заводского района города, с улицы Скороходовой, на которой стоит старый корпус НКИ. Здесь же он закончил школу и после получения высшего образования в этом районе и жил. Моя мама работала с его отцом на Черноморском судостроительном заводе, гиганте отечественного кораблестроения. Костя занимался довольно успешно предпринимательской деятельности в сфере услуг, был женат и воспитывал двух дочерей. Но жизнь его, как и всех нас, шла в эпоху перемен подталкивая к социальной и общественной активности всех, кто был к этому предрасположен.
В 2006 году, когда премьером Украины была Юлия Тимошенко, начались скачки курса доллара, нестабильность раздражала людей и в Киеве родилось всеукраинское движение «Достали», к которому примкнул Тистол, познакомившись со многими общественниками Николаева и других регионов. В это же время Константин познакомился с лидером одесской партии «Родина» Игорем Марковым и даже обсуждал с ним возможность создания в Николаеве организации партии «Родина», Но Марков вскоре стал депутатом Верховной Рады и немного охладел к региональным делам, а потом впал в немилость партии власти и угодил за решетку.
Примерно в 2010 году видя рост противостояния в российско-украинских отношениях Тистол создал аналитическое интернет-издание «Набат», где помимо острых николаевских вопросов ативно обсуждал взаимоотношения России и Украины. С учетом того что они все больше и больше ухудшались тем для рассмотрения на сайте было предостаточно. Особенно активно заработал сайт в период преддверия майдана, когда осенью 2013 года по всей стране и в наш город тоже начали ездить опозиционные националисты и евроинтеграторы типа Тягныбока, Яценюка и т.п. с акцией «ПОВСТАНЬ УКРАИНО» (Восстань Украина-рус.) они баламутили народ, призывали к сопротивлению преступной власти партии Регионов и надобно заметить, что во многих обвинениях действующей власти они были справедливы. Издание «Набат» освещало продажность киевского майдана и местных акций оппозиции, отмечая что они спекулируют на проблемах нынешней власти добиваясь собственных целей. Как правило на акции оппозиции собирались немногочисленные украинские нацисты, представители грантоедских организаций и молодежь исключительно с целью подзаработать.
Русские организации и партии тоже как могли вели разъяснительную работу пикетировали приезд одиозных оппозиционеров и в этом мы вполне были единодушны с «Набатом».
Мы познакомились с Константином Тистолом возле облгосадминистрации Николаевской области, в период попыток ее захвата, и он мне сразу сказал, что не советует защищать нынешнюю власть и предложил мне проводить выступления «против обеих сторон», то есть и против бандеровцев, раскачивавших страну, и против олигархо-воровской власти «Партии Регионов». Я поддержал эту мысль. В итоге события стали развиваться стремительно, и мы успели провести всего три встречи возле памятника Ленину перед горисполкомом, разъясняя людям происходящее и делясь своим отношением к этому, до сноса памятника и начала Русской весны в городе корабелов.
22 февраля Константину, как и мне, сообщили что на Площади Ленина заезжие гастролеры сносят памятник Ленину. Он позвонил в управление МВД, и его заверили, что скоро все остановят. Однако несмотря на эти заверения, все пошло по другому плану. Благодаря давлению Киева, подготовленности и сплоченности пришлых, содействию Сергея Исакова, вечного оппонента николаевского мэра Владимира Чайки, выпросившего кран у Сергея Кантора, собственника завода «Экватор» и попустительской позиции городской власти, памятник Ленину все же был снесен. И возмущенный Тистол приехав домой написал манифест-воззвание к николаевцам с предложением встретиться на следующий день, 23 февраля в 3 часа у памятника Ольшанцам, разослав по всем возможным каналам и обзвонив всех, кого можно. К сожалению текст манифеста на сегодня не сохранился. Как раз на 3 часа была заявлено мероприятие у памятника одной из дружественных общественных организаций. Мы встретились с Константином у памятника и начали митинг, что описывается в предидущем разделе.
