Как отмечал театровед А.А. Аникст: "Русский театр прожил с Гамлетом свою собственную трагедию – трагедию поиска истины". Проследим эту эволюцию…
Эта пьеса стала не просто классикой мирового репертуара, но и зеркалом, в котором русская театральная традиция находила отражение своих главных философских и художественных поисков.
Первая постановка «Гамлета» в России
История русского "Гамлета" началась значительно позже, чем в Западной Европе, что связано с особенностями развития самой России.
Интерес к шекспировской драматургии начал формироваться в эпоху императрицы Елизаветы Петровны. Первая постановка состоялась в 1748 году, но это лишь предположительная дата. А вот 1750 год – дата, достоверно зафиксированной постановки в Санкт-Петербурге. Исполнялась немецкая версия этой пьесы в переводе И.Ф. фон Борка. Спектакль шел на немецком языке силами немецкой труппы.
Особенности всех первых постановок:
- адаптированные версии, отличающиеся от оригинала (часто с хэппи-эндом)
- сильное влияние французского классицизма
- упрощенные декорации и костюмы
- основной акцент на внешней стороне действия
Первый русский перевод был выполнен в 1786 год А.П. Сумароковым. Но это тоже не «настоящий» Гамлет, а сильно переработанный вариант. Действие было перенесено в Россию, были опущены многие философские монологи. Критик П.Н. Арапов писал: "Гамлет Сумарокова – это скорее русский царевич, чем датский принц".
Постановки «Гамлета» в начале XIX века
XIX век стал временем постепенного открытия подлинного Шекспира для русского театра в эпоху романтизма:
- появление более точных переводов (Н.И. Гнедич, 1808)
- появился интерес к внутреннему миру героя
- предпринимались первые попытки передать шекспировскую глубину
Знаковые постановки этой эпохи:
- 1810 год - Петербург, исполнение П.А. Плавильщикова
- 1827 год - московская премьера с М.С. Щепкиным в роли Полония
- 1837 год - постановка в Малом театре (В.А. Каратыгин в роли Гамлета)
Особенности романтического «Гамлета»: акцент на трагическом одиночестве героя, обязательные величественные декорации и, конечно же, патетическая манера исполнения.
Каратыгинский Гамлет это:
- эффектный, героический образ
- внешняя красота и благородство
- меньше внимания рефлексии
- "Гамлет-рыцарь" без особых душевных метаний
В.Г. Белинский писал, что "Каратыгин играл не Шекспирова Гамлета, а своего собственного"…
Постановки во второй половине XIX – начале XX века
Этот период стал временем психологического раскрытия шекспировской трагедии на русской сцене. Вот что характеризует этот период:
- отказ от романтической патетики
- углубление в психологию персонажей
- более точные (наконец-то!) переводы (Н.Х. Кетчер, А.И. Кронеберг)
Великие интерпретаторы Шекспира этой эпохи:
- 1864 год - А.И. Южин (Малый театр)
- 1891 год - М.Т. Иванов-Козельский (провинциальные театры)
- 1899 год - П.Н. Орленев (новаторская трактовка)
Историки театра пишут, что Гамлет Орленев произвел переворот:
- камерный, интимный Гамлет
- акцент на безумии и растерянности
- простота и естественность исполнения
В это же время отметились и «символистские искания» в театре. Прежде всего, стоит отметить постановку 1911 году В.Э. Мейерхольда: уход от бытового реализма, условные декорации, философское прочтение.
Постановки «Гамлета» в СССР
Советский период принес радикально новые прочтения шекспировской трагедии.
1924 год - "Гамлет" в Театре им. Мейерхольда:
- конструктивистское решение
- Гамлет как революционер
- политизированная трактовка
1932 год - постановка С.Э. Радлова:
- попытка вернуться к традиции
- влияние соцреализма
- Гамлет-борец против тирании
1941 год - спектакль Н.П. Акимова (в блокадном Ленинграде):
- Гамлет как человек действия
- оптимистическое звучание
- поддержка духа зрителей
1954 год - легендарный фильм Г.М. Козинцева:
- гениальная игра И.М. Смоктуновского
- глубоко философское прочтение
- влияние "оттепели"
1971 год - В.С. Высоцкий в Театре на Таганке:
- Гамлет-шестидесятник
- протест против лжи и лицемерия
- культовая постановка Ю.П. Любимова
Можно выделить следующие особенности «советского Гамлета»: постоянный поиск социального подтекста, обязательные политические аллюзии, Гамлет - герой-одиночка в борьбе с системой и постепенное возвращение к философским истокам.
История постановок "Гамлета" на русской сцене – это путешествие через эпохи и художественные направления. От первых совсем ещё робких адаптаций XVIII века до глубоких философских интерпретаций XX века, шекспировская трагедия оставалась для русского театра неисчерпаемым источником вдохновения. Каждая эпоха находила в образе датского принца что-то свое – романтический идеал, психологическую загадку, социальный протест или экзистенциальный символ. Сегодня "Гамлет" продолжает оставаться важнейшей частью русского театрального канона, предлагая новые поколениям режиссеров и актеров возможность диалога с вечными вопросами человеческого существования. Русская сцена доказала, что шекспировский шедевр способен бесконечно обновляться, оставаясь при этом верным своей глубинной сути.