Найти в Дзене
TURBINIST.RU

Россия построила первый танкер ледового класса Arc7 для экспорта СПГ из Арктики

Россия совершила прорыв в арктическом судостроении, построив первый танкер ледового класса Arc7 для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Арктик СПГ-2». Судно, названное в честь Алексея Косыгина, начнет работу во второй половине 2025 года. Этот танкер ледового класса Arc7 стал важным шагом к развитию российского судостроения и обеспечению независимости в экспорте СПГ на мировой рынок. Танкеры ледового класса Arc7 — это уникальные суда, способные преодолевать арктический лед толщиной до 2 метров. В отличие от СПГ-заводов в теплых регионах, таких как Катар или Австралия, российские арктические проекты требуют именно таких ледокольных танкеров. По словам Игоря Юшкова, эксперта Финансового университета и ФНЭБ, в мире существует всего 15 таких газовозов, построенных для «Ямал СПГ», что подчеркивает их дефицит из-за высокой стоимости и сложности строительства. Первый танкер ледового класса Arc7 создается на судоверфи «Звезда», ключевой площадке для арктического
Оглавление

Танкер ледового класса Arc7
Танкер ледового класса Arc7

Россия совершила прорыв в арктическом судостроении, построив первый танкер ледового класса Arc7 для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Арктик СПГ-2». Судно, названное в честь Алексея Косыгина, начнет работу во второй половине 2025 года. Этот танкер ледового класса Arc7 стал важным шагом к развитию российского судостроения и обеспечению независимости в экспорте СПГ на мировой рынок.

Особенности танкеров Arc7

Танкеры ледового класса Arc7 — это уникальные суда, способные преодолевать арктический лед толщиной до 2 метров. В отличие от СПГ-заводов в теплых регионах, таких как Катар или Австралия, российские арктические проекты требуют именно таких ледокольных танкеров. По словам Игоря Юшкова, эксперта Финансового университета и ФНЭБ, в мире существует всего 15 таких газовозов, построенных для «Ямал СПГ», что подчеркивает их дефицит из-за высокой стоимости и сложности строительства.

Строительство на судоверфи «Звезда»

Первый танкер ледового класса Arc7 создается на судоверфи «Звезда», ключевой площадке для арктического судостроения. Несмотря на санкции США, судно успешно прошло морские испытания в конце 2024 года, а финальный этап тестирования запланирован на июнь 2025 года. Генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов отметил, что при успешных испытаниях танкер будет введен в эксплуатацию во второй половине 2025 года.

Вызовы проекта «Арктик СПГ-2»

Проект «Арктик СПГ-2», первая очередь которого запущена в 2023 году, а вторая — в мае 2025 года, сталкивается с двумя основными проблемами: нехваткой танкеров ледового класса Arc7 и санкциями США. Строительство таких судов на судоверфи «Звезда» решает проблему дефицита, укрепляя позиции России в экспорте СПГ.

Рост спроса на ледокольные газовозы

Мировой спрос на танкеры ледового класса Arc7 ранее был ограничен, так как СПГ-заводы располагались в теплых климатических зонах. Однако развитие российских арктических проектов, таких как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», резко увеличило потребность в этих судах.

«Только России нужны газовозы Arc7 из-за экстремальных условий Арктики», — поясняет Юшков.

Импортозамещение в судостроении

Ранее 15 танкеров ледового класса Arc7 для «Ямал СПГ» были построены в Южной Корее, так как судоверфь «Звезда» находилась в стадии строительства. Для «Арктик СПГ-2» компания Новатэк разместила заказ на 15 танкеров на «Звезде», поддерживая стратегию импортозамещения. Государство инвестировало в инфраструктуру, включая порт Сабетта и подходной канал в Обской губе, а также предоставило налоговые льготы для СПГ-заводов.

Технологические сложности строительства Arc7

Создание танкеров ледового класса Arc7 сложнее, чем строительство ледоколов. Эти суда должны выдерживать экстремальные арктические условия и транспортировать СПГ при температуре -162 °C. Ключевая технология — мембрана для СПГ, которую пока поставляют иностранные компании. Максим Максимов, доцент РЭУ им. Плеханова, отмечает, что особые трудности связаны с сваркой специальных сталей и разработкой систем ледовой навигации.

Стратегическое значение для России

Строительство танкеров ледового класса Arc7 на судоверфи «Звезда» имеет не только коммерческое, но и стратегическое значение. Оно обеспечивает независимость Северного морского пути и укрепляет позиции России в арктическом судостроении. Государственная поддержка позволила преодолеть технологическое отставание и создать производственные мощности мирового уровня.

Будущее экспорта СПГ

Для преодоления санкций США проект «Арктик СПГ-2» должен привлечь покупателей, таких как Китай, за счет низкой цены и больших объемов (13,2 млн тонн СПГ в год).