Перед 1 марта за день Тистол поехал в Одессу, узнав, что Игорь Марков на свободе, встретился с ним и предложил осветить через «Родину» наши мероприятия 1 марта, однако Марков сказал, что помочь не сможет, потому что все что можно партия Регионов у него изъяла, в том числе и СМИ.
3 марта в Константин в Севастополе встретился с братом Чалого и просил содействия и поддержки в позиции николаевцев.
5 марта мы должны были проводить пресс-конференцию в бизне-центре «Александровском», но на пороге кабинета Тистола арестовало СБУ и конференцию проводил я с товарищами среди которых были Константин Ковалев (Шумахер) и Андрей Гончарук (Молодой). Я рассказал, что у нас исключительно мирная акция в рамках закона. И мы имеем право так выражать свое мнение. В СБУ у Кости взяли подписку о невыезде.
Тистола предупредили, через знакомых, что в Николаев едет новый глава СБУ и 7 марта 2014 года, ночью, ему удалось на чужой машине уехать в Крым.
В Крыму через короткое время Константин узнал о формировании отряда добровольцев на помощь Донбассу, вступил в него и позвал туда наших николаевцев. По его приглашению приехало пять человек, среди них Константин Ковалев (Шумахер) и Максим Титаренко (Леший), впоследствии погибшие наши товарищи. Вообще в отряде были представители Одессы, Харькова, разумеется Николаева и других городов Украины. Как я уже отмечал николаевцев среди них было 6 человек. 21 мая отряд выехав из Крыма расквартировался в Ростове, а потом отправился в Донецк.
26 мая отряд выдвигался на первое задание в Донецкий аэропорт. Несколько человек, в том числе и Константин Тистол по приказу остались охранять расположение. Остальные пятеро николаевцев участвовали в первом бою за Донецкий аэропорт 26 мая и один из них, с позывным «морячок», погиб. Вообще это был очень тяжелый бой, силы защитников Донбасса не были скоординированы должным образом и погибших было немало. Через несколько дней отряд, понесший большие потери был частично расформирован и Тистол вернулся к мирной жизни в Севастополе.
Здесь Костя работал в строительстве и ремонтах, сколотил небольшую бригаду и вполне встроился в мирную жизнь. Мы встречались с ним в Севастополе в 2019 году.
Летом 2022 года Тистола пригласили работать в Херсонскую администрацию, где он сегодня возглавляет один из районов. Теперь мы иногда видимся в его редкие командировки в столицу.
Андрей Дворецкий. Журналист, военкор.
С журналистом Андреем Дворецким я познакомился в Николаеве в 2013 году. Он писал довольно интересные статьи, в том числе и о мероприятиях русских организаций и партий. К тому же он отличный фотограф, поэтому я всегда просил его отдельно скидывать фотографии в личку.
Дворецкий — обычный николаевский парень. В 2001 году закончил ПТУ по специальности «Электромонтер промышленного электрооборудования».
В 2004 году Андрей принимал самое непосредственное участие в выборной компании на стороне «Партии регионов», ездил на их антимайдан в Киев, тогда и начал писать статьи. С 2004 по 2014 он работал корреспондентом, фотокорреспондентом, репортером отдела новостей в целом ряде информационных газет и изданий в Киеве и Николаеве: «Вечерние вести», «Коммерсант-Украина», «УНИАН», «Николаевские Новости».
2014 год резко изменил жизнь Андрея, как и многих из нас. Вот как он сам пишет об этом и своей дальнейшей жизни:
«Вследствие вооруженного мятежа, итогом которого стало свержение законно избранной власти Украины, мною было принято решение поехать в Донецкую область для защиты интересов местного населения. С мая по август 2014 года я служил в батальоне «Восток».
Далее я работал в «Информационной службе политического отдела Министерства военных корреспондентов».
С октября 2022 года и по сей день я занимаю должность начальника отдела внутренней политики Военно-гражданской администрации Снигиревского района Херсонской области».
О том, что Дворецкий воюет за Донбасс, я знал еще в 2014 г., хотя поддерживать связь с ним из Николаева было проблематично и даже опасно. Уже из России я неоднократно связывался и общался с ним, узнавал об обстановке.
