Найти в Дзене

Симоне Мартини

Всем привет! Продолжаем знакомиться с художниками Позднего Средневековья, и сегодня у нас на повестке - еще один художник из Сиены (как и Дуччо) - Симоне Мартини (1284-1344?) Наш любимый Джорджо Вазари приписывает, как обычно, рукам художника больше работ, чем было им написано на самом деле. Тем не менее, Симоне оказался действительно продуктивным. Он принадлежит к Сиенской школе, но работал также в Ассизи, Риме, Неаполе и Авиньоне. Но давайте сначала поговорим о самой Сиене. В период с 1125 по 1555 это был не просто город, но Сиенская Республика. Это означало, что во времена Дуччо, Мартини и их последователей идентичность города только формировалась. Это оказало влияние на художественный язык города. В 1280г началось строительство Палаццо Публико - нечто вроде Белого Дома. Первый этап строительства завершился в 1310 году - здание с одной стороны включало помещения для офиса главы города (падесты), а с другой - для заседаний политиков. В 1325г строительство продолжилось, и к зданию б

Всем привет!

Продолжаем знакомиться с художниками Позднего Средневековья, и сегодня у нас на повестке - еще один художник из Сиены (как и Дуччо) - Симоне Мартини (1284-1344?)

Воображаемый портрет Симоне Мартини (Джорджо Вазари)
Воображаемый портрет Симоне Мартини (Джорджо Вазари)

Наш любимый Джорджо Вазари приписывает, как обычно, рукам художника больше работ, чем было им написано на самом деле. Тем не менее, Симоне оказался действительно продуктивным. Он принадлежит к Сиенской школе, но работал также в Ассизи, Риме, Неаполе и Авиньоне.

Но давайте сначала поговорим о самой Сиене. В период с 1125 по 1555 это был не просто город, но Сиенская Республика. Это означало, что во времена Дуччо, Мартини и их последователей идентичность города только формировалась. Это оказало влияние на художественный язык города.

В 1280г началось строительство Палаццо Публико - нечто вроде Белого Дома. Первый этап строительства завершился в 1310 году - здание с одной стороны включало помещения для офиса главы города (падесты), а с другой - для заседаний политиков. В 1325г строительство продолжилось, и к зданию были присоединены помещения для проживания падесты. А в 1339 г началось строительство башни, и завершилось оно в 1348 году:

-2

Из-за развивающегося характера города декоративная программа Палаццо была очень необычной для своего времени - появлялись все более и более светские элементы, встраиваемые в привычно религиозный контекст. Так, характерные черты изображений:

  • присутствие Девы Марии - сиенцы сделали ее своей покровительницей, и даже больше - наделили ее чем-то вроде королевской власти. Так же часто появляются Святые Покровители города - святые Ансан, Савин, Кресцентий и Виктор;
  • римский характер. Возможно, связан с мифом о том, что город был основан сыновьями-близнецами Рема, основателя Рима;
  • общественная тематика: не всегда строго отделимая от религиозной,
    была разнообразной и колеблется от pitture infamante (изображения лжесвидетелей, мятежников и других злодеев), изображений подчиненных территорий и тем правосудия, до иллюстраций последствий хорошего и плохого правления.

Эти темы в художественном облике города поддерживались как Мартине, так и его последователями.

Но давайте сначала разберемся с Мартине. Одно из его главных произведений - Маэста, выполненная в 1312-1315 и подкорректированная им же в 1321 в Зале Заседаний Палаццо Публико:

-3

Изображение просто немыслимых размеров - 836 x 977 см - занимает целую стену:

-4

В документах по Мартини есть большой пробел, который не покрывает первые 30 лет его жизни, так что достоверно не известно, где он учился. Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что Симоне был учеником Дуччо, а также работал совместно с ним над несколькими проектами. Считается, что совместная работа художников над Маэста во многом сформировала стиль и художественный характер Симоне на начальном этапе, который позже художник развил и сделал очень "своим".

-5

Другие источники (в том числе Вазари) утверждают, что Мартини был учеником Джотто и работал с ним в Ассизи над циклом жизни Святого Франциска.

