27 июня звезде тенниса Светлане Кузнецовой исполняется 40 лет. Круглую дату она встречает вовсе не на корте. Сегодня Светлана выпускает собственные модные дропы спортивной одежды в коллаборации с Bosco Tennis Club, осваивает тонкости спортивного менеджмента и стремится к новым победам, за которые не дают кубков. Обо всем по порядку она рассказала Денису Мережковскому
Это интервью сразу пошло не по плану. Чемпионка четырех турниров Большого шлема (симметрично по два в одиночном и парном разрядах) Светлана Кузнецова не первый год занимается ораторским мастерством, посвящая этому по три часа в неделю, и очевидно преуспела в искусстве красноречия. Любой ее ответ превращается в рассказ, а разговор незаметно транспорируется в беседу за чаем, не предполагающую распланированного сценария.
«У меня всегда все идет не по плану, — успокаивает меня Света. — Один сплошной экспромт, я уже привыкла». В Bosco Caté — послеобеденная тишина, в Риме — разгар теннисного мастерса, перед Кузнецовой на столе — телефон с прямым включением с итальянских кортов. Света делится, что россиянка Диана Шнайдер только что в двух сетах обыграла неуступчивую бельгийку Элизе Мертенс. «Дальше выходит на Паолини или Остапенко... Будет непросто, но для четвертьфинала вполне проходимая сетка», — серьезно рассуждает Кузнецова с абсолютным знанием материала, несмотря на то что четвертый год пребывает в творческом отпуске и соревноваться на корт не выходит. А жаль — спортивные фанаты со стажем не дадут соврать: сегодня женскому теннисному туру не хватает ее взвешенной комбинационной игры (вот где Кузнецова редко отходила от плана) с железобетонной защитой и взрывным бэкхендом. Позднее в похожем стиле на корте всех громила только экс-первая ракетка мира из Австралии Эшли Барти, завершив-шая карьеру в 2022-м. Сходимся на мысли, что сегодня традиции игры Светланы продолжает уже упомянутая Диана Шнайдер, в этом сезоне максимально близко подобравшаяся к десятке лучших теннисисток планеты. Что по пар-ням? «Если выбираем по внешности, то Джейк Дрейпер и Лоренцо Музетти. Они и красавчики, и играют отлично, — не менее серьезно продолжает свои аналитические выкладки о современном теннисе бывшая вторая ракетка мира. — Но самый главный фаворит, за которого я всегда болею, — Карлос Алькарас».
Золотой мальчик Карлос или Карлитос, как его все называют, — теннисный феномен с обезоруживающими улыбкой и кроссом справа, недавно отметивший 22-летие. К своим годам он успел завоевать четыре Больших шлема и побывать самой молодой первой ракеткой за всю историю, но для Светы важно еще и то, что он испанец. Именно у него на родине она состоялась как спортсменка и до сих пор является открытой последовательницей именно испанской системы тренировок. «Мне было 13, когда я переехала в Барселону. Это был не мой осознанный выбор, но папе было очевидно, что для полноценного развития молодой спортсменки ну жно уехать в другие условия», — рассказывает Светлана, родителям которой действительно можно довериться в таком вопросе. Отец — Александр Анатольевич, великий российский тренер по велоспорту, подготовивший семь олимпийских чемпионов. Мама — не менее знаменитая шестикратная чемпионка мира в индивидуальном велоспринте Галина Царева. Именно она и отправилась в Европу помогать дочери, следить за ее первыми детскими матчами, выглядывая из-за забора. И плакала, если выиграть не удавалось. Чтобы мама так не расстраивалась, Света изо всех сил стремилась подтянуть свою статистику.
«В Испании я полюбила теннис, это самое главное. Если в Петербурге меня уничтожали и открыто говорили, что я никогда не заиграю, то там меня хвалили даже за самые незначительные победы. Для любого ребенка это критически важно, — вспоминает Кузнецова. — Поэтому, когда сегодня ко мне на консультацию приходят родители и первым делом сообщают, под каким номером в рейтинге стоит их юниор, я отвечаю, что мне все равно, какой рейтинг у спортсмена до 13 лет. В этом возрасте самое важное — сохранить интерес к теннису, потому что дальше ребенку действительно нужно начинать пахать по-настоящему. А если вы уже упахались, устали и вымотались, потеряли желание играть, на какой прогресс мы можем рассчитывать? Это самая распространенная ошибка».
