Найти в Дзене

Железная дорога Тихвин - Будогощь - Чудово - Веймарн. Самый засекреченный из неосуществленных проектов рокадных дорог

В конце тридцатых годов двадцатого века в СССР приняли решение строить военно-морскую базу "Ручьи" на Балтийском море. Туда хотели перевести флот из Кронштадта. База в Лужской губе была более приближена к будущим военным действиям, и её легче было снабжать, чем островной Кронштадт. А ещё здешнее побережье обладает редкой для Финского залива особенностью – сразу идут большие глубины. Свежепостроенный порт «Усть-Луга» возник в этих местах именно по этой же причине – из-за глубин у самого берега.

Надо сказать, что к началу Великой Отечественной войны крупнейшая военно-морская база была практически выстроена, а с ней заодно был построен и небольшой закрытый город. Он носил условное название Объект 200, или Комсомольск-на-Балтике. Иногда его ещё называли Второй Кронштадт.

-2

К сожалению, судьба базы и города сложилась бесславно и бездарно. В начале войны высшее командование медлило с приказами, в результате оборону "Второго Кронштадта" так и не смогли организовать. В итоге он был тупо взорван. Точных данных о том, кто именно отдал приказ об уничтожении новой ВМБ «Ручьи», нет. Однако логично предположить, что решение о ее ликвидации было принято на самом высшем уровне. Объекты ВМБ «Ручьи» и ее жилого городка взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать, объектов было много и сделаны они были на совесть. 31 августа 1941 года на территории «Строительства-200» вспыхнул большой пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка.

-3

Полуразрушенные здания и сооружения «Второго Кронштадта» еще долгое время стояли на берегу Лужской губы. Затем постепенно они были разобраны жителями окрестных деревень для строительства домов и хозяйственных объектов.

-4

Но до сих пор сих пор среди леса можно еще встретить гражданские строения тех времён. Мы, к сожалению, до домов не дошли, поэтому даю фотографию авторства Павла Мирошниченко.

-5

А вот так выглядели развалины в лесу в 60-х годах прошлого столетия.

Но вернёмся к железной дороге, озвученной в заголовке поста. Для снабжения Комсомольска-на-Балтике, а также войск, которые по плану были должны воевать с Эстонией, было принято решение о постройке отдельной железной дороги протяженностью 295 километров. Строили её в условиях повышенной секретности, в обход населенных пунктов.

-7

Одновременно ходила версия, что строится рокадная железная дорога для снабжения войск на случай войны с Финляндией. Такие дороги принято строить вдоль реальной или предполагаемой линии фронта. В реальности так оно и случилось - участок Дивенская - Чудово для этих целей использовали немцы, а участок Будогощь - Тихвин - советские войска.

-8

Железная дорога проходила вблизи следующих существующих в настоящее время населенных пунктов: станция Веймарн (железнодорожная линия Санкт-Петербург—Таллинн), поселки Большая Пустомержа, Ястебино, Котино, Курск, 46-й километр, Реполка, станция Дивенская (линия Санкт-Петербург—Луга), платформа 72-й км (линия Санкт-Петербург—Дно), станция Еглино (линия Санкт-Петербург—Новгород), станция Чудово (линия Санкт-Петербург—Москва). Новая, Грачево, станция Будогощь (линия Мга—Красный Холм) и далее по существующей железнодорожной линии до станции Тихвин.

Фото Наталья Сорокина
Фото Наталья Сорокина

Дорога должна была пересекать два крупных шоссе: Ленинград-Москва и Ленинград-Киев. До сих пор на Киевском шоссе можно увидеть опоры моста, сохранившиеся с тех лет. К слову, я долгое время думала, что это остатки какой-нибудь памятной арки.

-10

Также эта железная дорога пересекала реку Волхов и ряд более мелких рек (Херевица, Вруда, Лемовжа, Оредеж, Еглинка, Тосна, Тигода, Ровань, Любунька, Воволь, Пока, Оскуя, Ингорь, Поросоловка, Хвощная и другие). Это указывает на довольно сложные условия строительства. Да ещё и местность в тех местах сильно заболочена.

-11

Даже на советских топографических картах дорога не всегда была отмечена, хотя есть карта 1941 года, на которой трасса нанесена, как строящаяся. Фотографий стройки по причине секретности в инете нет. Но эта железная дорога упоминается также в отдельных воспоминаниях. Так, согласно опубликованных в сети Интернет ссылок на воспоминания Д.Я.Барнаулова, строительство вело "строительство №75 НКПС", строили не заключенные НКВД, а комсомольцы. До войны строили по 200 метров в день, после начала войны начали строить по километру в день. На строительстве было задействовано 40000 человек со всего СССР.

-12

Станции были не привязаны к деревням и часто носили отвлеченные названия. Такая трасса позволяла не только сохранить стройку в секрете, но и усложнить наблюдение предполагаемыми шпионами за перевозками по таковой. С секретностью удалось преуспеть. Немцы узнали о дороге только когда фронт к ней приблизился вплотную.

