Начнём с того, что я хорошо знаком и с первоисточником – одноимённой книгой Бориса Васильева, и с экранизацией 1995 года «Я – русский солдат», поэтому повороты сюжета для меня сюрпризом не стали, в отличие от молодых зрителей, которые смотрели фильм «с чистого листа» и написали презрительные отзывы типа «старшина с гранатами бросился на немцев – авторы пересмотрели индийских фильмов». Все претензии к Васильеву, мои юные друзья.
Лично я увидел неплохую экранизацию и неплохой фильм о войне. Тяжёлый фильм. Фильм 1995 года я смотрел давно, помню, что он вызвал у меня какие-то неправильные чувства, типа депрессии. Сейчас уже не могу сказать - почему, надо пересматривать, чтобы понять, что с ним не так.
При просмотре нового фильма не случилось чуда – когда душа сворачивается и разворачивается, но героям фильма сочувствуешь и сопереживаешь, а это уже немало, редкий современный фильм о войне может этим похвастаться.
Так что я не вполне понимаю многочисленные претензии зрителей, разместивших на киносайтах свои отрицательные отзывы. «Фильм – экшен, в нём много стреляют». На минуточку – это фильм о войне, в нём и должны стрелять! Что за странные претензии?
Своим читателям я рекомендую фильм к просмотру: на фоне бесчисленного числа современных киноподелок о войне он выглядит достойно.
Спасибо сценаристу за то, что бережно обошёлся с первоисточником. А ведь мог бы нагородить всякой чуши, которую модно нынче вставлять в фильмы: например, придумать какого-нибудь «репрессированного отца» главного героя и тому подобное.
Или «добрых немцев». Если честно, мне даже не нравится, когда в финале немецкие солдаты воздают Николаю воинские почести, тем самым показывая, что они тоже люди. Они пришли нас убивать, и любая симпатия к ним – преступление.
Поэтому для меня выглядит несколько странно эпизод, в котором Николай пощадил пленного немца на двадцать второй день боёв. Даже я, зритель, насмотрелся к этому моменту в фильме достаточно, чтобы у меня рука не дрогнула – что уж говорить о лейтенанте, у которого от рук вот таких «добряков» за короткое время погибло столько товарищей. Да и отпустить его, в конце концов, было глупостью – он с гарантией 100% привёл бы врагов к убежищу, в котором прятались Николай и его товарищи.
Опять в комментарии обязательно придёт какой-нибудь идиот, который заявит, что Машков заплатил мне за положительный обзор деньги. Лучше бы вместо него пришёл Машков с деньгами.
Вообще, что касается расхождений с книгой, подробный анализ провела одна зрительница на сайте «кино-театр.ру». Самое основное: в фильме отсутствует мощная сцена, когда Плужникову передают на хранение знамя. Ну и в фильме Плужников потерял зрение как-то вдруг. Мне тоже показалось, что финал несколько смазан.
Если мне что и не понравилось в фильме, так это всякие технические детали. Давайте, я их озвучу, чтобы быть объективным.
Первое. Очевидно, фильм снимали осенью, потому что 22 июня у персонажей идёт пар изо рта. Я смотрел этот фильм сегодня, 27 июня, на улице +35, и пар валит разве что из ушей. Поэтому пар на экране выглядит диковато, вполне можно было как-то от него избавиться.
Второе. Начало войны. Лейтенант безоружен, но даже не пытается поднять оружие, хотя вокруг стрельба: немцы убивают всех подряд! Вот прямо перед ним лежит труп немца с автоматом: но зачем лейтенанту автомат, верно? И он бежит дальше! И вообще, на протяжении всего фильма герои с презрением отказывались брать в руки трофейное оружие, пользуясь строго отечественным. Поддерживали производителя.
Война идёт уже минут пять. Лейтенант бежит в здание, где должны быть патроны. Женщина, находящаяся там, грустно говорит: «Патроны закончились, остались лишь пустые ящики!»
