Недалеко от Хабаровска, примерно в часе езды к северу, находится небольшое нанайское село Сикачи-Алян. Несмотря на крошечные размеры, оно обладает очень богатой и достаточно занимательной историей. Но прежде всего, свою известность село получило благодаря петроглифам.
Петроглифы (от др.-греч. πέτρος — «камень» и γλυφή — «резьба») — древние наскальные изображения, выбитые или нанесённые краской на камнях.
Нанайское село Сикачи-Алян расположено на месте древнего стойбища. Охотники и рыболовы, жившие здесь в глубокой древности, оставили память о собственной культуре в виде нанесённых на огромные базальтовые валуны изображений. Эти валуны не что иное, как результат интенсивной вулканической деятельности, происходившей здесь около 15 млн лет тому назад. Раскаленные каменные глыбы катились по склонам горного массива и остывали в водах Амура, образуя хаотичное нагромождение в прибрежной полосе. Затем природа в течение долгого времени сглаживала пористые каменные грани, подготавливая их, как своеобразные полотна, для нанесения загадочных образов и знаков, многие из которых до сих пор не поддаются расшифровке.
Ранние петроглифы относятся к неолиту (12-11 тысячелетия до н. э.) и были выдолблены каменными орудиями. Поздние петроглифы датированы 3 тысячелетием до н. э. и выдолблены уже железными инструментами.
Среди древних петроглифов можно разглядеть как простейшие геометрические узоры, так и личины (маски) и даже изображения животных. Некоторые из петроглифов можно увидеть, только тщательно обследовав камень.
Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период. Среди петроглифов встречается изображение мамонта, что говорит о том, что древние люди могли охотиться на них в здешних местах.
Петроглифы довольно разнообразны по сюжетам. Многие из них отображают древнейшие сюжеты мифологии: миф о сотворении мира, миф о перевозе теней умерших через реку забвения, миф-сказание о живой голове. Широко представлены изображения антропоморфных масок-личин, зверей (лошади, лоси, тигры, кабаны, волк и др.), водоплавающих и лесных птиц, змей, стилизованных лодок, концентрических окружностей и различных неопределенных знаков.
Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна — это композиция, выполненная на горизонтальной плоскости обособленно лежащего валуна, состоящая из фигуры лося, заполненная внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов, а также небольшого стилизованного изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя.
В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом. Копии отдельных петроглифов составляют экспозицию Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).
С 2003 года петроглифы внесены в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 2019 года имеют статус особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации.
Петроглифы – немые свидетели древней истории, застывшие в камне. Эти загадочные изображения, оставленные нашими далекими предками, открывают завесу в прошлое и рассказывают невероятные истории о жизни людей, населявших земли тысячи лет назад.