Найти в Дзене
Йулли Ми

Святая Трахамунда

Картина «Санта Трахамунда» Урбано Лугриса Гомеса – это фрагмент крупной фрески, которая когда-то украшала часовню ныне несуществующего Санатория Альварес в Сантьяго-де-Компостела. 

На сохранившемся фрагменте трое святых, но речь сегодня пойдет о Святой Трахамунде. 

Фрагменты фрески (1957 г.) с тремя святыми в музее Понтеведра
Фрагменты фрески (1957 г.) с тремя святыми в музее Понтеведра

Здание санатория, стены которого украшала фреска, либо было снесено, либо перепрофилировано, а фреску  перенесли в другое место. Сейчас ею можно полюбоваться в музее Понтеведре.

Будучи галисийским художником, Лугрис Гомес часто обращался к местным мифам, легендам и историческим личностям в своих работах.

Санта Трахамунда – это святая, почитаемая в Галисии (северный регион в Испании) особенно в районе Понтеведры. 

Фрагмент фрески из музея Понтеведры
Фрагмент фрески из музея Понтеведры

Её жизнь известна в основном по легенде, передававшейся из поколения в поколение.

Трахамунда была монахиней из монастыря Сан-Мартин на острове Тамбо в период раннего Средневековья.

Во время мусульманского вторжения на Пиренейский полуостров (в VIII–IX веках) она была похищена и увезена в Кордову, тогдашнюю столицу халифата. В Кордове её пытались заставить отказаться от христианской веры и присоединиться к гарему. Однако Трахамунда оставалась непоколебимой в своей вере, за что её подвергли пыткам и заключили в тюрьму на одиннадцать лет.

Легенда гласит, что 23 июня она горячо молилась Богу о том, чтобы на следующий день, в день Иоанна Крестителя, оказаться в Пойо (Галисия). Ей явился ангел, который дал ей пальмовую ветвь, с помощью которой она чудесным образом перенеслась обратно в Галисию.

Прибыв в Пойо, она посадила эту пальмовую ветвь около монастыря Сан-Хуан-де-Пойо, где она проросла и, как утверждается, просуществовала до XVI века. Её могила находится в часовне этого монастыря.

Санта Трахамунда считается покровительницей «морриньи» (тоски по дому, ностальгии) и эмигрантов, что очень символично, учитывая её собственную историю вынужденного отъезда и чудесного возвращения. 

Фрагмент фрески «Святая Трахамунда» в музее Понтеведры
Фрагмент фрески «Святая Трахамунда» в музее Понтеведры

Эта картина представляет собой интересный пример того, как Урбано Лугрис Гомес интегрировал местные религиозные и культурные мотивы в свой уникальный сюрреалистический стиль, создавая произведение, которое одновременно являлось частью архитектурного пространства и самостоятельным художественным объектом.

Лугрис Гомес был в значительной степени самоучкой, богемным и анархичным художником, иллюстратором и муралистом. Его живописные работы отражают пристрастие к морской тематике, передавая подробный, идеализированный и сказочный мир. 

Морская легенда (год не известен)
Морская легенда (год не известен)

Лугрис Гомес известен своим уникальным стилем, который сочетает в себе элементы сюрреализма с галисийской мистикой.

Морская фантазия, 1944 г
Морская фантазия, 1944 г

Он воссоздавал мифы и легенды, приключения на кораблях, затерянных под водой, и фантастические повествования.

Погруженный храм, 1946 г.
Погруженный храм, 1946 г.

Он был мастером деталей, создавая сложные и многослойные композиции. 

Как и многие его работы, «Санта Трахамунда» глубоко укоренена в культурном и духовном наследии Галисии, а использование местной святой подтверждает эту связь.

Как вам работы этого художника? Мне очень понравились фрески в стиле сюрреализм😍