Закончились?! Когда успели?! Всё можно было исправить одной простой фразой: «Патронов нет!» Зачем нужны подробности про какие-то пустые ящики? Кто их опустошил?!
Итак, патронов нет. А те, что есть, каждый – на вес золота. И лейтенант бежит в атаку и садит из автомата впереди себя, не целясь, в белый свет, как в копеечку. Это выглядит, несомненно, эпично. Но он воюет или красуется перед камерой? Поэтому это выглядит странно. Ну, если бы бойцы бежали в атаку спиной вперёд, это бы вас удивило? Так и тут.
Создатели фильма явно смотрели фильм «Брестская крепость». И в «Брестской крепости» музыканты, играющие посреди неразберихи – это сильная сцена. А рукопашная атака с табуретками и сапёрными лопатками – вообще одна из сильнейших сцен в фильме. (Знатокам «малых пехотных лопат» я в очередной раз рекомендую отправиться в армию, подержать этот предмет в руках и из собственного опыта узнать, как его называют солдаты. А то приходят такие теоретики в комментарии, ещё и хамить себе позволяют).
Так что же насчёт музыкантов и лопаток? А тут они тоже есть. Начинается бомбардировка крепости, и почти одновременно с ней в крепость врываются немецкие солдаты и начинают всех подряд расстреливать. И вот в этой ситуации испуганно мечущаяся толпа с трубами в руках выглядит крайне глупо. Равно как глупо выглядят отдельные индивидуумы, пытающиеся выскочить навстречу немцам с лопатками в руках. Какая первая реакция в такой ситуации? Спрятаться от немцев и раздобыть оружие! Поэтому поведение отдельных персонажей из массовки вызывает вопросы.
Со взрывами в сцене, когда лейтенант выбегает наверх, авторы переборщили. Такое ощущение, что немцы напали на СССР с одной-единственной целью: взорвать лейтенанта Плужникова.
А использование режима слоу-мо конкретно в этом фильме ничем не оправдано. В «Сталинграде» это было ради красивых 3D-эффектов, здесь же изображение для чего-то замедляется, нам показывают почему-то медленно бегущих людей, потом же картинка восстанавливается.
Да, замечания есть, но они отнюдь не критичные, на них вполне можно закрыть глаза.
А, ещё одна забавная деталь. Роль старшего сержанта Федорчука играет Евгений Миллер, персонажей которого в разных сериалах я называю прозвищем «Печкинд».
И вот, в подвал к лейтенанту забредают два голодных красноармейца. Смотрю я на одного из них, и глазам не верю: это же Печкинд! А Федорчук к этому времени, так-то, погиб!
И тут я вспоминаю, что в титрах был ещё какой-то актёр по фамилии Миллер! «Ну», - думаю, - «Печкинд за собой в фильм протащил то ли брата, то ли сына! Нехорошо так делать, непрофессионально! Такое ощущение – один актёр две роли сыграл!»
Каково же было моё удивление, когда я узнал, что «другой Миллер» — это исполнитель главной роли, лейтенанта Плужникова. Так что это – простое совпадение!
Много претензий в отзывах я встретил относительно постера фильма. Мол, почему главный герой – Плужников, а на афише Владимир Машков в роли старшины? Ну, таковы законы рынка. Зрителя заманивают наиболее известным актёром. Честно ли это? Не знаю. В конце концов, персонаж Машкова – герой, почему бы его и не разместить на постере.
Ещё я прочёл странную претензию, мол, старшина погибает, а Машков продолжает читать закадровый текст. Странно, мне показалось, что закадровый текст читает Гармаш: за столько серий «Ленинграда 46» я его уже ни с кем не перепутаю.
Актёрские работы меня вполне устроили. Не знаю, мне фильм вполне понравился. Кидайте тапками, называйте проплаченным, я стерплю.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «В списках не значился» (2025).