По свидетельству нашего общего товарища, бывшего главы николаевской городской организации партии «Русский блок» (до меня) Владимира Мишустина, Андрей изначально ехал на Донбасс к нему, однако по дороге изменил решение и пошел воевать в батальон «Восток». Уже в августе 2014, Андрей все-таки перешел к Мишустину, который к тому времени был одним из руководителей Министерства военных корреспондентов.
Сегодня Андрей трудится в привычной для него направлении, журналистом в Херсонской области.
Тая и Саша «КРАСНАЯ ШКОДА»
Именно такая запись была у меня в телефонной книжке. Возможно, мы и пересекались у памятника героям Ольшанцам и наверняка видели друг друга, но до реального знакомства дело не дошло. Каждый был занят своим делом, поглощающим время без остатка.
Познакомился я с Таей и Сашей, активными участниками группы ольшанцев, уже в России, благодаря Диме Ч., с которым они были хорошо знакомы задолго до антимайдана 2014 года по заповеднику Кинбурнская коса, где они часто отдыхали, а Дима следил за соблюдением природоохранных норм.
Саша приезжал ко мне в Севастополь, а позже я дважды гостил у них в Краснодарском крае.
Итак, с их слов, 23 февраля 2014 года (после сноса 22.02 памятника Ленину) ближе к вечеру Сашиного отца пришлось срочно отвезти в больницу. После этого ребятам нужно было заехать в поликлинику за лекарствами. Проезжая Советскую улицу, Тая увидела факельное шествие группы нацистов. Возмущенная, она попросила ее высадить и, ругаясь, прошла рядом с ними в сторону Адмиральской улицы и площади Ленина. После этого Тая позвонила мужу и потребовала немедленно ехать к памятнику Ольшанцам. А там уже во весь дух бушевал наш первый митинг. На нем Тая и Саша познакомились с небольшой молодежной группой, называвшей себя "николаевские птички" (рассказ о них будет дальше), которая закидывала краской бандеровские бигборды, клеяла листовки, писала воззвания и тоже охотно поучаствовали в этом.
Когда наши активисты в первых числах марта перекрыли Варваровский мост, Тая с Сашей на своей красной «Шкоде» и тут оказались довольно быстро. Они проехали через мост, увидели приближающуюся колонну военной техники, успели впереди них проехать и сообщить нам, что колонна уже подъезжает.
После этого Тая с Сашей быстро оповещали об угрозе, когда майдановцы нападали на какую-либо компанию наших ребят, а такое в городе случалось неоднократно. Благодаря этому наши могли быстро собраться и дать отпор.
28 марта, как я уже писал ранее, на день освобождения Николаева от немецко-фашистских оккупантов, к нам приехала большая группа одесситов. Познакомившись с некоторыми из них, Тая и Саша уже на следующий день организовали автотур в Одессу на Куликово поле, и ездили туда более пяти раз.
Тая была одна из тех (как и я), кто после сноса нашего лагеря ольшанцев рассказал одесситам, что украинские нацисты, участвовавшие в этом, отправляются в сторону Одессы, и важно отследить, где они будут заселяться.
С середины мая Тае несколько раз названивал сотрудник СБУ, усиленно приглашая прийти на беседу. Несколько раз ей удавалось переносить встречу. В первых числах июня Саша с Таей принимают решение срочно уезжать из Украины. За два дня они продали дом и переехали в Краснодар. Буквально через день новые хозяева квартиры были неприятно удивлены штурмом их жилья силами СБУ, называемыми нами «маски-шоу». Но, слава Богу, моих друзей уже и след простыл.
Сейчас ребята живут в Краснодарском крае. Поскольку оба с умелыми руками, то сами выстроили себе дом и помогли обустроиться своим детям. Семья тружеников. Активно участвуют в воспитании внуков.
Степанков Александр Васильевич.
Поэт Антимайдана. «Русское Единство»
Александра Степанкова я знаю по Николаеву с 2012 года. Это замечательный поэт, с которым мы познакомились в литературном клубе «Коло». Наши политические взгляды были близки, и когда я организовывал отделение партии «Русское Единство», то пригласил Степанкова в нее, и мы стали соратниками.
