Художники нередко шокируют нас своими картинами, но порой еще больше шокируют своими характерами. Скандальные, несдержанные, резкие, они оставили след не только в истории искусства, но и в сердцах и жизнях тех, кто имел с ними дело. В этой статье вы узнаете четыре громких имени и четыре непростых судьбы: Верещагин, Поллок, Фрейд и Микеланджело. Почему даже Папа Римский боялся одного из них…
Антивоенный настрой картин Василия Верещагина известен многим. Некоторые источники утверждают, что в 1901 году художник даже выдвигался на первую Нобелевскую премию мира. Правда, документальных подтверждений этому нет - Нобелевский комитет держит такие данные в секрете полвека, и путаница вполне могла возникнуть из-за публикаций в тогдашней прессе. Тем не менее, заслуги Верещагина в деле мира очевидны. А вот в повседневной жизни он был человеком не столь миролюбивым: выходя из дома, он часто прихватывал с собой револьвер, и острое словцо у него находилось всегда.
Художник обладал взрывным темпераментом и практически постоянно с кем-то конфликтовал - с преподавателями, офицерами, критиками и даже коллекционерами. Однажды он признался в письме критику Владимиру Стасову, что при определенных обстоятельствах может “и в рожу дать”. Сам себя он называл “лейденской банкой” - так называли старинный конденсатор, аккумулировавший заряд до момента резкого разряда. Людям, окружавшим его, оставалось лишь мириться с его скверным нравом.
Американский живописец Джексон Поллок - ключевая фигура абстрактного экспрессионизма - тоже был человеком весьма нелегкого нрава. Его новаторская техника заключалась в том, что он разливал краску по холсту, разложенному прямо на полу. Что же касается горячительных напитков - тут Поллок применял совершенно другой “метод”, не ограничиваясь в количестве. Он регулярно попадал в передряги и скандалы, его исключали из школ за драки, а к тридцати годам он стал хроническим алкоголиком, прошедшим психиатрическую клинику и курс психоанализа.
Тем не менее, лучшие свои картины Поллок создавал именно в периоды трезвости. Тогда он работал с невероятной продуктивностью, с раннего утра и до поздней ночи продолжая творить. Но надолго его не хватало: так или иначе он возвращался к стакану. В августе 1956 года, будучи в нетрезвом состоянии, он разбился на машине, унеся с собой жизнь пассажирки. Биографы полагают, что у него был шанс избежать трагедии, но он сознательно не свернул с дороги.
Если уж говорить о темпераментных художниках, нельзя не упомянуть внука Зигмунда Фрейда - Люсьена. В 11 лет он переехал из Берлина в Лондон и вскоре стал грозой школы: занимался буллингом одноклассников, потому что они не понимали немецкий. Однако исключили его не за это, а за весьма откровенное поведение - он пробежал по школьному двору нагим, выиграв пари.
Став известным живописцем, Фрейд остался верен себе: много пил, водил дружбу с сомнительными личностями, не терпел вмешательства в личную жизнь. Когда журналист попытался написать его биографию, к нему пришли крепкие парни с убедительной просьбой этого не делать. О точном количестве детей художника до сих пор спорят - от 14 до 40. Внимательным отцом Фрейд не был: его дочь Эстер вспоминала, что единственный способ поговорить с отцом - это позировать ему обнаженной.
Обидчивость у Люсьена была поразительной: однажды, когда галерист закрыл выставку на пару дней раньше срока, он обнаружил в своем почтовом ящике весьма специфическую посылку. Даже скандально известный Фрэнсис Бэкон на его фоне казался примером воспитанности.
И, наконец, Микеланджело. Его ученик Джорджо Вазари описывал великого мастера как человека, подвергавшегося в детстве постоянному прессингу со стороны семьи. Будущего гения не поддерживали, профессия художника считалась непрестижной. Это, безусловно, наложило отпечаток на характер Микеланджело. Он был отстраненным, мрачным и предпочитал уединение шумному обществу. Его образ жизни можно было назвать почти аскетичным: он работал сутками напролет, практически не ел, и спал в рабочей одежде, не снимая даже сапог.
Микеланджело был не только гением, но и весьма язвительным человеком. Он не стеснялся критиковать Леонардо да Винчи и Рафаэля, а в молодости даже подрался со скульптором Торриджани - тот не выдержал словесной дуэли и сломал Микеланджело нос. С тех пор тот считал себя безобразным. Он то впадал в гордыню, называя себя непревзойденным мастером, то предавался самоуничижению.
Даже Папа Римский Лев X, впечатленный его работами, однажды признался: “Он страшен… С ним невозможно иметь дело”. И в этом был весь Микеланджело - творец, гений, от которого исходила не только сила искусства, но и личная буря, не стихавшая до конца его жизни.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.