Так или иначе, Маэста Симоне, хоть и несет на себе легкий оттенок прежних мастеров, сильно отличается от любых других подобных изображений. Из-за своеобразного фона создается впечатление, будто вся святая братия находится не на небесах, а на земле (конечно же, в Сиене)

-6

Мадонну с Младенцем окружают 30 святых:

-7

Среди них - Святые Покровители (слева на коленях двое) - Ансан и Савин:

-8

Крайние справа на коленях - Кресцентий и Виктор:

-9

В раме расположены 20 медальонов с изображениями Бога-отца, Евангелистов, Ветхо-Заветных пророков и Докторов Церкви:

-10
-11
-12

Внизу рамы - символическое изображение Старого и Нового Законов. Старый Закон представлен в виде пожилой женщины, стоящей перед сокращенным текстом Десяти Заповедей, записанных в Ветхом Завете. Новый Закон представлен в виде молодой женщины с текстом, в котором перечислены 7 таинств (крещение, конфирмация, евхаристия, покаяние, брак, рукоположение, соборование):

-13

Кроме того, в изображении присутствует множество следов гражданской идентичности Сиены. Например геральдические изображения внутри
картины и ее рамы, включая копию коммунальной
печати Сиены, эмблему
Capitano del Popolo (Капитана Народа), бальзану (щит Коммуны Сиены)
:

Копия печати Сиены
Копия печати Сиены
Бальцана (также повторяется на балдахине над Мадонной)
Бальцана (также повторяется на балдахине над Мадонной)
Справа лев - эмблема Capitano del Popolo
Справа лев - эмблема Capitano del Popolo

Политический характер работы также поддерживается надписями. Младенец Иисус держит в руках свиток с цитатой из Библии - очень уместное напоминание о справедливом правлении (учитывая, где расположена фреска)

"Любите справедливость, вы, судящие землю"

-17

В этом свитке интересно не только его содержание, но и техника - изначально Мартини использовал настоящий лоскут пергамента для этого участка.

В целом материальность и эксперименты с техникой очень характерны для Симоне - о пробовал разную толщину и состав материала, гипсовые рельефы, изобретал штампы, вклеивал куски пергамента, вставлял камни и элементы эмали и т.д. Известно, что для одной алтарной работы в Неаполне Симоне использовал 21 штамп, каждый со своей индивидуальной формой отпечатка.

-18
-19
-20

В этом же зале на стене напротив изображен еще более светский сюжет (он присваивается Мартини, но это не доказано). Гвидориччо да Фольяно при осаде Монтемасси (1330):

-21

Размеры - 340 x 968 см:

-22

Гвидориччо, командующий сиенскими войсками, на коне на фоне пейзажа, в котором происходит осада Монтемасси. Внизу фрески указан год завоевания Монтемасси сиенскими войсками.

Фигура, вероятно, была предназначена для воплощения военных претензий и стремлений Сиенской коммуны; Гвидориччо здесь идентифицируется только по его геральдике. Панорамный пейзаж примечателен по сравнению с чем-либо ранее написанным в Сиене — наиболее уместные сравнения можно найти в более ранних картинах в Ассизи. Симоне включил в сцену «портрет» города Монтемасси, вид некоторых временных осадных сооружений (так называемый баттифолле в центре) и вид сиенского лагеря справа. Эмблематичность изображения подчеркивается отсутствием на фреске других людей, что делает сцену странно нереальной. Как и многие работы Симоне, это был весьма необычный заказ, очевидно, беспрецедентный и требующий создания нового типа иконографии.

-23
-24

Кстати о новой иконографии - Мартини приписывается работа в Базилике Святого Франциска в Ассизи, где он расписал часовню Святого Мартина в нижней церкви.

Это действительно беспрецедентный заказ, так как Святой Мартин появляется очень редко в Итальянской иконографии. Сцены для изображения, скорее всего, выбрал патрон - францисканский кардинал. Тем не менее, они дали Симоне ряд великолепных возможностей для изображения моментов светской и церковной пышной жизни. Многие из использованных техник встречаются также в Маэста, рассмотренной выше. Здесь художник получил простор для описания костюма, и есть некоторые шляпы, которые были убедительно идентифицированы как венгерские по стилю. Возможно, наиболее примечательным из всего выполненного мастером является поразительный набор характеристик человеческого лица и выражения:

-25
-26
-27

Двигаемся дальше.

