Вот ключевые факты об этом историческом снимке и технологии его создания:
- Технология: Гелиография (Heliography)
Название: Происходит от греческих слов "helios" (солнце) и "graphein" (писать, рисовать). Буквально — "солнцепись".
Процесс:
Материал: Ньепс использовал полированную оловянную пластину, покрытую тонким слоем битума Иудеи (природный асфальтовый лак, светочувствительное вещество).
Экспозиция: Пластина помещалась в камеру-обскуру, направленную из окна мастерской Ньепса на двор его усадьбы.
Действие света: Там, где свет попадал на битум, он затвердевал. В затененных участках битум оставался относительно мягким и растворимым.
Проявка: После очень длительной выдержки (по разным оценкам, от 8 часов до нескольких дней!) пластину извлекали и промывали смесью лавандового масла и белого нефтяного дистиллята (керосина). Этот раствор растворял незатвердевший битум в неэкспонированных (темных) областях, обнажая оловянную основу.
Результат: Получалось позитивное изображение: затвердевший битум образовывал светлые участки (где свет был сильнее), а обнаженное олово — темные (тени). - Что изображено на фотографии?
Снимок сделан из окна на верхнем этаже дома Ньепса.
На нем едва различимо видны:
Крыши соседних строений (сарая или голубятни).
Дымоход (самый заметный элемент, расположенный по центру в верхней части).
Дерево (груша?), возвышающееся слева от центра.
Стена (возможно, часть самого дома Ньепса) справа.
Небо занимает большую часть кадра.
Важно: Изображение очень тусклое, низкоконтрастное и зернистое. Рассмотреть детали без пояснений и определенного угла освещения сложно. Это не фотография в современном понимании, а скорее фотографическая гравюра. - Почему это "первая"?
Использование камеры: Ньепс фиксировал реальный вид "автоматически" с помощью камеры-обскуры, а не просто делал копию рисунка (хотя он экспериментировал и с этим).
Сохранившийся оригинал: Это самая ранняя из дошедших до нас фотографий, созданная с помощью камеры.
Технологический прорыв: Гелиография Ньепса была первым успешным методом фиксации реального изображения, полученного в камере, с помощью химического процесса. Хотя метод был непрактичным (очень долгая выдержка), он заложил фундамент для фотографии.
(Примечание: Были и более ранние эксперименты с фиксацией изображения (например, Томас Веджвуд и Хамфри Дэви около 1800 г.), но им не удалось сделать изображение устойчивым, и ни один из этих снимков не сохранился). - Судьба снимка:
Оригинальная оловянная пластина хранится в Harry Ransom Center в Техасском университете в Остине (США). Она была обнаружена в 1952 году историками Хельмутом и Элисон Гернсхайм.
Изображение, которое обычно публикуют — это репродукция или ретушированная версия, где контраст усилен для лучшей читаемости.