-13

К началу войны была отсыпана насыпь почти по всей длине, построены быки мостов. Уже после начала войны был закончен участок Веймарн-Сланцы постройкой моста через реку Луга. Во время войны под бомбежкой строили участок в районе Чудова. Строительство было остановлено до сентября 1941 года.
Трасса дороги на немецкой карте 1943 года:

-14

После окончания Великой Отечественной войны строительство дороги не было продолжено, так как дорога не решала народно-хозяйственных задач и ее строительство не было обусловлено потребностями экономики региона. А решения о возобновлении строительства главной военно-морской базы в Лужской губе после окончания Великой Отечественной Войны на уровне руководства Советского Союза принято не было (в связи с возможностью использовать существующие военно-морские базы в Прибалтике: Палдиски, Таллинн, Лиепая / Либава).

-15

Сейчас из всей трассы используется только участок Будогощь-Тихвин. Эта дорога помогла Красной армии при освобождении Ленинграда, а после освобождения на какое-то время стала частью дороги Москва-Ленинград до восстановления основной ветки. Возможно, этот исторический факт спас участок от разборки впоследствии, ибо путь из Тихвина в Будогощь не готов к приему тяжелых грузовых поездов, а пассажиров там не очень много.

Фото Д.Еськова
Фото Д.Еськова

Остальная дорога в лучшем случае представляет собой лесные дороги, проложенные по бывшей насыпи. Вот, например, фото из Википедии. Это пересечение насыпи недостроенной железной дороги Веймарн - Чудово с насыпью разобранной узкоколейной железной дороги Дружная Горка - Старое Болото.

-17

Именно по такой дороге мы шли три километра, дабы взглянуть на быки железнодорожного моста через реку Ингорь.

-18

Начинается дорога недалеко от посёлка Будогощь. До точки N 59 16.955 E 032 21.804 может доехать любой автомобиль, а если преодолеть поганое место с гатями, то можно ещё проехать километра полтора. Последний участок метров в пятьсот до точки N 59° 16.573 E 32° 19.216 преодолеваем только на подготовленном внедорожнике.

-19

Опоры моста определённо стоят, чтобы на них посмотреть. Это самый сохранившийся артефакт так и не построенной дороги.

-20

Быки сложены из больших гранитных блоков. Удивительно качество отделки и сохранность опор моста - как будто их делали не в 1930-е годы, а ещё до революции.

-21

Опоры сохранились ещё и на реке Оскуй недалеко от одноименного посёлка (N 59° 15.902 E 32° 06.216).

-22

Тоже в идеальном состоянии, хорошо всё-таки строили в тридцатые годы - что сталинские высотки, что метро, что железные дороги.

-23

Также можно дойти или доехать на велосипеде от одного «моста» до другого по бывшей насыпи, это пять километров в одну сторону. У велосипедистов это весьма популярный маршрут. Только зверья дикого тут много ходит, в том числе и медведей. Мы тоже кого-то видели, но издалека и мелкого.

-24

Другие участки этой недостроенной железнодорожной линии не так хороши, как этот: где-то это полностью заросшая насыпь, где-то разбитая лесовозами жижа, где-то её вообще не найти. Лишь иногда встречается хорошая грунтовка или неплохая лесная дорога. Мы с этой дорогой пересекались, когда ходили к Мама-камню, что недалеко от посёлка Новинка Гатчинского района.

-25

На современных картах трасса железной дороги представлена в виде лесных дорог и просек, реже в виде дорог с твердым покрытием, а то и совсем пропадает. Но пройти её всю целиком было бы, конечно, очень интересно.
Участок несуществующей железнодорожной ветки ближе к Веймарну:

-26

И, наконец, уже перед Веймарном на реке Хревица рядом с деревней Ястребино можно увидеть руины железнодорожного моста N 59° 22.386'E 28° 57.150'. Руины заросли и на фотографии практически не видны из-за зарослей.

-27

На левом берегу руины сохранились получше, но мы сдуру пошли по правому и к тому же шли вдоль реки через непролазные заросли. И идти-то там всего метров триста, но мы огребли по полной. На обратном пути поступили умнее, поднялись по склону и шли по высокой насыпи вдоль реки, такой путь на порядок легче. Только осталось загадкой, почему насыпь идёт вдоль реки? И на другом берегу вроде как есть такая же параллельная реке насыпь. А сама Хревица в этих местах изумительна чиста и напоминает быстрые сибирские речки, какие мы видели прошлым летом в Ергаках.

-28

Конкретно на территории Ястребино строительство дороги проходило с 1938 по 1941 годы. Стройка велась силами вольнонаемных, во всяком случае нет данных о привлечении заключенных. Линия представляла собой однопутную железнодорожную линию на паровозной тяге с жезловым способом сношений. Дорога от Веймарна проходила через деревни Пустомержа, Торма, Ястребино, Шуговицы, Котино, Яблоницы, Красный Луч и шла далее в сторону Сабска.

-29

Во время Великой Отечественной войны по реке Хревица проходила линия обороны. С 11 по 15 августа 1941 года в районе станции Молосковицы произошло одно из самых крупных танковых сражений в ходе битвы за Ленинград. Четыре дня наши сдерживали наступление превосходящих сил противника, но всё же отступили. Железнодорожные пути при этом были разрушены с помощью специального агрегата, а железнодорожный мост в деревне Ястребино был взорван.

-30