Сейчас Александру Васильевичу уже 77 лет. Наш земляк, рожденный под Одессой, он, выпускник Одесского инженерно-строительного института, последние десятилетия прошлого века осваивал месторождения нефти и газа на севере Западной Сибири. Степанков был региональным депутатом двух созывов, баллотировался в первый Совет Федерации РФ и на пост главы администрации города Лангепас (Ханты-Мансийский автономный округ). На Украину он вернулся уже в предпенсионном возрасте. В 2002 году даже баллотировался в Верховную Раду.
Александр Васильевич поэт, публицист, блогер, автор и соавтор десятков стихотворных сборников, текстов песен в РФ и Украине, журнальных и газетных публикаций. Во времена первого майдана (2004-2007 гг.) стихи Степанкова, под псевдонимом Олекса Стефаник разошлись по всей Украине, в том числе в виде передовиц газет «Досвитни вогни» («Предрассветные огни» — укр.), «Народная оппозиция». Дипломант поэтического конкурса «Святая Русь», член Национального Союза журналистов Украины и Союза народных журналистов России.
С 23 февраля 2014 года Александр Васильевич вместе с другими членами партии «Русское Единство» выступал на митинге ольшанцев и позже приходил в наш палаточный лагерь почти каждый день. Он читал свои хлесткие злободневные стихи, чем заряжал участников митинга, и ему всегда с удовольствием давали слово.
Несколько стихов Александра Степанкова:
Русскому маршу в городе Николаеве
По небу звёзд бесчисленная россыпь
И сад вишнёвый, белый по весне…
Моя земля, край вольных малороссов,
Подаренная прадедами мне.
В степи казацкой злаки колосятся,
Над речкой в роще соловей поёт.
Моя страна — кого мне здесь бояться?
Я тут хозяин — всё вокруг моё!
Но только вдруг какой-то недоумок,
На грудь навесив сине-желтый бант,
Сюда приполз и говорит угрюмо,
Что не хозяин я, а «оккупант»!
Что у него ума и прав побольше,
Мол, нету в голове у нас царя!
Что там, у них, в лакейской старой Польше
Иначе пьют, иначе говорят,
И будет удобрением, едва ли
Не лучшим, для полей моей страны
Не кровь отцов, что землю отстояли,
А жиденький понос Галичины.
А мой язык зовут уже «поганским»
И униатский повелел «патрон»
Мне суржиком креститься галичанским,
Или с моей земли убраться вон.
Уж в Киеве пиарятся «небоги»:
Кто громче плюнет за моей спиной.
Галичина — вали с моей дороги!
Я — новоросс, и русский мне — родной!
Меня не испугаешь громким лаем
Тех, кто из схронов бегал по лесам,
И будет русским город Николаев
Наперекор любым приблудным псам!
Нам нечему учиться у убогих,
Весь мусор смоем, как водой в реке.
Нацисты — убирайтесь прочь с дороги!
Я говорю на РУССКОМ языке!
Русские идут!
Над Украиной снова беды,
Как тучи, застилают свет.
Так, словно от Зари Победы
Прошло не семь десятков лет.
Вновь горизонт затянут чистый
И словно полчища свиней
Бегут по Киеву фашисты,
Крещатик в дыме и огне.
Опять раскапывают падаль –
Бандера и герои Крут...
А в уши шепчет провокатор:
— Ой, люди — русские идут! —
Стреляй им в грудь, стреляй им в спины
Чтоб уничтожить их скорей,
Будь «патриотом Украины» —
Убей же русского! Убей!
Таков приказ Хозяев наших:
Уж если хочешь в «еврорай» —
Возненавидь всю эту Рашку
И убивай! И убивай!
Ох, как мы быстро позабыли
О том, что в фронтовом году
Какой надеждой людям были
Слова те: РУССКИЕ ИДУТ!
Отрадней не было и краше,
Любая забывалась боль
От этих слов: — «Приходят НАШИ —
И им и радость, и хлеб-соль!»