В 17 лет на турнире в Хельсинки Света выиграла свой первый титул WTA, ворвалась в топ-100 мирового рейтинга — и началось. Двумя годами позже Кузнецова впервые стала чемпионкой турнира Большого шлема, в финале US Open в двух сетах обыграв соотечественницу Елену Дементьеву. К слову, свой первый гранд-слэм Карлос Алькарас выиграл в 19 и тоже на Открытом чемпионате США. «В тот момент я не особо отдавала себе отчет, что сделала что-то из ряда вон выходящее. Ну выиграла. Hy US Open. Какой там следующий турнир? Давайте дальше, — рассказывает Светлана. — Так проходили годы. Я тренировалась по шесть часов в день, играла по 35 турниров в сезон и жизни за пределами корта особо не видела».
К 2008-му, за шесть лет в туре, Светлана Кузнецова окончательно освоилась среди элиты мирового спорта, выиграла еще один Шлем (в 2005 году вместе с австралийкой Алисией Молик они стали чемпионками в парном соревновании на Australian Open) и имела в активе девять одиночных титулов WTA. «Мне было только 24, но я дико устала от теннисного графика. Плюс я все время была одна — на корте, в самолете по дороге на новый турнир. Друзей у меня особо не было. Все-таки какими бы гениями в теннисе ни были испанцы, их образ жизни и менталитет мне категорически не подходили, и я приняла решение сменить базу и уехать», — объясняет Света; в тот момент она особо не понимала, где сможет обосноваться. Решение пришло, откуда Кузнецова его ждала меньше всего. Московская приятельница пригласила ее между турнирами прилететь в столицу: походить по ресторанам, посмотреть на людей, просто отвлечься.
Здесь стоит оговориться: прожившая 11 лет в Европе Светлана что в родном Питере, что в Москве чувствовала себя абсолютно чужой. Она даже спокойно играть здесь никогда не могла и не любила. «Но в тот мой приезд что-то поменялось. Может быть потому, что было лето?Но я вдруг словила ощущение дома в городе, в котором никогда не жила до этого. Тогда я и решила, что попробую остаться здесь жить, — очень спокойно рассуждает Света с позиции сегодняшнего дня, когда уже понятно, что и эта ее шалость тоже удалась. — Оставался вопрос, как организовать главное — тренировочный процесс, ведь я в Москве почти никого не знала». Несмотря на то что Александр Анатольевич со всем свойственным ему отцовско-тренерским авторитетом попытался настоять на переезде дочери «домой в Питер», она нашла нового наставника в столице. Так в жизни Кузнецовой появилась Ольга Васильевна Морозова, с которой они так ударно поработали, что у же на следующем грунтовом сезоне Светлана сначала выиграла престижный турнир в Штутгарте (тот самый, где вместе с кубком и банковским чеком победитель получает новый Porsche), а следом и «Ролан Гаррос», свой второй одиночный Шлем. «С точки зрения спортивной базы Москва безусловно была понижением планки по сравнению с тем, к каким тренировочным условиям на тот момент я привыкла, но эмоционально здесь я переживала колоссальный рост».
Еще 13 лет и девять титулов WTA Светлана Кузнецова по-прежнему не планировала менять место основной прописки, хотя скептиков хватало. Но к лету 2021 года количество не вылеченных до конца травм перевалило за критическое число, и, уступив в первом круге Уимблдона квалифаеру Лесли Керкхове (не у каждого спортсмена бывает звездный час, у Лесли он был таким), она взяла отпуск по уходу за собой и полетела в Москву восстанавливаться и лечиться. Сейчас она не может поверить, что прошло целых четыре года, смеется, что время вне тура летит незаметно. Но если учесть, сколько всего со Светой происходит в ее новой жизни, становится понятно, почему следить за часами не всегда получается. «Перестроиться на новый режим я смогла не сразу. Это сейчас я наконецнаучилась просыпаться в 8 или 9 утра, а еще прошлым летом могла приехать в Лужники в 6 часов и поразиться тому, что вообще-то парк еще закрыт», — не без иронии рассказывает она. Сегодня, кроме гольф-поля, парков и врачей (курс терапии для травмированной ноги, иглоукалывание и УЗИ — для ретравмированной ягодицы; более-менее удалось восстановить только прооперированный палец на ноге, хотя ходить на каблуках все равно еще трудно), Кузнецова регулярно посещает городские стройки. С недавних пор московский Департамент транспорта доверил ей у частие в строительстве и управлении зонами тенниса, сквоша и падела в новом спортивном центре на территории старого стадиона имени Мягкова, что напротив гостиницы «Космос». Помимо модного ракетлона, на 14 тысячах квадратных метров, с олимпийским размахом, разместятся хоккейный каток, футбольное поле, зал для борьбы и другая спортивная инфраструктура. На совести Светы не только подбор и подготовка команды тренеров, но и консультирование по строительным вопросам: объекты для будущих атлетов из Дептранса должны быть созданы по всем стандартам большого спорта.