Одно из самых известных произведений Мартини (которое называют источником вдохновения для Ван Дейка) - Благовещение (1333):

-28

Считается, что над этим произведением Симоне работал вместе со своим учеником и, по совместительству, зятем Липпо Мемми (муж сестры). Заказ был для кафедрального собора Сиены. Здесь в полной мере раскрывается материальный характер изображения:

-29
-30
-31
-32
-33
-34

Алтарное украшение выполнено в новом готическом стиле. Все техническое мастерство Симоне было задействовано. Выразительно и наличие редкой чувствительности: Гавриил, открыв рот, произносит роковые слова, которые выбиты на золотом фоне, а Дева Мария на своем великолепном троне отступает в тревоге. Это настоящая драма.

Картина первоначально украшала алтарь Святого Ансана в Сиенском соборе и была заказана как часть цикла из четырех алтарных образов, посвященных святым покровителям города в 1330–1350 годах. Среди них были «Введение во храм» Амброджо Лоренцетти, «Рождество Богородицы» Пьетро Лоренцетти и «Рождество», приписываемое Бартоломео Булгарини. Все картины представляют эпизоды из жизни Девы Марии и были увенчаны «Маэстой» Дуччо ди Буонинсенья. Использование художниками дорогого лака, сусального золота и труднодоступного лазурита в картине демонстрирует общественный престиж заказа.

По сторонам от Мадонны и Гавриила изображены святые. Слева - Святой Ансан Сиенский (Согласно преданию, святой Ансан принёс христианство в Сиену, в ту пору бывшую римской колонией, за что был сварен в котле, но не умер, так что императору пришлось его обезглавить). В правой руке от держит флаг с бальзаной Сиены, а в левой - пальмовую ветвь, традиционный символ мученичества в христианском искусстве. Она обозначает победу над смертью и верность вере даже до конца:

-35

Фигура справа до сих пор является предметом споров. Тем не менее, большинство исследователей сходятся на мнении, что это Святая Максима - она была няней Ансана и, как и он, подверглась гонениям и была убита за свою веру:

-36

Максима и ее подопечный-мученик призывают нас поразмышлять о Марии в тот момент, когда ей было предложено стать матерью Иисуса Мессии.

В 1335 году Симоне переезжает в Авиньон. В это время здесь располагался Папский престол. Но источники не находят подтверждения тому, что Мартине работал для Пап - скорее всего, он был гостем одного из придворных.

Здесь выполнена одна из самых необычных работ Симоне - оформление фронтисписа для манускрипта собрания сочинений Вергилия.

Фронтиспи́с - рисунок перед первой страницей книги или вверху страницы перед началом текста.
-37

-38

Этот манускрипт был обнаружен Франческо Петраркой (который значительную часть своей жизни провел в Авиньоне), и он, на удачу, оказался другом Симоне Мартини. Так что, когда собрание было оформлено как полагается, Симоне с удовольствием выполнил заказ своего друга.

Эта живопись на пергаменте приглушенных тонов и исключительной утонченности настолько необычна в контексте рукописной живописи 14го века. Особенность этого изображения можно объяснить задумкой Петрарки - фронтиспис был задуман как «классическая» картина, подходящая к классическим текстам, которые следуют за ним.

Исследователи предполагают, что композиция отчасти также была придумана Петраркой - наверху справа изображен Вергилий в порыве вдохновения.

-39

Как поясняет надпись, его секреты раскрывает его комментатор, Сервий, который символически отдергивает блестяще нарисованную прозрачную завесу.

Вокруг стоят те персоны, которым адресованы известнейшие произведения поэта: воин (Энеида), земледелец (Эклоги) и сельский человек (Георгики).

-40
-41

После отъезда Симоне в Авиньон, его место при коммуне Сиены заняла мастерская братьев Лоренцетти. О них и поговорим в следующей статье)

Работая в центральной Италии (в основном в Сиене), Неаполе и Авиньоне, Симоне занимает место, с точки зрения профессионального мастерства и ловкости рук, одного из выдающихся художников XIV века в Европе. Его грандиозные формальные алтарные образы охватывают на самом возвышенном профессиональном уровне ряд декоративных приемов, которые были просто вне досягаемости большинства его современников. Документированная работа Симоне гораздо богаче контрастами, чем сопоставимая продукция любого другого художника 14-го века, что раскрывает его беспокойный и новаторский темперамент.