«Ростелеком» провёл глобальное исследование «Виртуальный мир глазами ребёнка»: что удалось понять о поведении детей и подростков в интернете?
Первый опыт
Подростки любят вместе смотреть видеоролики.
В возрасте 4–7 лет дети начинают использовать мессенджеры, — в основном для связи с родителями. По результатам глубинного опроса, в этой возрастной группе 74% детей общаются с родителями онлайн, а с друзьями — только 64%. Больше половины детей используют WhatsApp* (потому что им чаще пользуются родители и члены семьи), реже — Telegram и другие мессенджеры. Результаты интервью показали, что, как правило, личный телефон появляется у ребёнка в 6-7 лет, — родители покупают детям смартфоны перед началом школы. Неумение читать и писать больше не является преградой для использования мессенджера: вместо текстовых сообщений дети используют доступные им звонки, голосовые сообщения, смайлы и стикеры.
*WhatsApp принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ.
Общение с друзьями в мессенджере начинается примерно в 8-9 лет, причём чаще всего оно ограничено решением базовых задач: договориться выйти погулять или поиграть вместе.
А поговорить?
В 9–11 лет дети приходят в соцсети и Telegram, активно используя текстовые формы коммуникации, перемежая «речь» гифками и мемами. Голосовые сообщения чаще всего используются при необходимости рассказать длинную историю, которую долго набирать текстом. Подростки продолжают эту тенденцию и активно пользуются всеми видами общения, кроме видеозвонков, которым они предпочитают кружочки.
В подростковом возрасте одной из основ реального взаимодействия становится совместный просмотр контента на телефоне — многие ребята смотрят вместе тик-токи, видео и различные мемы, сидят в социальных сетях.
Под пиратским флагом
Возрастная группа 9–11 лет представляет собой переходную аудиторию: с одной стороны, они все ещё активно смотрят мультфильмы, но с другой — проявляют интерес к блогам и другим развлекательным форматам. Чем взрослее дети, тем чаще они использует стриминговые сервисы. Самые популярные сервисы — отечественные: VK Music популярен среди подростков, а более юная аудитория чаще использует Яндекс Музыку. Статистически заметную роль играет и благосостояние семьи — доступ к важным функциям привязан к платным подпискам. Но дети часто не хотят покупать подписки на лицензионный контент, поэтому пиратничают.
Разрабы рулят
Подростки считают создание компьютерных игр ценной работой, за которую необходимо платить, и покупают официальные версии игр, чувствуя, что тем самым оплачивают труд разработчиков и вносят вклад в продолжение разработки игр данной командой. В компьютерные игры на ПК играют более трети подростков, в мобильные игры — практически все. Какой-то особой приверженности в жанрах нет, но две игры на первых местах по аудиторным показателям относятся к так называемым «песочницам» или метавселенным — это Roblox и Minecraft.
Сегодня молодые люди начинают всё больше ценить живое общение.
Самопрезентация как смысл жизни
Личные страницы или блоги в интернете дети заводят в девять лет — для представителей поколения Альфа большое значение имеет возможность самовыражаться и делать что-то креативное. На первом месте среди причин желания стать блогером стоят деньги, но есть и мотивация делать «прикольные штуки» и показывать свои умения. Сегодня навыки по созданию контента вшиты в «заводские настройки» у многих детей, — особенно у «альфят», которые родились и растут в цифровом мире. Самые распространенные типы публикаций — фото и видео. Дети умеют обрабатывать в редакторах все типы контента, а ещё любят создавать стикеры в Telegram, — это помогает им более ярко выражать свои эмоции.
Интернет научит
В процессе обучения дети используют синтез из цифровых и аналоговых инструментов — 40% подростков пользуются образовательными сайтами, цифровыми учебниками, пособиями и тестами. Альтернативой материалам на образовательных сервисах является обучающий контент на видеохостингах, находящийся в свободном доступе. Школьники активно смотрят образовательные видео — к примеру, если какая-то тема в школе оказалась для них непонятной или была пропущена. Большой популярностью пользуются научно-популярные видео. Одним из ключевых трендов последних лет в сфере обучения стало развитие нейросетей.
Современные дети всё чаще используют нейросети для выполнения домашнего задания, написания докладов и усвоения нового материала.
Эй, здравствуй!
Взрослея, дети чаще знакомятся в интернете — в основном, через игры и игровые платформы. В процессе совместных игровых сессий коммуникация нередко выходит за пределы самой игры и перерастает в дружеские связи. Кроме того, популярны специализированные серверы в Discord, созданные специально для поиска знакомств, где дети могут находить новых друзей. Другой распространённый способ — социальные сети, например, «ВКонтакте», где дети и подростки знакомятся через ленту друзей и группы.
Фу, таким быть
Значительное количество опрошенных подростков отметили, что во время встречи сидят в телефонах, но сегодня всё больше становится модным «реальное общение». «Если кто-то сидит в телефоне, мы — фу, пришёл с нами пообщаться», – сказала исследователям 16-летняя девушка из Курска. Сегодня подростки и молодые люди начинают всё больше ценить живое общение и взаимодействие, оно позволяет им получить максимум эмоций, лучше понять человека и в целом более разнообразно с точки зрения взаимодействия. Большая часть детей хотела бы чаще проводить время в реальном мире с друзьями.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерий ПАНОВА
Читайте также:
Не спрятаться, не скрыться
Как влияет кибербуллинг на нашу жизнь и можно ли уберечь от него ребёнка?
Главный компьютер
Почему гаджеты могут нанести непоправимый вред мозгу ребёнка и чем опасны занятия по раннему развитию?
Кто сказал «мяу»?
Почему на квадроберов объявлена охота и что делать родителям, если их ребёнок считает себя «кошечкой»?
Это детям не игрушки!
Как распознать первые симптомы игровой зависимости у ребёнка и помочь ему? Советы эксперта.
Кровь на асфальте
Детская агрессивность: причины, способы саморегуляции и выход из ситуации.