Две легенды, два культовых автомобиля 80-х. Они покорили миллионы, подмяли под себя конкурентов и разделили автолюбителей на два лагеря. До сих пор фанаты спорят, кто же был лучшим бизнес-классом той эпохи.
Рождение соперников
Германия, первая половина 80-х. Mercedes готовит замену легендарному W123 — одному из самых надежных автомобилей в истории марки. Таксисты, души не чаявшие в 123-м, были в ярости, узнав о снятии модели с производства. Некоторые города даже видели акции протеста.
В 1984 году дебютировал Mercedes W124. Поначалу автолюбители относились к новинке с осторожностью, но уже через год продаж 124-й стал абсолютным бестселлером в своем классе по всей Европе.
Строгий кузов, огромный выбор двигателей, комфорт и великолепное качество покорили покупателей. Mercedes продавался в разы лучше конкурентов, несмотря на высокую цену — 27 тысяч долларов (67 тысяч в современном эквиваленте) за базовую версию.
BMW с их устаревшей пятеркой E28 ничего не могли противопоставить новому Mercedes. Но баварцы не сидели сложа руки. Через два с половиной года после дебюта 124-го на сцену выходит BMW E34 — автомобиль, на проектирование которого ушло 6 лет. Современный кузов, роскошный салон, новое шасси и первоклассные моторы — E34 имела все шансы отобрать лидерство у Mercedes.
Техническое противостояние
Оба автомобиля предлагали огромный выбор моторов: четырех-, шести- и восьмицилиндровые. У BMW двигатели более верховые, у Mercedes максимальный крутящий момент достигается раньше. Но если по моторам примерный паритет, то подвески кардинально различаются.
Mercedes получил более сложную и технологичную конструкцию. Спереди — MacPherson с разнесенными пружиной и амортизатором, сзади — многорычажка. У BMW впереди обычный MacPherson, сзади — косые рычаги. Рулевое управление тоже разное: у BMW редукторное, у Mercedes — винт-шариковая гайка.
Коэффициент аэродинамического сопротивления у Mercedes чуть лучше — 0,29 против 0,31. Развесовка по осям у BMW идеальная 50:50, против мерседесовских 56:44.
Философия управления
На ходу эти автомобили диаметрально противоположны. BMW сразу дает понять — подвеска собранная, спортивная. Автомобиль управляется азартно, крепко сбитая подвеска провоцирует на активную езду. Крены минимальные, сиденья с хорошей боковой поддержкой крепко держат в поворотах.
Mercedes — полная противоположность. Мягкий, плавный, в поворотах кренится сильнее. Но плавность хода подкупает. Чем быстрее езда, тем меньше замечаются неровности. Прекрасная шумо- и виброизоляция подтверждает — комфорт здесь главная цель.
У BMW на неровностях начинаются отклонения от курса — сказывается жесткая подвеска, которой не хватает энергоемкости. Mercedes держит курс как локомотив, его не сдвинут с пути даже сильные порывы ветра.
Для желающих более спортивной езды Mercedes предлагал пакет Sportline: иные диски, спортивные сиденья, занижение на 1,5 см. Но философия 124-го — это комфорт, безмятежность и размеренность. На нем не всегда хочется ехать быстро, удовольствие получаешь от неспешной вальяжной езды.
Битва заряженных версий
Новый виток соперничества начался с появлением топовых версий. В январе 1989 года с конвейера сошла первая BMW M5 E34. Иной передний бампер, аэродинамические юбки, задний диффузор, раздвоенный выхлоп. Подвеска ниже на 2 см, эффективнее тормоза. Рядная шестерка выдавала 315 л.с., разгон до сотни — 6,3 секунды. Самый быстрый седан класса.
Mercedes ответил в том же году, создав спортивную версию при помощи Porsche. На мощностях Porsche собирался Mercedes 500E, прозванный журналистами «Волком». Под капотом — V8 мощностью 326 л.с., агрегатированный исключительно с 4-ступенчатым автоматом. Разгон до сотни — 6,1 секунды. Расширенные арки, другая оптика, более агрессивные бамперы с противотуманками.
Замеры показали интересные результаты. В одних тестах BMW опережала Mercedes, в других — наоборот. В японском Best Motoring Mercedes показал лучший круг в тайм-атаке, но BMW выиграла гонку. При старте с места Mercedes обходил BMW, но к концу заезда мог пропустить соперника вперед.
После рестайлинга M5 получила увеличенный до 3,8 литра мотор мощностью 340 л.с., но кардинально это расклад сил не изменило.
Вмешательство тюнеров
Alpina в 1989 году выпустила B10 Biturbo на базе 535i. Шестицилиндровый мотор с двумя турбинами Garrett T25 выдавал 360 л.с. Разгон 0-100 — 5,2 секунды, максималка — 288 км/ч.
AMG создала Hammer на базе 300E, заменив рядную шестерку на V8 от S-класса. Мощность довели до 385 л.с., разгон — те же 5,2 секунды, но максимальная скорость поражала — 306 км/ч. Рекорд среди седанов, недостижимый даже для суперкаров Ferrari Testarossa и Lamborghini Countach.
Вершиной стали 12-цилиндровые монстры от Hartge и Brabus. Hartge взяли мотор от BMW 750i и форсировали до 480 л.с. Brabus довел V12 от S-класса до фантастических 582 л.с. Разгон 0-100 — 4,6 и 4,5 секунды соответственно. Максималка у Mercedes — 307 км/ч, у BMW — 324 км/ч.
Легендарная надежность
124-й Mercedes неоднократно входил в топы немецкой ассоциации ADAC как один из самых надежных автомобилей периода. Его шестицилиндровые моторы, особенно дизели, признавались самыми ресурсными в мире.
Таксист Марк Бьялк накатал на своем Mercedes 1,3 миллиона километров. Универсал из Нидерландов установил рекорд — 2,1 миллиона. Но абсолютным чемпионом стал норвежец Магнус Саэле, проехавший на 3-литровом дизеле 3,4 миллиона километров. «Я никогда не имел с ним проблем. Двигатель, коробка — все родное с 91-го года. Только заливал топливо и менял масло», — говорит владелец.
BMW E34 также входила в рейтинги надежности ADAC и признавалась выносливым автомобилем класса, но таких феноменальных историй о многомиллионных пробегах у нее нет.
Философия выбора
BMW E34 хвалили за великолепную управляемость, упругую подвеску и водительскую ориентацию салона. Оборотистые моторы и спортивный характер создавали имидж спорткара в деловом костюме.
Mercedes W124 покорял шикарной комфортной подвеской, энергоемкостью и благородством. По качеству исполнения ни один конкурент не мог с ним тягаться. Его обожали тюнинг-ателье за высокий потенциал доработки.
Даже статистика продаж не дает однозначного ответа, кто лучше. Каждый выбирал философию по душе и голосовал деньгами. У этих машин было много конкурентов — Citroen XM, Lancia Thema, Volvo 850, Saab 9000. Но посмотрите на дороги сегодня — вы вряд ли увидите их, зато старенькие E34 и W124 все еще катаются по улицам городов.