Найти в Дзене

Теперь об этом можно рассказать, или На что я забивала, работая в школе. Часть 2. Анализ ВПР

Продолжаю делиться воспоминаниями о тех аспектах школьной жизни, которые вызывали жестокую изжогу. В первой части это была организация школьного этапа олимпиад. Сегодня про ВПР и многостраничные анализы их результатов Очень надеюсь, что сегодня ВПР пережили свои детские болезни и вошли в нормальную рабочую колею. Но я застала времена, когда эта форма проверки знаний делала первые шаги, оступалась и падала на учительские плечи «стремительным домкратом». Содержание ВПР Нормальный учебный процесс планируется, в самых общих чертах, следующим. Министерство просвещения устанавливает, что именно школьник должен знать и уметь. Возьмем на примере одной дидактической единицы. Допустим, школьник должен знать названия и функции частей растения, а также уметь распознавать их «на натуре». Это прописывается в программе, программа доводится до учителя. Учитель выбирает методы, при помощи которых добьется понимания школьником указанной дидактической единицы. Далее Министерство проверяет результат. На п

Продолжаю делиться воспоминаниями о тех аспектах школьной жизни, которые вызывали жестокую изжогу. В первой части это была организация школьного этапа олимпиад.

Сегодня про ВПР и многостраничные анализы их результатов

Очень надеюсь, что сегодня ВПР пережили свои детские болезни и вошли в нормальную рабочую колею. Но я застала времена, когда эта форма проверки знаний делала первые шаги, оступалась и падала на учительские плечи «стремительным домкратом».

Содержание ВПР

Нормальный учебный процесс планируется, в самых общих чертах, следующим. Министерство просвещения устанавливает, что именно школьник должен знать и уметь. Возьмем на примере одной дидактической единицы. Допустим, школьник должен знать названия и функции частей растения, а также уметь распознавать их «на натуре». Это прописывается в программе, программа доводится до учителя. Учитель выбирает методы, при помощи которых добьется понимания школьником указанной дидактической единицы. Далее Министерство проверяет результат.

На практике содержание вопросов ВПР являлось тайной, в результате чего практиковалась не подготовка к проверке знаний, а заучивание ответов на имевшиеся в сборниках варианты заданий. Сборники стоили денег, кто-то получал профит.

В результате я должна была не выстраивать вместе со школьником картину мира живой природы, а натаскивать на ВПР. Поэтому признаюсь, что специально к ВПР я никогда не готовила. Они не очень сложные, поэтому если качественно преподавать предмет, то обычно проблем при написании работы не возникает.

Больше всего проблем было, да и сейчас, наверное, ничего не изменилось - с картинками. Одна из этих картинок запомнилась на всю жизнь и навсегда сформировала мое отношение к подобной проверке знаний.

На той картинке была изображена девушка в камуфляжной куртке, перед которой сидела крупная овчарка. На поясе у девушки просматривалась какая-то палка. Задание было, на первый взгляд, элементарным и вообще не требующим каких-то специальных знаний по биологии.

Надо было назвать профессию девушки.

Две трети детей (пятиклассников) написали: «Пограничница». На чем они основывались? Камуфляж — значит, военная. Собака служебной породы, представители которой обычно и используются при охране границы. Есть ущерб в такой логике?

Оказалось, что есть. Правильный ответ: «Кинолог».

Тот факт, что среди пограничников могут быть кинологи, а кинологи могут служить пограничниками, составители вопроса не учитывали. И у детей минус два балла.

И смысл мне такое во всех параллелях по всем вопросам подробно анализировать? Для себя я анализ, естественно, сделаю. Но в огромной таблице, подробно описывая для завуча, почему дети вместо «кинолог» написали «пограничница», какова моя вина в этом и что я планирую сделать для недопущения в дальнейшем — увольте.

Какой требовался анализ

Может, и везде так было. А может, только наша завуч была настолько тщательна в анализе результатов. А только требовала она присылать ей гигантские таблицы.

Отчетная таблица должна была выполняться в программе Excel и состоять из нескольких листов, количество которых было ровно в два раза больше, чем число параллелей, в которых были проведены ВПР. В моем случае это было 4 листа, потому что изначально ВПР проводили в пятых и шестых классах.

На первой вкладке нужно было по вертикали разместить фамилии учеников одной из параллелей, по горизонтали — номера вопросов, на пересечениях — полученные за ответы баллы. На второй вкладке разряды заданий по кодификатору, напротив каждого— количество учеников числом и в процентах, получивших за задание 1 балл, 2 балла (при наличии) и 0 баллов.

В следующей графе должны были разместиться мои размышлизмы на тему, отчего так получилось, далее — запланированные мною действия по ликвидации безграмотности, далее — номера параграфов, упражнений, цифровых заданий и прочая, что нужно проработать каждому ученику (у всех по-разному, ошибки-то разные), и в последней графе — сроки исполнения.

Представляете объем работы? Если делать честно, то на это уйдет неделя, если не вести при этом уроки, и месяц, если вести. Знаю коллег, которые одолели эту таблицу за пару ночей. Ночь на субботу и ночь на воскресенье.

Я не стала даже начинать. Написала короткую служебную записку, в которой указала основные ошибки и меры их устранения. Заготовила оборонительное оружие. Дескать, глаза устали, сил нет.

Но видно, завуч закопалась в первых присланных ей таблицах, поняла, что времени в конце года у нее тоже нет (она же их не складывать собиралась, а дальше анализировать), и дело как-то само собой остановилось.

Воистину говорят: не торопись выполнять указание руководства — возможно, завтра его отменят.

Другие статьи автора:

Методические статьи (их на канале большинство, но я работала по концентрической программе, поэтому делайте поправку на параллель):

А еще рецензии на кино:

А у вас бывало, что какой-нибудь непосильный труд отменяли?