Фильм "Игла" (1988 г.) казахского режиссера Рашида Нугманова – это культовая артхаусная лента, снятая в период перестройки и пропитанная атмосферой загадочности. Чуть ли не каждый художественный образ (белый снег, растрескавшаяся земля, свет, тьма, кровь) в этой картине насыщен глубоким символическим содержанием. Символичны и поступки главного героя-одиночки Моро в исполнении широко известного рок-барда Виктора Цоя.
Моро разыскивает в Алма-Ате Спартака (А. Баширов), расправляется на улице с "нар-кошами", рассматривает на берегу Арала детский журнал "Веселые картинки" (с портретом Пушкина на обложке) неспроста, но со смыслом. Герой стремится к великой (хотя и утопичной) цели - победе "хорошего" добра (восстановлению отношений с Диной, ее здоровья и, в целом, здоровья общества) над "плохим" злом (преступностью, безответственностью, жаждой наживы, "веществами", насилием). Он идет к торжеству новых, "рокерских" ценностей (музыки, свободы, любви), над ценностями старыми, советскими.
Однако один поступок крутого и опасного героя Виктора Цоя долгое время оставался для меня совершенно непонятным. А именно: то, как Моро поступил с главным антагонистом картины нар-кодилером Артуром Юсуповичем в финале, когда решительно ничего этому злодею не сделал... Даже не побил.
Вот почему герой Цоя бьет несчастных любителей "веществ", а распространителя - нет? Напомню, что дело происходит незадолго до конца фильма в круглом бассейне, в котором с наслаждением плещется Артур Юсупович. Перед этим Моро увозит Дину на Арал и привозит обратно в город, а врач-убийца Артур вновь подсаживает несчастную девушку на "вещества". Казалось бы, терпение "черного воина" должно было лопнуть, но нет. Почему?
Давайте разбираться.... На первый взгляд, ответ кажется очевидным: Моро не хотел пачкать руки, предпочитая оставаться в стороне от грязных дел. Но если копнуть глубже, то можно найти несколько более интересных объяснений.
1. Моро – спаситель. Возможно, все дело в обычной психологии. Артур Юсупович, Дина и Моро образуют определенный архетип, треугольник (психологи называют это триангуляцией) отношений, где у каждого участника есть своя, определенная роль. Например, герой Петра Мамонова выступает в фильме в образе агрессора, гонителя (или манипулятора и провокатора, вызывающего негативные эмоции и принуждающего к действиям). Дина примеряет образ жертвы, которая принимает удар на себя и жестоко страдает от этого. А Моро выступает в образе спасителя. Ведь он человек добрый. Мухи не обидит. Моро спасает Дину от Артура и излечивает от зависимостей. Именно он, Моро, в фильме становится настоящим Врачом (в противовес ложному врачу-деструктору Артуру). Цель героя Виктора Цоя – спасти человека, а не устраивать самосуд. Поэтому Моро как бы просто наблюдает за происходящим, позволяя событиям развиваться своим чередом. И делает свое дело.
2. Моро - воспитатель. Возможно, все дело в характере и личной харизме Моро. Ведь он не только Врач и Целитель. Он также Учитель, Наставник, Воспитатель. Вероятно, Моро приходит в бассейн к Артуру, чтобы перестроить (напомним, что перед нами кино "перестроечной" эпохи), перевоспитать негодяя одним своим появлением с друзьями Спартака (оказав всего лишь небольшое психологическое давление). Моро (в образе Виктора Цоя) верит в воспитательный эффект своих песен, ценностей, посылов, "художественного" образа наконец. Иначе и петь незачем, все напрасно, все зазря. И потому герой не жалеет сил на перевоспитание заблудшей души героя Петра Мамонова.
Косвенным аргументом этого тезиса становится в фильме закадровая озвучка на итальянском языке. В качестве озвучки к сцене в бассейне прилагается отрывок урока по итальянскому языку Л. А. Петровой с привлечением широко известных героев комедии дель Арте: Панталоне, Арлекина, Коломбины и других (такие уроки транслировались в советское время по второй программе около полудня). Благодаря забавной и смешной закадровой озвучке опасный и грозный нар-кодилер низводится до простоватого, неуклюжего и больного Панталоне. Зло, по задумке воспитателя и учителя Моро, подвергается здесь всенародному осмеянию и - таким образом - обличается, даже избывается.
3. Моро бессилен перед системой. Возможно, все дело в бессилии главного героя перед преступной нар-косистемой, которая опутала своими щупальцами весь человеческий мегаполис (не случайно на берегу Арала Дина показана запутавшейся в рыбачьей сети, а в песне "Группа крови" сам Цой говорит, что город - в "дорожной петле"). Вероятно, Моро, понимает, что уничтожение одного нар-кодилера ничего не изменит. На его место придет другой, и проблема останется. Ключей же для радикального решения проблемы Моро в фильме не имеет. Сказочный Кощей (Артур Юсупович) не умрет, потому что Иван-царевич (Моро) не нашел единственное средство его умерщвления - иглу. Игла превратилась в орудие порабощения несчастных людей. Нет даже волшебных помощников, чтобы ее (иглу) добыть. Верный друг (Спартак) изолгался и думает только о наживе, принцесса (Дина) переживает "стокгольмский синдром", привязавшись к своему мучителю Артуру...
Таким образом, причин, по которым Моро не тронул Артура, может быть множество. И каждый зритель может найти свою интерпретацию. Важно то, что "Игла" – это не просто криминальный боевик, а глубокий и многослойный, символичный фильм, который заставляет нас задуматься о важных вопросах жизни и смерти, добра и зла, света и тьмы, надежды и отчаяния.
Читайте также другие статьи:
Какой секрет хотел узнать апостол Андрей из песни "Прогулки по воде"
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 1.
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 2.
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 3.