«Это огромная работа, предполагающая собрания, встречи с узкоспециализированными экспертами, бесконечные зумы, расчеты и согласования. График 5-дневный, но строится в приоритетном порядке, сидеть в офисе с 9 утра до 6 вечера не требуется», — добавляет Светлана, в жизни которой появление деловой рутины означает еще и абсолютно зеленый свет для легального обновления гардероба. Не то чтобы ее кто-то ограничивал в шопинге, скорее, она сама сегодня старается привить себе более разумное потребление.
Оношения Кузнецовой с модой, как принято говорить в спорте, имели свои взлеты и падения. «У нас в семье никогда не было принято покупать дорогие вещи — зачем нужны кеды Prada, если можно обойтись Levi's? Поэтому мне потребовалось какое-то время, чтобы разрешить себе тратить деньги на одежду, — говорит Света, сидящая передо мной в светлых брюках, футболке и бежевом бомбере с крошечной надписью Walk of Shame. — Был период, когда я гналась за брен дами и совершенно не понимала, что мне и дет, а что нет. Тогда я была немного крупнее и могла купить вещь, если она просто на меня налезала. Gucci так Gucci, как это выглядит в реальности, я не до конца понимала». Когда же наша героиня перебралась в Москву, в ее штате появилась должность стилиста, и проблема с подбором гардероба постепенно сошла на нет. Сегодня она носит Max Mara, Celine, Saint Laurent; из российскихбрендов ей нравятся «1811» и, как мы уже поняли, Андрей Артемов, то есть Walk of Shame. Собственно, с прошлого сезона Кузнецова и сама создает одежду. Всему виной глава Bosco di Ciliegi и модный визионер со стажем Михаил Эрнестович Куснирович, пригласивший нашу героиню придумать дроп Bosco Tennis Club x SVET by Svetlana Kuznetsova.
«Разумеется, как отличница я постаралась максимально погрузиться в процесс, — улыбается Светлана. — И сразу поняла, что не могу опираться исключительно на представление, в чем бы хотела играть я сама. Все-таки у Bosco есть своя преданная аудитория, состоящая в том числе и из целых семей. Поэтому наши вещи должны были идеально сидеть на разных фигурах, на людях разных возрастов». Так и получилось: первая совместная коллекция уже давно распродана, вторая капсула вот-вот поступит в продажу, а работа над третьей уже началась. Присоединившись к BoscoFamily, наша героння постепенно вводит новые «семейные» традиции. Одной из них стали закрытые просмотры больших теннисных финалов, где Света в компании друзей и клиентов Bosco выступает и комментатором, и инсайдером. А вместе с «А-Клубом», придуманным Альфа-Банком для своих самых-самых клиентов, они уже дважды летали в Париж на финалы «Ролан Гаррос». «Если честно, то, прилетев на этот турнир чуть ли не впервые в роли зрителя, я испытала сложные чувства. Особенно на женском финале, — признается чемпионка образца 2009-го. — Оказывается, на корте Филиппа Шатрие (главной арене турнира, вмещающей более 15 тысяч зрителей. — Прим. U) столько людей! Будучи действующей спортсменкой, каждый матч на нем я настраивала себя не отвлекаться и воспринимать трибуны как баннеры».
Под конец между оплатой счета за два чайника молочного улуна (а также четыре крошечных пирожных) и прощанием мы вскользь касаемся темы, которая Светлане Кузнецовой так надоела, — когда она планирует официально закончить теннисную карьеру. Я так понимаю, просто не пришло подходящее время?
«Да. С одной стороны, прощание — это номинальная история, которая ни на что в моей жизни не повлияет. Кроме то-го, что WTA начнут выплачивать мне мою спортивную пенсию, — улыбается Света, которая 27 июня отметит свое 40-летие. — С другой, этот факт мне еще предстоит принять внутри себя. Все-таки в 7 лет я взяла в руки ракетку и с тех пор почти каждый день бью ею по мячу. Я отдала слишком много своей жизни этому спорту и просто так сказать ему "до свидания" пока не могу. А может, я еще сыграю?».
Фото: Ирина Кузьмина/ @kuzminairina Видео: Анастасия Бузова/@anastasiabuzovaph Стиль: Эльмира Тулебаева/ @elleforelle Креативный директор: Юрате Гураускайте/ @gurauskaite Фэшн-директор: Марина Гесс/ @_marinakobrina Арт-директор: Денис Ковалёв/ @deniskovalev.art Мейкап: Эльза Цеденова/ @elza.tsedenova Прическа: Светлана Шайда/ @s_shayda Продюсер: Ольга Закатова/ @olga__zakatova Координатор: Мария Фомичева/ @maryfomicheva Ассистент фотографа: Марк Торпан/ @mark_torpan Ассистент стилиста: Федор Иванков/ @obegrania Ассистенты продюсера: Елизавета Кондакова/ @kondakovali_ Максим Пушмин/ @mpd_zotch