Найти в Дзене

Как шведский Saab унизил весь современный автопром (и почему я до сих пор в шоке от «Талладеги-1996»)

Вас когда-нибудь выбрасывало на скорости за 200 км/ч с трассы — и выживали даже двери? Нет? Тогда пристегнитесь: сейчас покажу, на что была способна настоящая инженерия, когда машины строили не ради мерцающих дисплеев, а ради бессмертия. Где сейчас ваши любимые “современные автомобили”? Те самые, что обещают автопилотов, массаж простаты и виртуальных ассистентов? Позвольте мне вам кое-что напомнить: двадцать девять лет назад, когда в рекламе было просто “машина, заводи и едь”, парни из Saab решили доказать всему миру — выносливость и честность железа еще не вымерли. Да-да, это не байка с форумов, а факт — целых 8 дней подряд шведские ребята не просто гоняли, а буквально пытались убить серийные Saab 900 Turbo на овальном кольце в американской Талладеге. 100 000 километров, больше 200 км/ч, педаль в пол — и всё это на обычных “гражданских” машинах. Вам не слышится. Давайте задумаемся: 100 000 км — это два с половиной кругосветных путешествия по экватору. Колеса менялись каждые 4 часа, го
Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вас когда-нибудь выбрасывало на скорости за 200 км/ч с трассы — и выживали даже двери? Нет? Тогда пристегнитесь: сейчас покажу, на что была способна настоящая инженерия, когда машины строили не ради мерцающих дисплеев, а ради бессмертия.

Талладега. За 21 день 100000 километров на средней скорости 213,299 км/ч. Марафон, который никто бы сегодня не выдержал

Где сейчас ваши любимые “современные автомобили”? Те самые, что обещают автопилотов, массаж простаты и виртуальных ассистентов? Позвольте мне вам кое-что напомнить: двадцать девять лет назад, когда в рекламе было просто “машина, заводи и едь”, парни из Saab решили доказать всему миру — выносливость и честность железа еще не вымерли.

Да-да, это не байка с форумов, а факт — целых 8 дней подряд шведские ребята не просто гоняли, а буквально пытались убить серийные Saab 900 Turbo на овальном кольце в американской Талладеге. 100 000 километров, больше 200 км/ч, педаль в пол — и всё это на обычных “гражданских” машинах. Вам не слышится.

Давайте задумаемся: 100 000 км — это два с половиной кругосветных путешествия по экватору. Колеса менялись каждые 4 часа, гонщики каждые 2 часа, с 8 часовым перерывом на сон.

Средняя скорость в 213 км/ч — это далеко за пределами обычных представлений о "дальних поездках" даже для мощных автомобилей на автобанах. Всё время — в движении, всё время — на пределе возможностей техники и человеческой выносливости.

Что произошло там, где современные машины даже не стартуют

Картинка: на старте — обычные Saab 900 Turbo, только с конвейера. В салоне — испытатели, рядом журналисты, даже представители Книги рекордов Гиннеса. Они не уехали пить кофе: они действительно собрались наблюдать, когда и как сдадутся моторы и остовы.

8 суток. 24/7. Максималка — 247 км/ч, двигатель на пределе, тахометр дрожит. Команда работает посменно, трасса не пустеет ни минуты.

“Подует ветер — и сейчас посмотрим, остался ли от Сааба пепел”

Ты ожидаешь, что всё кончится типичной инженерной драмой: “лёгкая усталость металла”, “мелкие поломки”… А вот и нет! Одна из машин вылетает с трассы на бешеной скорости, три раза кувыркается и срывается в отбойник. В любой другой машине — от пилота осталась бы грустная обложка.

Что же сделал Saab?

  • Кузов не развалился
  • Двери открылись без фокусов
  • Подушки сработали
  • Водитель жив и даже не в реанимации

Остальные — финишируют гордо и невозмутимо.

Проблемы? Побитый пыльник привода, лобовуха и пара шин “ушли в закат” от перегрева. Напоминаю: 100 тысяч километров! Сколько “новых” машин при такой нагрузке просто затащили бы обратно в салон — вопрос риторический.

“Ну так это были шведы, а потом всё испортил GM!” — а не тут-то было

Знаете, сколько раз я это слышал: “Saab умер, когда слился с GM, стал опелевской жвачкой…”? Смею вас разочаровать.

В 2003 году уже “после слияния”, российское представительство GM берет на Дмитровском полигоне три Saab 9-3 — магазинные, не заточенные под рекорд. Ровно сутки, средняя скорость заезда — 220+ километров в час.
Итог: ноль технических проблем. Масло двигатели не выпили даже на жажду. Шины и стекла все на месте. Так делают “одноразовые” машины?

Настоящий автомобиль ≠ больше дисплеев на панели

Всё, что сейчас подаётся как “будущее”, вызывает у меня здоровый скепсис.

  • Полторалитровые турбо-ведра
  • Масло с консистенцией воды
  • Ремонт “всей машины” раз в 10 тысяч
  • Китайские покрышки, из которых хочется сделать только бассейн для детей

Давайте честно: вы верите, что кто-то из современных “умных” авто выдержит марафон в стиле Талладега? Или выдержат только вечный перебор маслосъема и “невозможность воспроизвести проблему на сервисе”? Вопрос риторический.

Кто настоящий — тот, кто живёт под дисплеями, или тот, кто стал легендой?

Мой опыт прост: опции не делают машину надёжной. Её делают такой упорство, честность инженерии и — простите за пафос — характер.

Не верите? Ладно, соберёмся через 30 лет. Посмотрим, кто доедет хотя бы до трассы без телеги эвакуатора.

А теперь — ваша очередь:

Что для вас важнее: "быть первым с автопилотом", или иметь железо, которое не сдуется при первом же испытании? Есть опыт с вечными машинами — или уехали на роботе-маятнике? Давайте обсудим! Пишите в комментариях — чья легенда побеждает?