Пусть не вмещает лобик узкий,
Когда в нацистский входит раж,
Что рядом с этим словом РУССКИЙ
Всегда нам будет слово НАШ.
Да только луч пробьёт потёмки
И засияет солнце тут.
Ну вы, фашистские подонки,
Раздайтесь — РУССКИЕ ИДУТ!
Конечно же, на митинги ольшанцев порой приходили и другие николаевские поэты, но, как я говорил ранее, Степанков бывал на митинге очень часто и всегда выступал.
Трагедия в Одессе была для Александра Васильевича глубоко личной, потому что, во-первых, Степанков практически одессит — его детство и юность прошли на улочках Одессы, а во-вторых, в доме Профсоюзов живьем сгорели его (и мои) товарищи по поэтическому цеху Виктор Гунн и Вадим Негатуров.
Пепел Одессы
Пепел Клааса стучит в моё сердце!
(«Легенда о Тиле Уленшпигеле»
Шарль де Костер)
Играете сцены обыденной пьесы?
Привычной брехнёй выстилаете дом?
А пепел Одессы, а пепел Одессы
Стучит в моё сердце и ночью, и днём!
Тризуб на костях — поминальною мессой,
На сребренник пьют в кабаке палачи,
И нет моей старой свободной Одессы,
А «новая» скромно по норкам молчит.
Гуляют в Приморском «жучки-однодневки»,
В Лузановке солнце — тепло, как в раю...
Но пепел Одессы публичные девки
Туфлёю втоптали в аорту мою!
А где-то гудят вавилонские трубы,
А в церкви, мерцая, сгорает свеча.
В подвалах лежат обгоревшие трупы,
И ждёт новой крови топор палача.
Нет, здесь «щэ нэ вмэрла» не пели по пьянке,
Тут дул вольный ветер с прадавних времён.
С Большого Фонтана и до Молдаванки —
Где ж вы, одесситы? — ведь вас миллион!
Неужто костёр Профсоюзного дома
Придёт к вам «эпохою Парубия»?
И пусть твои дети горят как солома,
А ты всё проглотишь, Одесса моя?
Так кем же была ты — и кем же ты стала,
Отдав чужакам дочерей на «фаршмак»?
Неужто свободу сменяла на сало
И ляжешь под грязный фашистский башмак?
Тебе вместо Дюка поставят Бандеру,
И больше не сможешь шутить никогда,
И всё позабудешь: и славу, и веру —
И предки в гробах завопят от стыда!
Немного ещё — и закроется дверца,
И больше не будет уже ничего.
И пепел Одессы стучит в моё сердце —
Лишь кровью врагов успокоить его!
Естественно, что в 2014 году Степанков с женой и дочерью вынужден был эмигрировать в РФ. Весть о хладнокровном убийстве нашего великого соотечественника, малоросса, писателя-публициста, журналиста и историка Олеся Бузины (6 апреля 2015 г.) застала его уже в России.
На убийство Олеся Бузины
Заигрался, Олесь, заигрался...
Так куда-то тебя повело,
И на пули сегодня нарвался —
А иначе и быть не могло…
И в тоннеле ни звука, ни света.
Ох, видать позабыл ты в игре,
Что «Сегодня» — всего лишь газета,
А пятнадцатый год на дворе.
Будь речистым и даже пушистым,
Но вокруг всем уж не до того
И твой Киев лежит под фашистом,
И тебе не простят ничего.
А для нас, непокорных, немногих,
Не желающих жить, как велят,
Два осталось пути, две дороги:
За кордон... или за автомат!
Будет дождь над Крещатиком плакать,
И тебе, не дошедшему в май,
Остаётся лишь вечная память
Да подонков ликующий лай.
Сейчас Александр Васильевич с женой живет довольно скромно в маленьком селе Тверской области. Примечательно, что во многом ему помогли обустроиться его читатели и ценители из России.
Приобрести полную версию книги "Ольшанцы Русской весны" в печатном варианте вы можете в издательстве "Солон-Пресс" по ссылке https://solon-press.ru/vneserijnaya-literatura/olshancy-russkoj-vesny-v-nikolaeve С радостью жду новых читателей!